<<
>>

2.СООБЩЕСТВО И ПРЕДЕЛЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Некоторые коммунитаристы утверждают, что в подлинном сообще­стве принципы справедливости не нужны. Это связано с марксистской идеей о том, что справедливость — это только -исправляющая» добро­детель.

Хотя, если марксисты склонны думать, что порок, который ис­правляет справедливость, есть скудость материальных ресурсов, то коммунитаристы полагают, что порок заключается в отсутствии "бо­лее благородных» добродетелей благожелательности и солидарности. Например, согласно Сан дел у, если бы люди спонтанно откликались на потребности других из любви или общих целей, то не было бы нужды

v. Коммунитаризм

требовать прав. Поэтому усиление внимания к справедливости может в некоторых обстоятельствах отражать ухудшение моральной ситуации, а не улучшение нравов. Сандел полагает, что семья — это тот социаль­ный институт, где не требуется справедливость и где чрезмерная забота о справедливости может уменьшить чувство любви и тем самым при­вести к большему числу конфликтов [Sandel 1982: 28-35; ср Hegel 1949: paras. 154-164].

Я уже писал в предыдущей главе о том, почему это представление о справедливости как «исправляющей» добродетели ошибочно (см. с. 230-232 наст. изд.). Справедливость не замещает любовь или солидарность, и ничто в идее справедливости не мешает людям отказываться от своих полноправных требований для помощи другим. Справедливость просто обеспечивает то, чтобы эти решения были действительно добровольны и чтобы никто не мог заставить других занять позицию подчинения. Справедливость оставляет возможными отношения, основанные на любви, но гарантирует, чтобы они не были подорваны доминированием или подчинением.

<< | >>
Источник: Уилл Кимликл. Современная политическая философия. 0000

Еще по теме 2.СООБЩЕСТВО И ПРЕДЕЛЫ СПРАВЕДЛИВОСТИ: