<<
>>

Часть II КОНЦЕПЦИЯ БОРЬБЫ КОСМОПОЛИТИЗМА C НЕСОВЕРШЕННЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ

Ha фоне совершенного человечества, идеализации человека, государств, человечества, исторических эпох необходимо вернуться к главному противоречию человечества, к несовершенностям человечества.

Опыт истории свидетельствует, что элита человечества большое внимание уделяла совершенному обществу, идеализировала образ жизни человечества, лишая его пороков, насыщая добродетелями, создавая идеальные механизмы, образы.

Рождались утопии, фантазии, одни из них игнорировали политическую реальность, не имея шансов стать основой подлинного преобразования социальной реальности; другие верили в возможность совершенства утопий и дождались их.

Вспомним некоторые утопии и идеализации.

B XI веке император Римской империи Генрих II был автором концепции всемирной монархии. Владыка Великих Моголов Дже- лал ад-Дин Акбар (1542-1605) стремился создать многонациональное и поликонфессиональное государство верующих. Русский философ и социолог П.А. Сорокин предлагал создать федерацию государств, сформировать сверхгосударства сначала в Европе, а потом образовать единое мировое государство.

Многие рассуждали о совершенстве человеческой природы, самым полным выражением которого является совершенное общество. Эпоха Просвещения открыла двухсотлетнюю Эру идеализации человека и общества как высшую форму человечности. Шел поиск такого современного общества, в котором можно было бы увидеть будущее всего человечества. Это была эпоха идеализации самих себя.

Идеализация тоталитарных режимов положила логический предел идеологии Просвещения. Сталинская эпоха изображалась как золотой век советской власти.

B 30-е годы прошлого столетия авторами идеализации сталинской России явились Луи Арагон, Лион Фейхтвангер, Анри Бар- бюс, Ромен Роллан, Жюльен Бенда, Жан Ришар Блок, Ле Корбюзье, Теодор Драйзер, Бернар Шоу и Генрих Манн. Они сочли сталинизм самым совершенным строем на Земле, обетованную Землю - светлым будущим человечества.

Такому восприятию сталинской России способствовала сталинская пропаганда, «потёмкинские деревни», выстроенные на их пути и в прямом и в переносном смысле.

Концом эпохи идеализации стало исчезновение коммунизма, крах идеи мировой социалистической революции.

B конце 80-х начале 90-х годов в России господствовал идеальный образ Запада, массовое представление, преклонение, собирательный образ нескольких стран, которые имеют чёткую географическую локализацию.

Ha проблемы совершенства человечества, его ценностей реагировали теологии. Католики считали, что совершенство, мир - это «дар Божий». B XIII веке Фома Аквинский предложил создать всемирное государство, управляемое Богом, что обеспечит мир на Земле, который будет отражать мир Небесный.

Космополитизм исходит из понимания человечества как «несовершенное человечество». B основе понятия «несовершенное человечество» - главное противоречие человечества: борьба между совершенной частью человечества и несовершенной, между космополитизмом и антикосмополитизмом, между ценностями космополитизма и несовершенностями человечества, между космополитизмом и несовершенной частью человечества.

Несовершенности большей части человечества постоянно опасны для всего человечества, для окружающей среды. Для человече- стваопасен не только «набор» всех несовершенностей, но и воздействие отдельных несовершенностей.

Опасности от несовершенного человечества глобальны и всемирно масштабны. Человечество достигло порога выбора - быть или не быть? Угрозы замедляют всемирное развитие цивилизации, ведут к деградации человека и человечества. Несовершенное человечество является угрозой существованию всего человечества. B будущем не исключено их негативное влияние на живые существа других планет. Угрозы могут принять вселенский характер. Космополитизм, совершенная часть человечества в длительной исторической борьбе способен создать единое совершенное человечество. Если несовершенности большей части человечества «не трогать», их негативное влияние возрастет.

Своим потомкам мы можем оставить безобразное и трагическое наследие. Дальше терпеть несовершенности нельзя. Сами по себе они не исчезнут. Терпение стремительно приближается к границам морального преступления. Наш долг, священная обязанность - ослабить, нейтрализовать, ликвидировать несовершенности человечества.

Космополитизм исходит из понятия, что общество - это «несовершенное общество». B основе понятия - главное противоречие человечества, борьба внутри человечества.

Ликвидировать несовершенности человечества может только космополитизм как идеология и космополитическая практика, поведение.

