ТЕМА ТРЕТЬЯ: ПРАОБЩИНА (ПЕРВОБЫТНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО)
ПЕРВЫЙ ВОПРОС: ИСТОЧНИКИ РЕКОНСТРУКЦИИ ПРАОБЩИНЫ
ВТОРОЙ ВОПРОС: СТРУКТУРА ПРАОБЩИНЫ. ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПРАОБЩИНЕ
ТРЕТИЙ ВОПРОС: ОХОТА И СОБИРАТЕЛЬСТВО;
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС: РАЗВИТОИЕ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ
ПЯТЫЙ ВОПРОС: ПЕРВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
Литература: то же, что и в предыдущей теме. Следующее: Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. М, 1980. Алексеев Валерий Павлович Становление человечества, М. 1984; Джейн Гудолл Шимпанзе в природе: поведение. М. 1992.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Трудно говорить о социальных отношениях. Тот период первоначального объединения гоминид прежде назывался «Эпоха первоначального человеческого стада». Сейчас чаще термин «праобщина». Зарождение праобщины осуществляется у австралопитековых, а окончательно оформляется с появлением рода Homo.
Занимает праобщина нижний и частично средний палеолит. Это не была единая застывшая форма, она эволюционировала вместе с человеком: менялась структура, речь, половые отношения. Для реконструкции периода используются источники: данные археологии и антропологии, данные этнографии помочь не могут. Зато важную роль играют данные зоологии, а точнее этологии – науки о поведении животных, и приматологии – науки о приматах.
До середины XX в. наблюдение за обезьянами велось в лабораториях или зоопарках. Лишь с 1960-х годов ряд исследователей (Дж. Гудолл) перешли к наблюдению (несколько лет) за обезьянами в диких условиях. Наблюдению подвергались человекообразные обезьяны, павианы, шимпанзе, гориллы. Было замечено, что шимпанзе могут приспосабливать для своих нужд предметы и совершенствовать их: они обрывают с ветки листья, а палку используют для ловли термитов, создают лежанки для сна, при столкновениях с врагами могут кидать камни. Шимпанзе склонны к обучению. Могут, живя с человеком, обращаться с предметами простой конструкции: открывают банки, пользуются ложками. Шимпанзе в неволе имеют зачатки абстрактного мышления.
Шимпанзе в состоянии научиться языку глухонемых. Для обезьян, обученных языку, интересные общаться с людьми, чем с сородичами. Шимпанзе эмоциональны, могут выражать радость, горе, страх. Используют мимику, жесты. Женская часть обезьян больше стабильна, чем мужская. Самки передают детенышам знания. Новые знания быстрее всех усваивают молодые самки, а медленнее всех – молодые самцы. Исследователи давали батат шимпанзе, самки стали первыми мыть его в воде. Часть передачи навыков – демонстрационное манипулирование. Чтобы выжить, Homo приспосабливались к менявшейся обстановке. И тут роль самок велика.Для оценки сторон жизни важно изучение стадных хищников. У стадных хищников нет абсолютного индивидуализма в добыче. При дележе животные, не участвовавшие в охоте, могут получить часть добычи. У шимпанзе добычу съедает тот, кто ее и поймал. Полезным для понимания отношений между австралопитеками является вывод этологов о враждебности ранним хищников: к ним относились как к конкурентам и при первой возможности нападали.
ВТОРОЙ ВОПРОС. Ранняя праобщина – группа людей по 20-30 особей. Важна реконструкция отношений в праобщине. у современных обезьян возможны разные взаимоотношения.
1) Стандартные семьи древесных обезьян: самка, самец, детеныш. Такие отношения встречаются у гиббонов.
2) Гаремные объединения: стада с доминированием 1 самца, туда входят самки, детеныши, периферийные самцы. Такие объединения встречаются у орангутангов, горилл.
3) Стада по мультисамцовому принципу, со многими самцами и самками без соединения в пары. В них есть промискуитет – беспорядочные половые связи. Это характерно для шимпанзе. У обычных шимпанзе в таких стадах самцы главенствуют, а у карликовых шимпанзе – самки. Стада, в которых пары могут складываться на короткое время, и даже при наличии пары не факт, что самка будет на это время верна одному самцу.
Для ранних стадий был характерен второй вариант. Во-первых, для таких гаремных объединений характерен половой диморфизм, а у австралопитековых он присутствует в полной мере.
Тип формируется вокруг зрелого самца и самок. Еще одно подтверждение такой гипотезы – это находка 1975, сделанная Дональдом Джехансеном, находка 13 останков австралопитековых. Гаремные объединения малоэффективны для трудовой деятельности: задача самца – удержать самок, других самцов – заполучить самок. В мультисамцовых коллективах существуют матрилинии: потомство сохраняет тесную связь с матерью, складываются связи между родичами по материнской линии. Внутри матрилинии половые связи ограничены. Конкуренция из-за самок носит мирный характер, в естественных условиях самками владеют до 80% самцов. И в это время происходит изменение женского организма: самка готова вступать в связь в любое время. Интересен такой момент: в стадах у шимпанзе самец уходит из стада один, самка уводит матрилинию.Мультисамцовые группы представляют большое удобство для охоты, помогают выживать большинство детенышей. Переход от гарема к мультисамцовым стадам переходит на стадии ранних Homo. Возможно, это было связано с объединениями разных гаремных стад. Это было удобнее для защиты и охоты.
01.11
Homo-хабилисы жили группами по 50 человек, постоянно мигрировали, временами возвращались на прежние стоянки. Видимо, на этих местах проживали женщины, а мужчины вели кочевую жизнь. Условия жизни архантропов были более разнообразны: это связано с разницей в условиях проживания. Питекантропам при движении на северо-восток требовались постоянные жилища. Появление таких жилищ помогало кооперации, уменьшению конфликтов. Одна из наиболее интересных и спорных теорий о неандертальцах принадлежит Луи Бинфорду, который считал, что неандертальские мужчины и женщины жили отдельно, ненадолго селясь вместе для спаривания. Палеонтологи сомневаются в выводах Бинфорла – в некоторых погребениях есть скелеты и мужчин, и женщин, и детей. Большинство коллектива у неандертальцев составляли подростки. Это плохо отражалось на молодом поколении, потому что забота о нем лежит на плечах стариков. Высокая доля молодняка в коллективах способствовала малым по плотности местам обитания, низкой плотности населения, неразвитой системе управления.
Расселение требовало совершенствования социального поведения: мужчины охотились, а женщины следили за огнем.ТРЕТИЙ ВОПРОС. Виды хозяйственной деятельности в праобщине – охота и собирательство. Другой источник мяса – остатки добычи хищников. Животная пища составляла в рационе гоминид 2-3%.
Ранние Homo были падальщиками. Среди олдувайских орудий почти нет орудий для охоты. Могла существовать охота на рептилий. В Олдувайском ущелье на одном из жилых мест были зафиксированы кости рыб, остатки моллюсков. У эргастеров доля мяса в рационе растет.
Говорить о постоянной охотничьей деятельности можно лишь с архаичных Homo. Например, охотились на слонов. На стоянках Homo гейдельбергских были найдены кости слонов, павианов.
1948 – в Саксонии обнаружили скелет древнего слона, в костях которого застряло 2-метровое копье из дерева. В Германии в одной из стоянок были найдены охотничьи копья (40 000 лет). Копья были без наконечников, с обожженными концами. Некоторые исследователи выяснили, что на охоту влияет умственный уровень охотников. Возможно, у наших предков развитие охоты способствовало естественному отбору с точки зрения интеллекта – тогда была незанята только ниша умного охотника. Способы охоты у неандертальцев:
1) Коллективная контактная охота.
2) Загонная охота.
Неандертальцы питались только мясом, человек – и растительной пищей, рыбой. Неандертальцы не были способны делать запасы, планировать. Реки в Европе в тот период наполнял лосось, который ели кроманьонцы, но на стоянках неандертальцев костей лосося нет. Гоминиды придумывали орудия для охоты. Сплочению коллектива способствовали процесс охоты, поедания пищи. В собирательстве принимают участи и женщины, и дети. Охота способствовала увеличению мозга и увеличению кооперации.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОС. В праобщине происходит совершенствование передачи информации. Основным средством передачи информации становится звуковая речь. Информативность языка была больше, чем теперь, – других способов передачи информации не было.
1930-е Н. Я. Марр выдвинул идею кинетической речи – языка жестов, который, по его мнению, предшествовал звуковому языку. Но язык жестов непригоден к темноте и не дистанционен. Шимпанзе создают до 20 звуковых сигналов: радости, приветствия, призывные, страха. Разные звуки произносятся при встречах с родственниками, с самкой и с врагами, у человека и у шимпанзе совпадают многие жесты: объятия друзей при встрече. Звуки, издаваемые животными, делятся на две группы:
1) Аффектированные звуки – издаются в состоянии аффекта.
2) Жизненные шумы, издаваемые в спокойствии, с передачей информации не связаны.
Для становления речи на первом месте стоят аффектированные звуки. В чем различие между звуками животных и нашей речью?
1) Объем передаваемой информации, выход информации за пределы настоящего момента. У животных нет представления о прошлом и о будущем. Выход... увеличил ее объем и усложнил сигналы: появились слова, словосочетания, предложения.
2) Грамматическая структура в речи людей. Первыми в языке возникли существительные и глаголы.
Развитие речи в связке с развитием мышления. Стадии развития мышления:
1) Мышление чувственно-наглядное: «что перед глазами, то и на языке».
