<<
>>

18. КРОЙЦБЕРГСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПРОТИВ АНТИСЕМИТИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ МУСУЛЬМАНСКОГО И НЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В БЕРЛИНЕ ГЮНТЕР ЙИКЕЛИ Gunther Jikeli

В настоящее время формы и источники антисемитизма различ­ны. В последние годы антисемитизм часто выражается в мифиче­ских теориях о заговорах, а также во враждебности по отношению к государству Израиль.

Многие из форм и источников враждебно­сти находятся в зависимости от национального или культурного контекста. И все же недоброжелательность к евреям распростране­на среди многих групп людей, и характерна для социального боль­шинства. Все большее число аналитиков согласны с утверждением, что проявления антисемитизма в странах Европы — характерная черта трех различных групп. Во-первых, национального меньшин­ства, состоящего из выходцев из арабо-мусульманской культурной традиции; во-вторых, неонацистских и фашистских группировок; и, в-третьих, так называемых «полемизирующих классов», прежде всего — прослойки либерально-левой политически грамотной ин­теллигенции и сотрудников СМИ. [1] Сегодня уже разработаны стратегии для борьбы с ультраправым антисемитизмом. Но пока нет стратегий для сопротивления антисемитизму «полемизирую­щих классов», антисемитизму левых и выходцев из мусульманской культуры.

Кройцбергская инициативная группа по борьбе с антисемитиз­мом, основанная в 2003 году — это результат приверженности сво­им убеждениям небольшого коллектива соцработников, городских жителей, учащихся, политических деятелей, ученых и педагогов — как иммигрантов, так и немцев — в Кройцберге, одном из райо­нов Берлина. Они заметили усиление антисемитизма и в мировых масштабах, и в их конкретном районе города и приняли решение не мириться с этим. Члены этого коллектива разработали страте­гии для локального преодоления антисемитизма и сосредоточили

295

Гюнтер Йикеяи

свои усилия, прежде всего, на просвещении. Для создания местно­го центра проектов по преодолению антисемитизма были необхо­димы, во-первых, понимание современных форм антисемитизма и, во-вторых, финансирование работы центра.

Было решено работать в сотрудничестве с другими НПО, например, с Фондом Антонин Амадеу в Берлине. Кройцбергская инициативная группа не являет­ся еврейской организацией. Ее основатели убеждены, что антисе­митизм — это угроза как для евреев, так и для развития свободы личности, свободы и демократии в принципе. В связи с этим они видят в антисемитизме серьезную угрозу гражданскому обществу.

Формы, которые принимает антисемитизм в Кройцберге, харак­терны для многих европейских городов. Все более очевидной для сотрудников Инициативы стала необходимость в международном обмене знаниями и в продолжении изучения актуальных вопро­сов. Поэтому сотрудники Инициативы недавно основали Между­народный образовательно-исследовательский институт антисеми­тизма. [2]

Я постараюсь в этой статье дать описание подходов к проблеме и опыту работы Инициативы в надежде на то, что что-то из этого окажется полезным для других, а также послужит стимулом для их деятельности.

АНТИСЕМИТИЗМ В БЕРЛИНЕ-КРОЙЦБЕРГЕ

В Кройцберге проживает большое количество людей, выходцев из мусульманской культурной среды, в основном — это иммигран­ты, их дети и внуки, родом, прежде всего, из Турции, но есть также иммигранты из Боснии и ряда арабских стран.[3] Во многих рай­онных школах ученики из семей иммигрантов составляют пода­вляющее большинство. В районе многие живут на государственные пособия. Уровень безработицы очень высок, в особенности среди .молодежи. В то же время район привлекает толпы людей своими пивными, кафе, картинными галереями и художниками. В районе существует много маленьких НПО, ассоциаций и частных лиц, ко­торые утверждают, что разделяют политические убеждения левых.

Антисемитизм в Кройцберге часто выражается в высказывани­ях людей по поводу конфликта на Ближнем Востоке и часто пря-

296

Кройцбергская инициатива против антисемитизма...

чется под маской антисионизма. В последние годы молодые люди арабского происхождения совершали нападения на евреев, что было документально зафиксировано.

Временами из их уст слышат антисемитские ругательства и очень часто в их речи присутству­ют антисемитские выражения. [4] Это особенно прискорбно из-за того, что общество часто оправдывает и потворствует проявлениям антисемитизма у молодежи из мусульманских семей. Значительная часть общества считает, что это просто более радикальная «крити­ка» в адрес Израиля, с которой по существу многие согласны.

В контексте Германии, избавление от вины, связанной с так на­зываемым вторичным антисемитизмом — это важный повод для антисемитизма. В отличие от коренных немцев, иммигранты не ис­пытывают психологического давления из-за осуждения Холокоста: их родственники, как правило, не были замешаны в его осущест­влении, они не считают себя немцами и потому не разделяют бремя истории страны, даже в третьем поколении. Коллективное самосо­знание иммигрантских сообществ обычно связано с исторической родиной их общины и, по крайней мере, для мусульман — с рели­гией.

Антисемитский менталитет и антисемитские стереотипы име­ют разные истоки в контексте национального самосознания, норм и стереотипов общения и культурно-религиозной среды. Как и многие другие проявления коллективного самосознания, и мусуль­манское и арабское представление о своей национальной самобыт­ности, похоже, неразрывно связано с антисемитизмом. Антисеми­тизм лег в основу идеологических элементов исламизма и арабско­го национализма. [5] Хотя верно и то, что лишь незначительное меньшинство мусульман и арабов являются приверженцами этих идеологий. Тем не менее, манихейские воззрения относительно мусульманского сообщества (Умма) либо, соответственно, относи­тельно арабов и их самосознания — очень влиятельны. Ключевым элементом исламизма сегодня является вымышленная война про­тив ислама, которая требует от всех людей, имеющих связи с исла­мом, объединиться для борьбы против какой-то внешней угрозы. Некоторые механизмы в европейских странах имеют тенденцию толкать иммигрантов (и их детей) в коллективную самоизоляцию под эгидой мусульманского самосознания.

Самоидентификация

297

Гюнтер Йикели

мусульманина имеет три аспекта: во-первых, это принадлежность к религии, во-вторых, принадлежность к культуре и, в-третьих, это — атрибутивная принадлежность. Последнее означает, что окружающие оказывают давление на людей, имеющих якобы му­сульманские атрибуты (например, имя или внешность), чтобы те считали себя мусульманами. [6] По аналогии, самоидентификация араба включает в себя культурный и национальный, а также атри­бутивный элементы.

Многие средства информации в арабских странах, а также не­которые СМИ в Турции, замечены в том, что систематически раз­жигают ненависть против евреев и Израиля. Примером таких СМИ могут послужить телеканал группировки Хезболла «Аль-Манар» и исламский ежедневник «Вакит» в Турции. В этих СМИ евреи, сионисты и израильтяне, часто все скопом, изображаются как естественные враги всех мусульман. «Алъ-Манар» и «Вакит» хорошо знакомы многим представителям арабско-мусульманской молодежи в Кройцберге. Газета «.Вакит» была разрекламирована в Кройцберге и присутствовала на местных книжных ярмарках, пока ее не запретили в Германии. Эта газета публикует откровенно антисемитские карикатуры и статьи, отрицающие Холокост.[7] Ан­тисемитскую риторику с исторических родин иммигрантов транс­лируют в основном СМИ и, в некоторых случаях, политические и религиозные организации. Но ее также можно услышать от друзей и родственников. Если под сомнение ставится достоверность фак­тов, молодые люди арабского происхождения часто говорят: «У вас свои источники информации, а у нас свои. Если хотите знать всю правду — смотрите арабские телеканалы».

Еще один аспект — это отождествление себя с «палестинцами». Палестинский флаг развевается над крышей дома в центре Кройц-берга с 2003 года, а летом 2004 года огромный транспарант несколько недель развевался по всей ширине Ораниенштрассе с лозунгом: «Со­лидарность с силами сопротивления в Ираке и Палестине». Часть молодежи чувствует схожесть своего собственного положения мар­гинальных и заклейменных членов общества с положением пале­стинцев.

Им кажется, что они — жертвы несправедливого мирового порядка или воображаемой войны, объявленной исламу. С их точ­ки зрения, Израиль и США — виновники такого мирового порядка.

298

Кройцбергская инициатива против антисемитизма...

Для манихейского черно-белого мировоззрения палестинцы — это олицетворение угнетенных, и поэтому они на «стороне добра», а из­раильтяне (евреи) на «стороне зла». Это также основано на неверной предпосылке, что (на первый взгляд) слабая сторона всегда права, а сильная сторона всегда несправедлива. Эти стереотипы мышления наблюдаются и среди иммигрантов, и среди самих немцев — толь­ко с разной конкретикой в каждом случае. [8] Этот менталитет часто подразумевает отождествление себя с жертвами из-за принадлежно­сти к определенной культуре или религии. В этом «марафоне жертв» чудовище-еврей — это общий враг всех угнетаемых. Чувству при­надлежности к «классу угнетаемых» способствуют, во-первых, вооб­ражаемая «война против ислама» и, во-вторых, некоторые аспекты термина «исламофобия». Феномен «марафона жертв» приводит так­же к тому, что ставится знак равенства между дискриминацией про­тив меньшинств в современном мире и Холокостом.[9] Я вовсе не хочу сказать, что люди арабского или турецкого происхождения не являются жертвами: в Германии они действительно часто становятся жертвами расизма. Таким образом, существуют две основных про­блемы, связанные с рассмотрением антисемитизма в среде герман­ских иммигрантов. Первая — это риск усилить уже существующее на иммигрантах клеймо, а вторая — это освободить основную часть немецкого общества от груза немецкого антисемитизма.

Помимо выше упомянутых проявлений антисемитизма, в Кройц­берге по-прежнему живы классические антисемитские стереотипы. Они транслируются и иммигрантами, и коренными жителями стра­ны, в основном, как наследие традиционного антисемитизма в евро­пейской культуре.

Кройцбергская инициативная группа по борьбе с антисеми­тизмом выросла в результате нескольких событий и наблюдений, имевших место в районе.

После терактов в двух синагогах Стамбу­ла в 2003 году, иммигранты в берлинском Кройцберге организова­ли демонстрацию в память о жертвах. Опросы людей относительно этой демонстрации показали, что общины турецких иммигрантов не согласны с демонстрантами по поводу антисемитизма и терро­ризма. С другой стороны, антисемитизм в Кройцберге последнее время усиливается и стал очевиден для жителей района, имеющих, так сказать, уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть:

299

Понтер Йикели

— «Еврей» употребляется как бранное слово, и некоторые мо­лодые люди даже с восторгом отзываются о терактах 11 сентября и террористах-самоубийцах в Израиле. Учителя и соцработники утверждают, что у них возникают серьезные затруднения при об­суждении с некоторыми учениками таких тем как Холокост анти­семитизм и ближневосточный конфликт.

— Два антисемитских нападения в Кройцберге были освещены в газетах в течение относительно непродолжительного времени по­сле терактов в Стамбуле.

— Антисемитизм в пропаганде исламистов стал более часто встречаться в Кройцберге, — на общественных трибунах, напри­мер в немецкоязычном журнале «Explizit», издаваемом организа­цией «Хизб — ут Тахрир» (Hizb-ut Tahrir). На турецких книжных ярмарках рекламируют и продают такие сочинения, как «Протоко­лы», «Международный еврей» и книги, отрицающие Холокост.

— Существует группа молодежи немецкого, турецкого и араб­ского происхождения, которые не первый год носят футболки с надписью «Берлинское антисионистское движение». Члены этой группы обвиняются в том, что, вооруженные ножом, они напали на человека, назвавшего их антисемитами. [10]

— Часто встречается граффити с антисемитским текстом, на­пример «Смерть Израилю».

— В 2003 году было опубликовано исследование ситуации в Кройцберге, содержащее предостережение об усилении антисемит­ских настроений. [11]

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, РАЙОННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ И СООБЩЕСТВ ИММИГРАНТОВ

Кройцбергская инициатива — крохотная и молодая организа­ция, годовой бюджет которой составляет приблизительно 100 000 евро в год. Но, при этом, в ее распоряжении имеются просторный офис и учебные аудитории в самом центре Кройцберга. Концепция ее работы заключается в том, чтобы пользоваться целым спектром методов: это и просветительская деятельность в школах и моло­дежных клубах, и усилия, направленные на оказание влияния на образ мыслей и речь жителей района, к примеру, посредством об-

зоо

Кройцбергская инициатива против антисемитизма...

щественной дискуссии и порицания антисемитской пропаганды и нападений. Цель осуществляемого ею проекта — работать бок о бок с местными органами власти, со всеми заинтересованными в проекте лицами и организациями: учителями, школами, обще­ственными объединениями иммигрантов, домами молодежи, мест­ными политиками, учеными и т. д. Совместные проекты с людьми, работающими в таких заведениях, как школы или дома молодежи, оказались очень плодотворными. Однако, влияние деятельности «Инициативы» на улучшение ситуации пока еще не было оконча­тельно оценено.

Первый и самый важный шаг — признать само существование антисемитизма во всех его проявлениях. Общественная дискуссия вместе с мониторингом антисемитских инцидентов и изучени­ем причин антисемитизма являются предварительным условием для борьбы с антисемитскими идеологиями и стереотипами, рас­пространенными в гражданском обществе, а также для просвети­тельской деятельности. В этом смысле «Инициатива» уже многое успела сделать. У педагогов, социальных работников и политиков постепенно созрело желание заниматься вышеупомянутыми про­блемами, которыми в прошлом они просто пренебрегали. Несмо­тря на это, остается важная проблема — недостаток понимания современных форм антисемитизма, таких, например, как очерни­тельство Израиля. [12] Многие все еще уверены, что антисемитизм присущ лишь неонацистским и фашистским группировкам.

Сложной оказалась работа с руководителями мусульманского сообщества. Откровенно мусульманские организации обычно из принципа придерживаются религиозного мировоззрения. В тех не­многих случаях, когда были предприняты хоть какие-то шаги, они ради сдерживания антисемитизма вступали в межрелигиозный диалог, выбрав подход, который не работает со многими формами антисемитизма. Опыт показывает, что плодотворней работать с конкретными людьми, чем с «представителями» той или иной об­щины. Последние активно способствуют атрибутивной самоиден­тификации. Положительных результатов удалось достичь, сотруд­ничая с нерелигиозными, прогрессивными организациями, имею­щими связи с общинами иммигрантов. Многие рассматривают экстремизм, реакционные взгляды и угнетение женщины именем

301

Гюнтер Йикели

ислама как угрозу для общества. Существует общая цель в борьбе с этими идеологиями.

Больше всего удалось достичь в разработке средств обучения. Что­бы заменить схематические концепции чем-то более эффективным, сотрудники «Инициативы» поделились с педагогами и соцработни-ками своим опытом, что помогло разработать подходы к обучению, адаптированные к потребностям и особенностям их «контингента». Еще одна цель, ради которой создается такая организация как «Ини­циатива», — помочь молодежи занять активную позицию по отно­шению к антисемитизму, осуществляя свои собственные проекты (например, практические семинары или дискуссии об антисемитиз­ме, ненависти к гомосексуалистам и дискриминации женщин; про­екты, посвященные истории нацизма в Германии, конкурсы фото­графов и кинооператоров, экскурсионные поездки к мемориалам и т. д.) Очень плодотворной оказалась напряженная работа с малыми группами учащихся в течение трех недель летней практики в инсти­туте. В целом, положительные изменения в результате работы «Ини­циативы» были заметны только у конкретных людей. До сих пор не удалось достичь согласия большинства жителей района по вопросам борьбы с антисемитизмом и другими опасными идеологиями.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

На момент основания «Инициативы» имелось мало практиче­ски применимых средств обучения для борьбы с антисемитизмом у различных целевых аудиторий. До сих пор существует огромный пробел в плане конкретных педагогических средств для просвеще­ния молодежи из семей иммигрантов.

Так называемое обучение истории Холокоста в школах недо­статочно влияет на современный антисемитизм.[13] Некоторые преподаватели сообщили, что они избегают затрагивать тему Хо­локоста, поскольку не знают, что им делать с проявлениями анти­семитского негодования в классе. Современные формы антисеми­тизма нисколько не сдерживаются знанием истории Холокоста, что видно из регулярного уподобления Израиля Третьему рейху.

Знание истории Холокоста и сострадание его жертвам вовсе не гарантирует, что евреев не будут скопом изображать как исчадие

302

_______________________Кройцбергская инициатива против антисемитизма...

ада. Израиль и ближневосточный конфликт часто используются с этой целью, как социально приемлемое сопоставление. [14]

Современное общество в Европе — это переплетение гетеро­генных (разнообразных) самосознаний и субкультур, являющихся результатом по-разному пережитой или пересказанной истории семьи в каждом конкретном случае. Важно учитывать это при соз­дании педагогических подходов, ориентированных на коллектив­ное самосознание, не только ради лучшего взаимопонимания, но и для эффективного воздействия на антисемитские парадигмы. Раз­работка дифференцированных подходов к обучению необходима, поскольку накопившийся гнев на евреев уходит корнями в кон­кретную разновидность коллективного самосознания и связанную с ним идеологию. Работающий при ОБСЕ Отдел демократических учреждений и защиты прав человека, выпускающий методические рекомендации по обучению методам борьбы с антисемитизмом, пишет, что «разные предпосылки для антисемитизма требуют при­менения дифференцированных образовательных программ». [15] С педагогической точки зрения важно четко поставить цели и по­добрать целесообразные методы их достижения. Опыт показывает, и не только в Кройцберге, что акцент на обучение терпимости и обучение интернационализму недостаточно конкретизированы, чтобы повлиять на антисемитские взгляды, и что требуется при­менение новых подходов.

Эти педагогические приемы применялись в нескольких школах и домах молодежи. Их разрабатывали совместно с преподавате­лями и сотрудниками домов молодежи, имея в виду конкретную целевую аудиторию. В Кройцберге это привело к созданию концеп­ций с практическими элементами, рассчитанными на смешанные в культурном плане группы, состоящие в основном из молодежи из мусульманских семей. Из практических соображений были взя­ты на вооружение лишь краткосрочные методики. «Инициатива» разработала концепции новых практических семинаров, адаптиро­ванных к ситуации в районе, продолжительностью от нескольких часов до двух дней максимум. Они, конечно, не могут заменить более целостные педагогические методики, помогающие конкрет­ным людям развить сильную структуру личности. Это ключевой фактор при попытке определить, подвержен ли человек иррацио-

303

Гюнтер Йикепи

нальному антисемитизму. Поскольку известно, что антисемитизм тесно переплетается с вопросами коллективного самосознания и индивидуальным способом переработки информации о внешнем мире, то обучающие программы, направленные на снижение анти­семитизма, должны это учитывать. Это означает, что нужны более долгосрочные методики, созданные с участием самих обучаемых. Важный вопрос, на который нужно найти ответ, это — можем ли мы предложить им что-то лучшее, чем гнев на евреев, чтобы удо­влетворить определенную психологическую потребность, испол­нить желание олицетворить зло в этом мире, объяснить устройство мира и позволить людям, затаившим такой гнев, почувствовать, что они находятся на «стороне добра» в черно-белом манихейском мире?

Один из возможных подходов к снижению антисемитизма по­средством просвещения — предложить взамен негативного что-то позитивное. Как уже упоминалось, антисемитизм часто вплетен в коллективное самосознание различных социальных общностей. Люди дают жизнь антисемитизму, сохраняя коллективное самосо­знание и подчиняясь стереотипному поведению. Их антисемитизм далеко не всегда отражает их личное «Weltanschauung» (мировоз­зрение). Дидье Лапейронни отмечает подобные стереотипы мыш­ления в речи обитателей гетто во Франции.[16] Коллективное са­мосознание дает людям своего рода чувство безопасности, но при этом мешает им быть самими собой. Вот где может помочь образо­вание, высвобождающее личность. Оно способно открыть людям глаза на мир, чтобы становление их личности было основано на рациональных доводах, с учетом индивидуальных потребностей и без ограничений и враждебного отношения к каким-то группам людей, которое навязывается во имя традиции, религии или на­циональной принадлежности. В этом смысле многообещающими нам кажутся воспитательные методики, применяемые в современ­ной начальной школе: они держат в центре внимания конкретного ребенка с его конкретными потребностями и желаниями.

Опыт работы с молодежью в Кройцберге показал, что детям редко приходится задумываться над противоречащими их картине мира утверждениями. Их социальная среда обычно подтверждает их враждебное отношение к людям, а порой эта враждебность за-

304

Кройцбергская инициатива против антисемитизма...

крепляется в их сознании друзьями, близкими родственниками и даже сотрудниками молодежных центров и преподавателями, по крайней мере, в тех случаях, когда враждебность выражается в ан­тагонизме к Израилю. [17]

Современные педагогические подходы, как оказалось, не эф­фективны в борьбе с антисемитскими стереотипами мышления. Новые инициативы в образовании могут стать плодотворными только, если им на помощь придет политика и общественные фо­румы. Фундамент широкомасштабного просвещения ради борьбы с антисемитизмом — это осознание работниками учебных заведе­ний имеющихся проблем. Это означает, что совершенно необходи­ма дополнительная подготовка всех тех, кто работает с целевыми аудиториями (преподавателей, работников домов творчества и досуга молодежи и т. д.). Проявления антисемитизма у учащихся часто остаются незамеченными, к ним относятся терпимо, или их даже не воспринимают как антисемитизм. Мешают работникам образования работать с антисемитским мировоззрением и анти­семитскими высказываниями учеников, похоже, несколько факто­ров, а именно:

• Недостаток знаний по теме.

• Недостаточные квалификация и опыт работы с современными формами антисемитизма.

• Недостаток времени, уделенного размышлению над этой темой и над собственными антисемитскими убеждениями.

• Ошибочная «терпимость» к антисемитизму, если его проявля­ют иммигранты или потомки иммигрантов, поскольку они сами являются жертвами расизма, а в некоторых случаях еще и жерт­вами израильско-палестинского конфликта.

И все же, некоторые работники образования — это энтузиасты своего дела, которые достигают отличных результатов. Ученики обычно достаточно открыты к тому, чтобы размышлять над этими сложными вопросами, и даже к тому, чтобы изменить свои убеж­дения. Они с энтузиазмом обсуждают темы, имеющие отношение к их самосознанию и восприятию мира. Задача состоит в том, что­бы выбрать верную методику, задавать верные вопросы и снабжать учеников, когда требуется, знаниями. Борьба с антисемитизмом пе-

305

Понтер Йикепи

нальному антисемитизму. Поскольку известно, что антисемитизм тесно переплетается с вопросами коллективного самосознания и индивидуальным способом переработки информации о внешнем мире, то обучающие программы, направленные на снижение анти­семитизма, должны это учитывать. Это означает, что нужны более долгосрочные методики, созданные с участием самих обучаемых. Важный вопрос, на который нужно найти ответ, это — можем ли мы предложить им что-то лучшее, чем гнев на евреев, чтобы удо­влетворить определенную психологическую потребность, испол­нить желание олицетворить зло в этом мире, объяснить устройство мира и позволить людям, затаившим такой гнев, почувствовать, что они находятся на «стороне добра» в черно-белом манихейском мире?

Один из возможных подходов к снижению антисемитизма по­средством просвещения — предложить взамен негативного что-то позитивное. Как уже упоминалось, антисемитизм часто вплетен в коллективное самосознание различных социальных общностей. Люди дают жизнь антисемитизму, сохраняя коллективное самосо­знание и подчиняясь стереотипному поведению. Их антисемитизм далеко не всегда отражает их личное «Weltanschauung» (мировоз­зрение). Дидье Лапейронни отмечает подобные стереотипы мыш­ления в речи обитателей гетто во Франции.[16] Коллективное са­мосознание дает людям своего рода чувство безопасности, но при этом мешает им быть самими собой. Вот где может помочь образо­вание, высвобождающее личность. Оно способно открыть людям глаза на мир, чтобы становление их личности было основано на рациональных доводах, с учетом индивидуальных потребностей и без ограничений и враждебного отношения к каким-то группам людей, которое навязывается во имя традиции, религии или на­циональной принадлежности. В этом смысле многообещающими нам кажутся воспитательные методики, применяемые в современ­ной начальной школе: они держат в центре внимания конкретного ребенка с его конкретными потребностями и желаниями.

Опыт работы с молодежью в Кройцберге показал, что детям редко приходится задумываться над противоречащими их картине мира утверждениями. Их социальная среда обычно подтверждает их враждебное отношение к людям, а порой эта враждебность за-

304

_______________________Кройцбергская инициатива против антисемитизма...

крепляется в их сознании друзьями, близкими родственниками и даже сотрудниками молодежных центров и преподавателями, по крайней мере, в тех случаях, когда враждебность выражается в ан­тагонизме к Израилю. [17]

Современные педагогические подходы, как оказалось, не эф­фективны в борьбе с антисемитскими стереотипами мышления. Новые инициативы в образовании могут стать плодотворными только, если им на помощь придет политика и общественные фо­румы. Фундамент широкомасштабного просвещения ради борьбы с антисемитизмом — это осознание работниками учебных заведе­ний имеющихся проблем. Это означает, что совершенно необходи­ма дополнительная подготовка всех тех, кто работает с целевыми аудиториями (преподавателей, работников домов творчества и досуга молодежи и т. д.). Проявления антисемитизма у учащихся часто остаются незамеченными, к ним относятся терпимо, или их даже не воспринимают как антисемитизм. Мешают работникам образования работать с антисемитским мировоззрением и анти­семитскими высказываниями учеников, похоже, несколько факто­ров, а именно:

• Недостаток знаний по теме.

• Недостаточные квалификация и опыт работы с современными формами антисемитизма.

• Недостаток времени, уделенного размышлению над этой темой и над собственными антисемитскими убеждениями.

• Ошибочная «терпимость» к антисемитизму, если его проявля­ют иммигранты или потомки иммигрантов, поскольку они сами являются жертвами расизма, а в некоторых случаях еще и жерт­вами израильско-палестинского конфликта.

И все же, некоторые работники образования — это энтузиасты своего дела, которые достигают отличных результатов. Ученики обычно достаточно открыты к тому, чтобы размышлять над этими сложными вопросами, и даже к тому, чтобы изменить свои убеж­дения. Они с энтузиазмом обсуждают темы, имеющие отношение к их самосознанию и восприятию мира. Задача состоит в том, что­бы выбрать верную методику, задавать верные вопросы и снабжать учеников, когда требуется, знаниями. Борьба с антисемитизмом пе-

305

Гюнтер Йикепи

дагогическими средствами — это вовсе не разоблачение антисеми­тов — мишенью должен быть не человек, а враждебность, которую он питает. На этом этапе хорошо различимы границы возможно­стей просветительской деятельности. Если враждебность глубоко укоренилась и приводит к антисемитским выходкам, то могут быть уместны санкции и даже изоляция от общества. Однако цель педа­гогики в том, чтобы научить людей думать, чтобы они могли изме­нить свое восприятие мира и освободиться от испытываемого ими гнева. Для достижения этой цели когнитивный подход, взятый сам по себе, не достигает цели, хотя знание о природе антисемитизма необходимо для рационального подхода к этой работе.

В педагогической работе Кройцбергская инициатива ставит пе­ред собой следующие основные цели:

• Научить учащихся распознавать характерные для антисеми­тизма стереотипы, проявления враждебности и неприемлемых идеологий в их современных формах;

• Направлять их и ободрять в том, чтобы не принимать как дан­ность манихейское разделение окружающего их мира на «до­бро» и «зло»;

• Стимулировать размышление о собственном образе и восприя­тие самих себя как индивидуальностей и как субъектов (а не как объектов и элементов идеологически выстроенных социальных общностей);

• Развитие критического исторического сознания (и разрушение националистических и исламистских исторических мифов);

• Осуждение антисемитизма через признание его антигуманного характера.

Для достижения, по крайней мере, некоторых из этих целей важно работать с личностными структурами гнева. Преподавате­ли должны уметь не только распознавать целый спектр антисемит­ских предпосылок у своих учащихся, но также влиять на различные аспекты и конкретные формы антисемитизма у своей целевой ау­дитории. [18]

В Кройцберге важно учитывать культуру и менталитет турец­ких иммигрантов. Преподавателям следует знать, что в их разго­ворах часто упоминаются антисемитские мифы про заговоры. От-

306

Кройцбергская инициатива против антисемитизма...

кровенно антисемитские карикатуры печатаются в исламистских и идеологически левых газетах. Распространением антисемитских стереотипов занимаются еще и националисты. Если верить попу­лярной антисемитской теории заговора, «Донме» пытаются управ­лять Турцией. Слово «донме» означает «обращенный» так называ­ют потомков Саббатаи Зеви, «лжемессии», обратившегося в ислам при султане 300 лет тому назад. Однако коллективная память турок также хранит принятие евреев примерно в 1492 году в Оттоман­скую империю и, в основном, хорошее отношение к евреям на про­тяжении всей ее истории. Многие турки уверены (неоправданно) в том, что в Турции антисемитизма нет. Другим важным аспектом в работе с учащимися из турецких семей является ярко выраженный антиклерикализм в Турции и отмежевание от арабских государств.