Формирование космополитизма происходило в условиях рабства, создания и гибели империй, глобального переселения народов, колонизации и распада колониальной системы, инквизиции, геноцида, холокоста, фашизма, тоталитарного социализма, формирования мировых религий и религиозных конфессий, кровавых революций, войн как образа жизни человечества, двух мировых войн, создания ядерного оружия, распада социалистической системы, кризиса мировых демократий, природных и техногенных катастроф.

Вклад в формирование космополитизма внесли представители различных цивилизаций.

Большой вклад в формирование космополитизма внесли древние греки: Диоген Синопский, Аристотель, Геродот, Демокрит, Ксенофонт, Левкипп, Александр Македонский, Платон, Протогор, Пифагор, Сократ, Фалес, Фукидид, Эмпедокл, Эпикур, Эпиктет.

Огромную лепту в развитие космополитических идей внесли мыслители, философы, политики, деятели культуры Древнего Рима: Марк Аврелий, Вергилий, Гораций, Зенон, Лукреций Кар, Овидий, Вегеций, Сенеке, Тибул, Цицерон, Тацит.

Выдающийся вклад в развитии космополитизма внесли древнекитайские мыслители, философы, политики, полководцы, деятели культуры: Конфуций, Ван Чун, Мэн-цзы, Ляо-цзы, Чжуан-цзы, Изоу-цзы, Ян Сюн, Сюнь-Юэ, Юй Цен, Ди-шань, Джоу Дуньи, У-цзы.

Индия гордится выдающими мыслителями, философами, политиками, религиозными деятелями, которые внесли вклад в развитии ценностей космополитизма: Васиштка, Вишмавитра, Яджня- валк’я, Гарга, Будда, Махавира, Гаутама, Капила, Патамджали, Бадареяна, Джаймини, Шанкера, Рамануджа, Радхакришнан.

B Европе в эпоху Возрождения развивать и совершенствовать ценности космополитизма продолжили Данте, Петрарка, Боккач- чо, Рабле, Шекспир, Сервантес, Эразм Роттердамский, Фома Аквинский, Дюбуа; в XVI-XVIII вв. - Постель, Гоббс, Локк, Каменский, Мор, Спинозе; в XVIII в. - Монтескье, Руссо, Вольтер, Дидро, Юм, Мелье, Альгаротти, Сен-Симон, Пенн, Фихте, Гегель, Фурье, Кант, Гёте, Гельвецийп, Кондорсе; в XIX в. - Жорес, Рассел, Караджале и др.

B Новой и Новейшей Европе развитие космополитизм получил как при формировании национальных государств, так и во время кризиса национальных государств.

Идеи космополитизма получили широкое распространение в России. B совершенствование и распространение ценностей космополитизма внесли вклад литераторы A.C. Пушкин, П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, A.A. Герцен, К.Ф. Рылеев, А.П. Огарёв, H.B. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, H.A. Некрасов, M.E. Салтыков-Щедрин, K.C. Аксаков, Ф.И. Тютчев, Л.Н. Толстой, C.H. Булгаков, H.C. Лесков, B.M. Гаршин, В.И. Иванов, B.B. Набоков; философы H.A. Бердяев, Н.Я. Данилевский, С.Л. Франк, B.C. Соловьёв, П.Л. Лавров. П.А. Сорокин, K.H. Леонтьев, Н.Ф. Федоров, Г.А. Флоровский, А.Ф. Лосев, E.H. Трубецкой, И.В. Кириевский, B.B. Зеньковецкий; учёные M.B. Ломоносов, Д.И. Менделеев, В.И. Вернадскй, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, П.А. Кропоткин; историки H.M. Карамзин, Н.И. Костомаров, B.C. Ключевский.

<< | >>
Источник: Киршин Ю.Я.. Космополитизм: борьба с несовершенностями человечества. - Клинцы: Издательство ГУП «Клинцовская городская типография», 2016 г. - 128 стр.. 2016

Еще по теме Часть II КОНЦЕПЦИЯ БОРЬБЫ КОСМОПОЛИТИЗМА C НЕСОВЕРШЕННЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ:

  1. Глава 1. Идеи космополитизма в Древней Греции и Древнем Риме
  2. Оппозиция несовершенностям человечества
  3. Часть II КОНЦЕПЦИЯ БОРЬБЫ КОСМОПОЛИТИЗМА C НЕСОВЕРШЕННЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ
  4. Принципы борьбы с несовершенностями человечества
  5. Борьба с несовершенностями человечества
  6. Способы борьбы с несовершенным человечеством
  7. Космополитизация
  8. Содержание