2) Появляются зачатки абстрактного мышления.
Опираясь на антропологический материал, можно предположить о времени становления членораздельной речи. Исследуют строение основания черепа, на угол его изгиба, и на строение подъязычной кости. Австралопитековые вряд ли владели речью. У Homo хабилиса начинается развитие центров, отвечающих за речь. Развиваются лобные доли – область Брока, центры, ответственные за внимание и планирование. Развиваются височные доли – область Верника, отвечающая за способность к речи. У Homo-хабилиса строение гортани напоминало гортань нашего годовалого ребенка. У архантропов изгиб основания черепа выражен более явно, и подъязычный канал больше, чем у хабилисов.
У Homo-гейдельбергских и неандертальцев речь существовала, хотя неандертальцы не могли произносить звуки «а», «и», «ю».
Либерман считал, что язык у неандертальца занимал почти весь рот и не позволял воздуху выходить так, чтобы произносились звуки. Исследователи (Рудольф Стопа) выделили признаки ранней стадии развития речи:1) Звуковые выражения частично включены в жестикуляцию, мимику;
2) Одними из характерных приемов образования множественного числа является повторение слов (у бушменов 1 человек «ту», двое «ту-ту», толпа «ту-ту-ту»)
3) Числительных мало;
4) Звуковые образования тесно связаны с ситуацией;
5) Многозначность слов – у бушменов «гоц» означат «солнце», «жара», «жарко»
6) Мало слов, обозначающих родовые понятия – есть обозначение пород деревьев, но слова «дерево» нет.
7) Слова насыщены наглядными аналогиями: по-бушменски слово, означающее палец, означает «голова руки».
Несколько слов о языковых барьерах первобытности. Древнейшей формой существования общества были изолированные общины охотников и собирателей. Каждый коллектив имеет свой язык и примерно понимает языки соседей. Это называется первобытная лингвистическая непрерывность.
ПЯТЫЙ ВОПРОС. Сложно восстановить верования людей. Их восстанавливают по погребениям и предметам искусства. Чешский антрополог Ян Елинек: в ашельской культуре мастерство обработки камня превышает практические нужды, начинается переход к худ. творчеству. Иногда для изготовления рубли подбирали красивые камни.
Раньше считалось, что погребения возникли у неандертальцев, но в последние годы найдены погребения гейдельбергского. На некоторых стоянках обнаруживали охру, в Сен-Лазар (Фран.) обнаружили черепа слонов. А неандертальцы хоронили умерших в позе эмбриона, на боку, головой на запад, ногами на восток. В некоторых захоронениях были обнаружены остатки растений и следы красной охры.
1908– в пещере Ла-Шапель нашли погребение старика. Старик похоронен в неглубокой яме, на спине, с согнутыми ногами. На спине лежала кость зубра, рядом с могилой было много обожженных костей зубра.
Во Франции, в местечке Ла-Пер-Рассии обнаружены захоронения мужчины, женщины и 4 детей. Взрослые лежали голова к голове у стены, а дети в центре. Мужчина лежал на спине с согнутыми ногами, в могиле были осколки камней, кремневые отщепы. Одному из детей было 7 месяцев. Труп второго ребенка 4 лет был обезглавлен. Неподалеку от погребений были ямы и траншеи с костями животных.
В пещере Ла-бустье, во Франции, похоронен юноша, усыпанный охрой, а рядом много костей диких быков, а голова на камне.
В местечке Теш-икташ (Узбекистан) был похоронен 9-летний мальчик, а вокруг него много костей дикого козла.
В пещере Шанидар (Ирак найдено 9 неандертальцев. Один – «цветочный человек» – лежал в позе эмбриона на подстилке из еловых веток и был весь усыпан цветами (василек, чертополох, алтей, мальта).
Некоторые исследователи считают, что неандертальцы хоронили, чтобы предотвратить антисанитарию.
Неандертальцы оставили зачатки искусства. На стоянках остатки охры и палочек с углем, фрагменты кости с орнаментом:
- В Венгрии была найдена кость мамонта овальной формы и окрашенного с одного конца;
- В Словении в 1995 найдена флейта, способная производить 4 ноты;
- В пещере Драхен-Лох в Швейцарии был найден выложенный из камней ящик, а внутри 7 медвежьих черепов. За пределами ящика в пещере еще 6 черепов.
- Во Франции в пещере Ре-гурдю найдены костные останки, черепа 20 медведей. В этой мещере было найдено погребение неандертальца.
- Находка, связанная с культом медведя, была найдена в Италии близ Генуи, в Пещере Ведьм. Там был найден сталагмит, которому была предана форма медведя, вокруг лежали глиняные шарики и кости медведя.
- В Ливане найдены остатки туши оленя, которую разделали неандертальцы: плита из камня, на ней туша и кости, залитые красной краской.