Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ В психологии; оппозиция или КОНСОЛИДАЦИЯ


ИРИНА ШКУРАТОВА
Часто для раскрытия сути какого-либо понятия бывает полезно обратиться к истокам слова, его обозначающего. Слово “стиль”, как известно, происходит от греческого слова stylos, обозначающего палочку, с помощью которой древние греки делали записи на восковых дощечках.
Для дальнейших рассуждений о феномене стиля важно отметить то, что понятие стиля с самого начала было связано с инструментальной оснащенностью человека. Стиль — это соединительное звено, мостик между рукой (или психикой человека) и дощечкой для записей (или внешним миром).
Где же рождается стиль? В самом человеке, или он порожден и обусловлен материалом, с которым взаимодействует человек и, в конечном счете, средой? Эти вопросы, а по сути дела один вопрос о соотношении влияния индивидуальности и среды на воз-никновение стиля, явились фокусом дискуссий о стиле и в искусстве и в науке.
В искусстве под стилем понимается “устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приемов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений” (БСЭ, Т. 24, 1975. С. 514). При этом стиль имеет несколько уровней обобщенности. Наиболее обобщенными являются понятия исторических стилей (барокко, готика и т.п.) и национальных стилей (китайский, древнерусский и т.д.), носителями которых выступают представители крупных социокультурных общностей. Средний уровень обобщенности связан со стилями отдельных художественных школ и направлений, где выразителем стиля является группа людей.
Завершается эта иерархия индивидуальным стилем, создателем и субъектом которого выступает один человек.
Соотношение между этими стилями изменялось в процессе истории. “Если в ранние исторические периоды стили были унифицированными, то с наступлением эпохи Возрождения значение индивидуального стиля резко возрастает” (Там же, С. 515). Далее процесс дробления и размывания общего исторического стиля стал нарастать настолько, что говорить о стиле эпохи стало практически невозможно. XX в. ознаменовался утверждением множественности стилистических решений в искусстве, что означало победу индивидуального стиля над историческим и национальным.
На мой взгляд, преобладание индвидуальной формы стиля над групповой в процессе истории связано прежде всего с расширением гражданских прав и с раскрепощением личности творца. Как будет показано далее, деятельность, выступающая условием формирования стиля, требует определенной свободы ее исполнения, поэтому необычность и своеобразие стиля регламентируется творческими возможностями его изобретателя и толерантностью общества. Характерно, что в общественной жизни разворачивались аналогичные процессы, приводящие к дифференциации стиля жизни. О.Тоф- флер, автор книги “Шок будущего”, так описывает многообразие стилей жизни в восьмидесятых годах нашего века: “Иностранец, попадающий ныне в американское, английское, японское или шведское общество, должен выбирать не из четырех-пяти классовых стилей жизни, а буквально из сотен различных возможностей” (цит. по: Сохань, 1982. С. 7).
Другим фактором, усилившим позиции индивидуального стиля в искусстве, стала разработка механизмов защиты авторских прав, что позволило закреплять новации за конкретным лицом. Произведения искусства перестали быть анонимными или народными. Строго говоря, у всякого стиля всегда есть конкретный автор. Эту мысль раньше всех и лучше всех выразил Г. де Бюффон в своей знаменитой речи в связи с принятием его в члены Французской академии в 1753 г.: “Богатство знаний, глубина наблюдений, даже сама новизна открытий еще не служит надежной гарантией бессмертия. ...Эти вещи вне человека, стиль же есть сам человек. Поэтому стиль нельзя ни отнять, ни перенять, ни подменить” (цит. по: Лосев, 1988. С. 15). Хотя это относилось к литературному стилю, представление о том, что стиль есть сам человек, стало девизом для многих исследователей стиля в психологии.
Психология избрала для себя средний уровень обобщенности, при котором выразителем стиля является группа людей, характеризующаяся каким-то общим признаком (например, сильной нервной системой или высокой степенью психологической дифференцированности), оставив изучение исторических стилей социологии или психоистории. Хотя в психологии стиль называется индивидуальным, по самой сути он является групповым. Это противоречие было подмечено Е.П.Ильиным (1988) относительно индивидуального стиля деятельности. Доминирование группового стиля над индивидуальным связано с преобладанием в психологии номотетического подхода над идеографическим, которое сохраняется и в настоящее время. Очевидно, психологии предстоит пройти тот же путь, что прошло искусствоведение, чтобы прийти к изучению стиля, а точнее иерархии стилей конкретного человека. Для достижения этой цели надо проанализировать, как развивалось понятие стиля в психологии и построить единую модель инструментальной стороны индивидуальности.
Как уже отмечалось вначале, стиль занимает пограничное положение между индивидуальностью и средой. С одной стороны, его изобретателем является человек, с другой стороны, стиль всегда выступает способом какой-либо деятетельности или активности, преобразующей среду (стиль письма, рисования, познания и т.д.). Это обстоятельство порождает некоторую двойственность стилевого явления и двоякую обусловленность его формирования и существования. Для исследователя открывается возможность с двух сторон подойти к феномену стиля: либо изучая индивидуальность человека, породившего стиль, либо анализируя особенности той деятельности, в процессе которой этот стиль возник. Обе эти возможности были реализованы в психологии, причем первая была выбрана западной (преимущественно американской) психологией, а вторая — отечественной. Такое распределение ис-следовательских подходов было не случайным и прямо вытекало из методологии и задач психологии в этих странах.
<< | >>
Источник: А.В.Либин. Стиль человека: психологический анализ / Под. ред.А.В.Либина. Москва: Смысл,1998. — 310 с.. 1998

Еще по теме ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ В психологии; оппозиция или КОНСОЛИДАЦИЯ:

  1. ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ В психологии; оппозиция или КОНСОЛИДАЦИЯ
- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -