<<
>>

Глава 10. РЕАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В ПОЛИТИКЕ

Выше уже обосновывался тезис, согласно которому политика существует там, где существуют конфликты, и мир политического представляет собой арену столкновений различных сил и интересов

Главное предназначение политики — это поиски путей и средств разрешения конфликтов.

Но в то же время жизнеспособность любого человеческого сообщества определяется существованием некой единой воли, единого интереса, объединяющего всех его членов в одно целое. Как уже подчеркивалось, любые цивилизация или государство может существовать до тех пор, пока существует осевой идеал, на котором эта цивилизация или государство основывается. Иными словами, консенсус и конфликт составляют два противоположных и в то же время взаимосвязанных и взаимодополняемых элемента политической системы. В зависимости от преобладания того или иного из этих элементов определяется внутри- и внешнеполитическое положение каждого отдельно взятого государства. То же самое применимо и к мировому сообществу, которое, как указывалось, представляет собой систему отношений между государствами и народами, процессов и явлений, теснейшим образом связанных с силовыми принципами, конфликтами и войнами. Опять же мировое сообщество вряд ли было бы мыслимо без заинтересованности его членов друг в друге, без общепризнанных правил сосуществования в едином жизненном пространстве

В политико-философской, идейной сфере в различные исторические эпохи эти два начала получили отражение в построениях различных, рассмотренных выше политико- философских и идеологических течений. Было показано, что одним из критериев их типологизации является оценка ими самой природы человека, общества и государства, а также их взаимоотношений. В этом контексте особо важное значение имеет то, что история, как отмечал Р. Жирар, представляет собой пространство, где складывается компромисс между насилием и жертвенностью, между организующими и дезорганизующими принципами, между порядком и беспорядком. По-разному сочетая в своих позициях эти два начала, каждое из течений политико-философской мысли включает собственное видение исторического развития политических систем

Причем, расходясь между собой по большинству ключевых критериев, они могут придерживаться схожих или одинаковых позиций в оценке места и роли сущего и должного, реального и идеального в мире политического, основных факторов его эволюции и функционирования. В соответствии с этими позициями в политико-философской мысли можно выделить два крупных подхода, которые условно можно обозначить как политический реализм и политический идеализм

<< | >>
Источник: Гаджиев К.С. Политическая философия. 1999

Еще по теме Глава 10. РЕАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В ПОЛИТИКЕ:

  1. Когнитивный стиль лидеров. Концепция «интегративной сложности»
  2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА РУБЕЖЕ XXI ВЕКА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ЭВОЛЮЦИИ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
  3. ИДЕЙНО-ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАДИКАЛИЗМА 
  4.   ПРЕДИСЛОВИЕ [к работе К. Маркса «К критике гегелевской философии права. Введение»] 1887  
  5. ЛЮДВИГ ФЕЙЕРБАХ КАК ИСТОРИК ФИЛОСОФИИ
  6. Г.А. ПУЧКОВАНЕРАВНОЦЕННЫЕ ЭТЮДЫ О КЛАССИКАХ
  7. Античная философия
  8. ЧЕЛОВЕК И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
  9. ГЛАВА II. ПРАВО.
  10. ОБ ИДЕЙНЫХ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ И МОТИВАХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПЕРЕДЕЛОК И ПОДДЕЛОК
  11. ОГЛАВЛЕНИЕ
  12. Глава 10. РЕАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ В ПОЛИТИКЕ
  13. Политический реализм
  14. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  15. Тема 2. Исторические типы философии
  16. Глава 6. Космополитизм в России
  17. ЖЕНЕВСКИЕ КОНВЕНЦИИ 1949 г.
  18. Как развитие международного сообщества разошлось с ожиданиями законодателей
  19. РАСЦВЕТ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