<<
>>

Практическая работа

Задание 1. Познакомьтесь с основными положениями некоторых концепций воспитания. Проведите сравнительный анализ концепций воспитания. В чем их гуманистический смысл?

«Воспитание - необходимое условие социализации личности - является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессобразующие и стабилизирующие функции:

сохранения, воспроизводства, развития культуры;

обслуживания исторического процесса смены поколений;

создание условий для свободного развития личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворче- ства.

Важными базовыми компонентами воспитания являются:

Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания; гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения; самодисциплина, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни; самостоятельность в принятии решения и ответственность; свободный выбор содержания жизнедеятельности);

Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта; способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм; терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним; стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни);

Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, в рефлексии, общении, поиске смысла жизни; автономия внутреннего мира, целостность);

Воспитание творческой личности (развитые способности; потребность в преобразующей деятельности; знания, умения, навыки, развитый интеллект; интуиция; жизнетворчество);

Воспитание практичной личности (знание основ экономики; трудолюбие, хозяйственность; компьютерная грамотность; владение языками мира; знание народных, религиозных обычаев; здоровый образ жизни, физическая закалка; эстетический вкус, хорошие минеры; обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи).

Новое воспитание, опирающееся на принцип гуманизации, означает:

возвращение воспитания к человеку как основному его предмету и цели, насыщение содержания воспитания проблемами человека, его духовности, гражданственности, нравственности, организация воспитания как гуманитарной практики, направленной на оказание полмощи детям в их духовно-нравственном и гражданском становлении и разрешении конкретных жизненных проблем;

поддержку индивидуальности и самобытности ребенка, что предполагает решительный отказ от «валового подхода» в воспитании и признание каждого отдельного ребенка высшей ценностью воспитания.

Развитие субъективных свойств, творческого потенциала, поддержка самобытных черт характера становится при этом главной заботой воспитателя;

осуществление воспитания в контексте национальной культуры как среды, питающей духовное и нравственное развитие ребенка;

возвращение воспитания в семью, к родителям, признание в них главных воспитателей, ответственных за экологию детства, поиск путей педагогического сотрудничества и доверительного общения с родителями, взаимообучение педагогов и родителей;

• существенное повышение педагогической культуры воспитателей; обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями гуманистического воспитания».

Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов-н/Д. 1991.

«Главное в гуманистическом воспитании - создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Способность к развитию - важнейшее свойство личности человека.

Оно не завершается в каком-либо возрасте, ибо принципиально незавер- шимо, имея свои особенности на каждом этапе жизненного цикла.

Воспитание, будучи частью социализации личности, осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности воспитуемых.

Гуманистическое воспитание - не прямое воздействие на личность, а социальное взаимодействие с нею различных субъектов: конкретных лю-дей, их микрогрупп и коллективов. Это субъект-субъектное взаимодействие, диалог, в котором участвуют конкретные личности. Воспитательная эффективность такого взаимодействия определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами осознают и ощущают себя личностями и видят личность в каждом, с кем вступают во взаимодействие. Настоящий диалог - это межличностное взаимодействие «на равных», в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как и он сам.

Главнейшим психологическим эффектом социализации и гуманистического воспитания человека является постепенное формирование у него потребности и способности к самовоспитанию - самостоятельному развитию себя как личности, субъекта деятельности, индивидуальности.

Ведущей целью воспитания остается идущий из глубины веков идеал всесторонне развитой личности. Он ориентирует на широкий подход к личности, остерегает от одностороннего воспитания, сведения его к однобокой и пассивной адаптации молодых к конкретным условиям и требованиям общества.

Всестороннее развитие предполагает их органическое единство, целостность бытия, сознания и самосознания, эмоционально-потребностной сферы и поведения человека.

Общая цель, связанная с формированием сознания и самосознания, чувств, воли и поведения учащихся, требует конкретизации с учетом тех трудностей, которые переживает общество. Для сохранения учащейся молодежи как дееспособной части общества, готовой к его возрождению, особое значение имеют следующие задачи, на реализации которых следует сосредоточить усилия всех социальных институтов общества:

философско-мировоззренческая подготовка молодежи, предоставление ей помощи в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономических изменений, новых форм хозяйствования; формирование самосознания, ценностного отношения к собственной жизни, потребности в ее проектировании и реализации;

приобщение молодежи к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в дальнейшем их обогащении;

выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка; реализация их склонностей и способностей в разнообразных сферах человеческой деятельности и общении;

формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные возможности человека, терпимости по отношению к людям), культуры общения;

развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к рефлексии;

воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе и благополучии своей страны, сохранении человеческой цивилизации;

воспитание положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде; воспитание социально значимой целеустремленности, предприимчивости и деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях;

воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни.

В основе гуманистической системы воспитания лежат следующие идеи:

личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение своеобразия и уникальности каждого ребенка, подростка, молодого человека, признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитании на совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;

воспитание - целенаправленное управление развитием личности ребенка, его сознанием и поведением как целостным процессом.

Крен в сторону сознания и поведения неизбежно порождает разрыв слова и дела, обедняет эмоционально-чувственную сферу молодежи. Между тем посто-

янная опора и учет особенностей этой сферы облегчают процесс освоения социального опыта. Жизненные ценности, нравственные нормы и правила только через чувства могут стать собственными ценностями и нормами развивающейся личности. Эмоциональная скудность существующей системы воспитания и гипертрофия рационального делают воспитание неэффективным; преодоление «левополушарного» стиля воспитания может вывести его на более высокий качественный уровень; это означает приро- досообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся и реализацию последующих принципов:

определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития субъективных личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;

опора при их формировании на мотивационно-потребностную сферу учащихся конкретного пола и возраста; преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;

изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств школьника в общей структуре возрастно-половых проявлений;

построение возрастно-психологической диагностики и коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;

обеспечение взаимосвязи возрастно-половой диагностики, психологической консультации и коррекции;

единство обучения, воспитания и развития, что требует существенного изменения содержания общего образования, форм и методов обучения;

национальное своеобразие воспитания, опора в воспитании на на-циональные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;

организация жизнедеятельности учащихся как основа воспитатель-ного процесса;

гуманизация межличностных отношений. Авторитарность, гру-бость, насилие над ребенком губят воспитательный процесс и ребенка как личность. Уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброта и внимание по отношению к ним создают психологически комфортную атмосферу, в которой растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой, без чего невозможны развитие и саморазвитие ученика, создание благоприятного психологического климата для ребят и их наставников, совершенствование межличностных отношений в учебном заведении, создание ситуации успеха, доверия, соревновательности с целью коррекции этих отношений;

дифференциация воспитания с целью активизации познавательной и мотивационно-потребностной сферы учащихся, предполагающая отбор содержания, форм и методов воспитания, учет специфических позиций детей и взрослых, прежде всего, родителей и педагогов в воспитательном процессе, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, социально-экономическими и социально- психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, в соответствии с ведущими функциями институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальности участников воспитательного процесса;

средовой подход в воспитании включает различные варианты взаимодействия учебного заведения со средой (семьей, внеучебными объ-единениями, куда включен учащийся), которая весьма противоречива. Учебное заведение не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в жизнь учащихся заботы и проблемы ближайшего окружения, превращая школу в культурно-духовный центр, способствующий совершенствованию жизни в микросоциуме.

Важное место должна занять гуманитаризация воспитания (в первую очередь образования) - приобщение личности к культуре общества, развитие планетарного сознания».

Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И.

Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. 1992. №3-4. С.14-18

Гуманистическая концепция воспитания, разработанная В.В.Сериковым, включает следующие основные положения:

«Положение первое. Сущность воспитания и воспитательного отношения. Суть воспитания традиционно раскрывалась через марксистское понимание сущности человека как «совокупности всех общественных отношений». Воспитание в связи с этим представлялось как приобщение к социуму.

«Передача культуры» - это лишь внешняя сторона воспитания. Собственно воспитательное отношение - это создание личностно утверждающей ситуации, обеспечивающей становление опыта субъектирования, т.е. выработки своего (личностного) знания, собственного мнения, своей концепции мира (мировоззрения), своего стиля, собственной структуры деятельности. Воспитание - процесс личностно образующий, отличный от научения, привития, дрессировки. Отсюда известная иррациональность воспитания, его неодинаковость для вовлечения в него субъектов, парадоксально различные результаты для детей, воспитывающихся, казалось бы, в одной среде.

Становление ребенка субъектом - это не момент воспитания, а суть

его.

Положение второе. Воспитание - это особая сущностная человеческая деятельность, когда ее субъект (воспитатель) реализует себя и представляемую им общественную культуру через личность ребенка.

Потребность реализовать и выразить («субъектировать») себя изначальна и сущностна для человека. Последнее означает стремление утвердить и выразить «себя через другое» (Гегель), т.е. создать нечто такое, что может утвердить и продлить меня. Безусловно, что наибольшей способностью к этому обладает другой человек. Для воспитателя - это воспитанник, принимающий его миропредставление и образ жизни, для воспитанника - воспитатель с его социально значимой оценкой и возвышением воспитанника до уровня социального признания. Воспитание, таким образом, есть естественный процесс удовлетворения взаимных потребностей двух поколений.

Положение третье. В основе воспитательной деятельности лежит специфическая технология построения личностно утверждающей ситуации в системе жизнедеятельности ребенка.

Под ситуацией понимается определенная система субъект- субъектных общественных отношений людей, многомерная по своим связям, характеристикам, причинно-следственным зависимостям, факторам, которые в совокупности оцениваются субъектом в качестве обстоятельств, условий деятельности.

Технология конструирования педагогической ситуации в самом общем виде включает два момента:

трансформация культурных объектов из предметной в социально- коммуникативную, организационно-деятельностную, диалогическую или какую-то иную форму, в которой они могут быть адекватно освоены воспитанником;

создание условий для субъективации ребенком данной предметной сферы. Последнее предполагает определенную логику развития ситуации от внешнего к внутреннему диалогу.

Не претендуя на интеграцию представлений обо всех упомянутых механизмах воспитания, отметим предположительно наиболее существенные черты последнего:

ситуация воспитания несет в себе побудительную и ориентировочную основу поведения;

воспитание в собственном смысле слова апеллирует к мотивацион- но-личностным регуляторам поведения (другие аспекты развития личности - процессуально-поведенческие, функциональные - могут быть реализованы другими регулятивными средствами, не обязательно воспитанием, а, к примеру, обучением, программированием, контролем);

ситуация воспитания обусловливает становление внутреннего са-моразвивающегося мира ребенка и возрастание взаимозависимости этого мира (в конкретном случае это может быть качество личности, свойство,

тип ее поведения) от воспитательной ситуации, что является своеобразным критерием эффективности последней;

механизм воспитания связан с феноменом совместной деятельности, с интерпсихологическим, диалоговым представлением ценностей, но-сителем которых для ребенка выступает другой человек, партнер, воспитатель, социум;

воспитание как таковое сводится к немногим личностно утверждающим средствам (конструктивным элементам воспитательной ситуации), которые сохраняют определенную инвариантность, несмотря на многообразие и вариативность воспитательных задач.

Положение четвертое. Развивая гуманистический подход к воспитанию, мы должны отказаться и от однозначной, единственно правильной педагогической цели, единственной для всех детей, и от рассмотрения личности как объекта «моделирования», «проектирования» и т.п. Пронимая человека как самоценность и самоцель, мы должны последовательно признать и неприемлемость полагания извне целей его существования, а следовательно, и воспитания.