Работники образования, которые сами выросли в семьях имми­грантов, с большей легкостью работают с молодежью из той же сре­ды. Но было бы ошибкой переоценивать этот факт, поскольку тогда при формировании коллективного самосознания он придает боль­ший вес роли религии и принадлежности к национальному мень­шинству и может способствовать едва осознанному предубежде­нию, что только иммигранты способны заниматься просветитель­ской работой среди иммигрантов. В конечном счете, такой подход означал бы то, что личности учащихся не уделялось бы должного внимания, и к учащимся относились бы лишь как к представите­лям той или иной доставшейся им «по наследству» социальной общности. Это приводит к тому, что за людьми из иммигрантской среды закрепляется пожизненная роль представителей националь­ного меньшинства.

Далее мы приводим три примера практических семинаров, ор­ганизованных в Кройцберге.

СЕМИНАР ПО ТЕОРИЯМ ЗАГОВОРОВ [19]

Во вводной части аудитория смотрит короткую инсценировку о заговоре. Политическим интриганом в этом заговоре является сообщество людей, с которым отождествляют себя учащиеся. Т.е., на семинаре, на который приглашены ученики из турецких семей, «турки» изображаются как народ, который пытается захватить

307

Гюнтер Йикели

власть в Европе с помощью агентов, у которых на голове тюрба­ны, чтобы скрыть прикрепленные к голове микрофоны. С помо­щью микрофонов они записывают все, что нужно, и напрямую посылают записи в Анкару. Разумеется, для участников семинара это полная чепуха, над которой они могут посмеяться. Цель инс­ценировки в том, чтобы использовать ее как основу для анализа структуры теорий заговоров. Учащимся затем предлагается при­думать в группах из трех-четырех человек собственные теории за­говоров. Им дают вопросы-подсказки, такие, как: «Отчего все уче­ники, у которых в имени есть буква «м», лучше успевают в школе и кто за этим стоит?» или «Отчего мобильные телефоны становятся все дешевле и дешевле и что за движущая сила за этим стоит?» и т. п. Они убеждаются, как «просто развить теории о таинственных и жутковатых явлениях и даже убедить людей в том, что ничего нет правдивей этих сюжетов». Они начинают проникаться мыслью, что есть своего рода удовольствие в том, чтобы придумывать эти тео­рии и верить в их правдивость. Затем ученикам предлагается проа­нализировать характеристики теорий заговоров на примере только что придуманных теорий. В конце семинара ученики вскрывают противоречия в теориях заговоров, взятых в качестве примера из современных турецких и арабских СМИ (это телесериалы и юмо­ристические карикатуры в газетах и книгах). Учащиеся, таким об­разом, учатся распознавать теории заговоров и подвергать анализу свойственные им антисемитские элементы. Кроме того, они знако­мятся с некоторыми основами критического анализа информации.

ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР О ВОЗНИКНОВЕНИИ ГОСУДАРСТВА ИЗРАИЛЬ

Цель данного семинара — развенчать антисемитский миф о том, что создание государства Израиль было актом колониальной поли­тики США, осуществленным США. Это помогает переосмыслить манихейские взгляды на ближневосточный конфликт. Устраивает­ся ролевая игра, в которой ребята играют роли людей, занимающих разные должности на конференции 1947 года. Они представляют интересы соответственно клана Нашашиби, клана Аль-Хуссейни, сионистов во главе с Бен Гурионом, сионистов-ревизионистов, ко-

308

Кройцбергская инициатива против антисемитизма...

роля Египта или короля Иордании или делегацию Великобрита­нии. На «конференции» они спорят о том, как прийти к решению проблемы, и кому следует управлять Палестиной в будущем, после того как британские войска уйдут из нее.

Благодаря этой ролевой игре учащиеся знакомятся с историей и с основными сторонами в конфликтах между Израилем и Палести­ной. Они знакомятся с разными подходами к решению конфликта и разными интересами внутри каждой из групп: «сионистов», «па­лестинцев» и «арабских стран». После этого черно-белое изображе­ние израильско-палестинского конфликта больше не удовлетворя­ет их. Учащиеся узнают на личном опыте следующее: •;: ^Существуют разные и противоречивые интересы внутри каж-, дои из двух групп палестинцев/арабов и сионистов/евреев/из-

раильтян, которые они до сих пор считали двумя блоками.

• i Переговоры между этими противоречащими группами — это

исторический процесс, на который оказывают влияние разные /) факторы.

«:>, Антисемитские идеологии оказывают разрушительное влияние .;) на ближневосточный конфликт.

• , Палестинские и арабские объединения были активными участ-

никами конфликта (в противоположность тому образу жертв, который им приписывают).

ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО САМОСОЗНАНИЮ ЛИЧНОСТИ

Это занятие посвящено теме конфликта между желаниями кон­кретного человека и давлением, которое на него оказывает идеоло­гия, основанная на интересах общины, от имени традиции, рели­гии или народа. Истоки этой темы — события вокруг группировки молодых людей, которые превозносили теракты-самоубийства. Один из них, мальчик 14 лет, сказал учителю, что через десять лет он сможет поехать в Израиль и взорвать себя, чтобы убить 100 ев­реев. Фантазия мальчика была полным отрицанием устремлений его собственной личности. Его желание буквально отречься от себя ради того, чтобы убить других людей, подогревалось абстрактной враждебностью к евреям, ведь мальчик не был знаком ни с одним евреем. Очевидно, что один единственный семинар не ликвидирует

309

Понтер Йикели

подобный менталитет. Однако этот случай привел к созданию се­минара, рассчитанного на молодежь, которая не привыкла к рацио­нальным дискуссиям и к обмену аргументами. Во время ролевой игры они ищут и находят аргументы, а не воспроизводят маски, слепленные коллективным сознанием, что типично для поведения этого контингента. В качестве вводных тем для обсуждения пред­лагаются три темы конфликта:«

• Конфликт между личным желанием поиграть в футбол и необ­ходимостью пожертвовать этим временем ради того, чтобы удо­влетворить культурные или религиозные ожидания отца.

• Любовь между двумя подростками, один из которых — это се­стра друга.

• Брак между мусульманином и еврейкой.

Занятие это привлекает внимание учащихся к относительно­сти значимости коллективного самосознания. Можно надеяться на перемены после проигрывания разных ролей, после того как выявляются и анализируются интересы и устремления личности. Занятие открывает глаза на оковы коллективного мышления под влиянием традиции и религии и побуждает ребят быть личностя­ми и учиться думать самим.

ВЫВОДЫ

Пример работы Кройцбергской инициативной группы по борьбе с антисемитизмом демонстрирует, что с антисемитизмом можно бороться в гражданском обществе, работая с простыми людьми. Совокупность работы в области образования, гражданского обще­ства и политики на уровне городского района, наряду с междуна­родным обменом знаниями об источниках антисемитизма и об­разовательными программами, направленными на борьбу с ним, похоже, дает надежду на успех.

Международные исследования, международные декларации, та­кие, как Берлинская декларация [20] и рабочее определение анти­семитизма комитета Европейского союза[21], можно эффективно использовать, пытаясь убедить других политиков включить со­временные проявления антисемитизма, которые пока считаются

310

_______________________Кройцбергская инициатива против антисемитизма...

правомерными, в свои рабочие определения. Так как антисемитизм порицают всё слои общества, определение того, что конкретно на­зывается этим словом, очень важно. Сотрудничество с междуна­родными организациями повышает уровень компетентности тех, кто борется с антисемитизмом. Необходимо, чтобы специалисты подготовили новые учебные материалы, рассматривающие именно современные формы антисемитизма.

Я не знаю, предотвратила ли Инициатива какие-то антисемит­ские инциденты или нет. Но все же, ее работа дает обществу еще один сигнал, что антисемитизм не может быть приемлемым. И са­мое малое, что сделала Инициатива, — это то, что она наработала образовательные ресурсы и профессиональный опыт для активно­го противодействия антисемитизму на личностном уровне.

Такого рода проекты нуждаются, конечно, в поддержке госу­дарственных органов власти и международных НПО. Люди, фор­мирующие политику национальных государств, могут помочь, разъясняя проблему антисемитизма, установив четкие социальные (и юридические) границы допустимости антисемитизма. Рука об руку с этим должны идти эффективное просвещение и готовность публично полемизировать по данному вопросу. Но, прежде всего, необходимо найти рациональный подход к проблеме, исключаю­щий враждебность и гнев.

Примечания

1. См например речь Йегуды Бауэра: Yehuda Bauer, 'The Educational Challenge of European Antisemitism. Speech at the OSCE conference in Cordoba, 8-9 June 2005: www. holocausttaskforce. org/ feature/ bauer. pdf. См. также Mike Whine, 'Anti-Semitism on the Streets: Is there a New Anti-Semitism in Britain?', in Paul Iganski and Barry Kosmin (eds.), A New Antisemitism? Debating judeophobia in 21st Century Britain (London: Profile Books, 2003), pp. 31-2; www. jpr. uk/reportsCS%20reports/new_antisemitism/main. html. Iganski and Kosmin (eds), A New Antisemitism? Stephen Roth Institute, Anti-Semitism Worldwide 2003/2004, www. tau.ac.il/Anti-Semitism/ asw2004/general-analysis. htm. European Monitoring Center on Racism and Xenophobia, Manifestations of Antisemitism in the EU

311

Гюнтер Йикепи

2002-2003, http://eumc.eu. int/eumc/material/pub/AS/AS-Main-report. pdf. See also Doron Rabinovici, Ulrich Speck and Natan Sznaider, Neuer Antisemitismus? Eine globale Debatte (Frankfurt/M.: Suhrkamp Verlag, 2004).

2. Институт оказывает поддержку развитию образования, наце­ленного на борьбу с антисемитизмом, и связанным с этим на­учным проектом. См. www. IIBSA. org.

3. Число мусульман подсчитывается следующим образом: боль­шинство лиц с турецким, боснийским и арабским граждан­ством плюс большинство принявших немецкое гражданство лиц из семей эмигрантов из тех же стран; вторая группа обычно не учитывается в статистических данных. Официальная стати­стика учитывает только гражданство. В основной части Кройц-берга, где работает Инициативная группа, у 39.5 процентов жителей нет немецкого гражданства, из них у 26.5 процентов турецкое и у 1.9 процентов арабское гражданство. Информация взята с сайта: www. friedrichshain-kreuzberg.de/media/de/Sozia-lraum_III. pdf.

4. Некоторые высказывания кройцбергской молодежи с непри­крыто антисемитским содержанием попали в видеозапись не­скольких интервью с берлинскими студентами Университета прикладных наука им. Алисы Заломон (ASFH). Видеозапись транслировалась 1 июля 2005 года под заголовком 'Hitler gefallt mir' («Мне нравится Гитлер).

5. См. в качестве примера: Jochen Muller (2005), Ventil und Kitt. Die Funktion von Israel und den Juden in der Ideologic des arabischen Natio-nalismus. www. memri.de/publikationen/aufsaetze/ventil_kitt. html

6. Tietze, Nicola, 'Antisemitische Denkmuster unter Muslimen in Frankreich', Werkstatt Geschichte, 38, 12 (2004), pp. 46-66; p. 48.

7. У нас нет цифр, чтобы оценить масштаб ее распространения в Кройцберге. Однако, на наших учебных занятиях некоторые ученики узнали эту газету, сказав, что дома их родители ее чи­тают. Чтобы своими глазами увидеть некоторые антисемитские карикатуры из газеты «Вакит», посетите сайт: www. kigaberlin. org/images/images/Vakit. pdf.

8. В 2004 году 68 процентов немцев выразили согласие с утверж­дением «Израиль ведет истребительскую войну («Vernichtung-

312

Кройцбергская инициатива против антисемитизма...

skrieg») против палестинцев». См. Wilhelm (Hg.) Heitmeyer, Deut­sche Zustande. Folge 3 (Frankfurt/M.: Suhrkamp Verlag, 2005), c. 151.

9. Некоторые считают «мусульман современными евреями». Имам Абдулжалил Сажид сказал на конференции ОБСЕ 2005 года в Кордобе: «Исламофобия заняла место антисемитизма в каче­стве самого опасного проявления расизма», или более сложным языком: 'Lantijudaisme ou «judeophobie» nen forme plus, si ce rut jamais le cas, la realisation unique. II est devenu Tun des termes d'un couple qui reconstitue sur d'autres bases le mythe «Semite» du XIXe siecle, et dont larabophobie ou islamophobie constitue lautre compo-sante' [Анти-иудаизм или «иудофобия» более не является, если когда-то и была, единственным проявлением. Он стал одним из двух взаимосвязанных терминов, которые воспроизводят на дру­гих основаниях миф о «семите» девятнадцатого столетия. Вторым термином в этой связке является арабофобия или исламофобия].

Etienne Balibar, 'Un nouvel antisemitisme?' в книге Etienne Ba-libar et al. (eds.), Antisemitisme: ['intolerable chantage. Israel-Pales­tine, une affaire francaise, 90 (Paris: La Decouverte, 2003), c. 90.

10. Привожу открытое письмо, адресованное органам власти: http://www. hagalil. com/ archiv/2004/09/kreuzberg. htm (March 6, 2006). Местные власти так и не приняли надлежащие меры.

11. http://www. mut-gegen-rechte-gewalt.de/nles/images/Studie_ZDK_ 'Kreuzberg. PDE

12. Например, чиновнице местной администрации, которая отве­чает за спорт и работу с молодежью и семьями, мы показали антисемитские карикатуры из исламистской газеты «Вакит». На это она сказала, что необходимо также показать антипале­стинские карикатуры в израильских газетнах ради сохранения объективности.

13. См. отчет ОБСЕ-ODHIR, Education on the Holocaust and on An­ti-Semitism in the OSCE Region, http://www. osce. org/documents/ odihr/2005/06/14897_en. pdf (2005), c. 156. Обучение истории Холокоста по-прежнему важно как само по себе, так и как сред­ство сдерживания антисемитизма. Тем не менее оказалось, что представление о том, что обучение истории Холокоста — это достаточное педагогическое средство борьбы против современ­ного антисемитизма — всего лишь иллюзия.

313

Понтер Йикели

14. См. работу Вернера Бергманна и Вильгельма Гейтмейера «Анти­семитизм в общении» в Werner Bergmann and Wilhelm Heitmey-er, 'Communication Anti-Semitism', in Minerva Institut fur deutsche Geschichte, Tel Aviv University, Tel Aviver Jahrbuch fur deutsche Geschichte XXXIH: Antisemitismus — Antizionismus — Israelkritik (Gottingen: Wallstein, 2005), cc. 70-89; c. 76.

15. OSCE-ODIHR, Education on the Holocaust and on Anti-Semitism in the OSCE Region, c. 165.

16. Didier Lapeyronnie, 'La Demande d'Antisemitisme', Les Etudes Du CRIF, Paris, 9 (2005). See also Michel Wieviorka (ed.), La tentation anti-Semite (Paris: Robert Laffont, 2005).

17. В 2004 году я посетил дискуссию по поводу конфликта на Ближ­нем Востоке, проходившую в одной школе. Преподаватель объ­явила, что в этой дискуссии ученики узнают и о точке зрения Израиля, поскольку были приглашены израильтянин и пале­стинец (из одной и той же организации). Оказалось, что вся

• дискуссия целиком была посвящена негативным последствиям «стены» для палестинцев. Она лишь укрепила негативное от­ношение у всех ее участников.

18. См. OSCE-ODHIR, Education on the Holocaust and on Anti-Semitism in the OSCE Region, p. 165.

19. Замысел этого практического семинара основан на идеях, взя­тых из 'Bausteine zur nicht-rassitsischer Bildungsarbeit' (2003), с. 181 (www. baustein. dgb-bwt.de).

20. Berlin Declaration, Bulgarian Chairmanship, the Chairman-in-Of-fice, http://www. osce. org/ documents/cio/2004/04/2828_en. pdf. (найти версию на русском языке) 'Working Definition of Anti-semitism', EUMC Discussion Papers — Racism, Xenophobia, Anti-Semitism, http://eumc.eu. int/eumc/material/pub/ AS/AS- WorkingDef-inition- draft, pdf

<< | >>
Источник: Альтман И.А., Самуэльс Ш., Вейцман М.М. (ред.). Антисемитизм: концептуальная ненависть. Сборник, посвященный Симону Визенталю. М.: Центр и Фонд «Холокост»,2009. - 456 с.. 2009

Еще по теме 18. КРОЙЦБЕРГСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПРОТИВ АНТИСЕМИТИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ МУСУЛЬМАНСКОГО И НЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В БЕРЛИНЕ ГЮНТЕР ЙИКЕЛИ Gunther Jikeli:

  1. 18. КРОЙЦБЕРГСКАЯ ИНИЦИАТИВА ПРОТИВ АНТИСЕМИТИЗМА СРЕДИ МОЛОДЕЖИ МУСУЛЬМАНСКОГО И НЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ В БЕРЛИНЕ ГЮНТЕР ЙИКЕЛИ Gunther Jikeli