В связи с этим подлинно научная концепция воспитания не провоз-глашает цель и не рисует миражи будущего человеческого совершенства, а лишь определяет научные основы постановки целей, источники и процедуры педагогического полагания.

В качестве источников или факторов, детерминирующих педагогическую цель, нами выделены следующие:

педагогический запрос общества мы рассматриваем как объективно существующую и выражаемую в различных формах потребность общества, отдельных социальных групп, семьи, самого воспитанника в определенном характере воспитания;

сам воспитанник - второй и едва ли не важнейший источник цели.

Развивающийся человек - сильный биосоциальный феномен, в котором два начала - природное и общественное - обусловливают индивидуальную для каждого ребенка цель. В соответствии с гуманистической концепцией воспитания ребенок должен быть рассмотрен как субъект детства

особой социальной реальности, имеющей самостоятельную ценность не только как период подготовки к чему-либо;

воспитатель, учитель, педагогический коллектив, т.е. субъект, непосредственно реализующий учебно-воспитательную деятельность. Мы предполагаем, что воспитатель реализует в педагогической цели свои интересы и намерения, утверждает свое мироощущение и потому прилагает к ее достижению все свои духовные и физические возможности.

Положение пятое. Спроектировать какой-либо процесс воспитания

значит построить модель той жизненной ситуации, в которой воспитанник будет принимать и реализовывать определенную структуру ценностей и поведения, прогнозируемого целью воспитания.

Проектирование воспитательной ситуации включает, в нашем понимании, следующие элементы:

представление педагогической цели в виде ожидаемых вариантов поведения и личностных проявлений воспитанника;

выявление системы личностных состояний и процессов (мотиваци- онных, интеллектуальных, эмоционально-волевых);

разработка предметного одержания деятельности воспитанников, обеспечивающей соответствующие психические механизмы развития (объекты, проблемные ситуации, ориентировочная основа, деловые и межличностные коммуникации);

построение системы организационно-педагогических действий воспитания;

выявление вариантов развертывания ситуации и системы программ и методик поведения воспитателя в зависимости от развития ситуации».

Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепции и технологии. С.29-40

Задание 2. Существуют различные точки зрения учителей относительно проблемы воспитания в школе. Познакомьтесь с ними, выскажите и аргументируйте свою точку зрения.

Школа воспитанием заниматься не должна. Долг школы - хорошее обучение, образование в традиционном смысле этого слова.

Школа воспитанием заниматься должна, но в современных условиях (неопределенность ценностей, слабое финансирование образования), делать это всерьез невозможно.

Школа заниматься воспитанием должна, и основная, опорная его форма - массовое прямое влияние через умное слово, концерты, проповеди, слушание музыки, театр, посещение выставок и т.п.

Школа воспитанием должна заниматься, прежде всего, через организацию разнообразной совместной деятельности школьников.

Воспитанием школа должна заниматься, причем его базовой линией должны быть организация группового общения, обучение общению школьников.

Воспитание в школе должно быть, прежде всего, общением педагога со школьником, помощь конкретному школьнику в его делах и проблемах.

Воспитание в школе должно происходить, в первую очередь, на уроке, внутри процесса обучения.

Поляков С. Портреты на фоне классного руководства.

Первое сентября.1998. №16. С.2.

Задание 3. Проанализируйте принципы, изложенные в Декларации прав ребенка, принятой в 1959 году, и их отражение в Конвенции о правах ребенка (1990 г.).

<< | >>
Источник: М.Д.Горячев, А.В.Долгополова, О.И.Ферапонтова, Л.Я.Хисматуллина, О.В.Черкасова.. Психология и педагогика: Учебное пособие. Самара: Издательство «Самарский университет»,2003. 187 с.. 2003

Еще по теме Практическая работа:

  1. Теоретическое и практическое значение работы
  2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
  3. Практическая работа
  4. Практическая работа
  5. Практическая работа
  6. Практическая работа Тест Г.Айзенка
  7. Практическая работа
  8. Практическая работа
  9. 318. Что является предметом договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - договор на выполнение НИОКР)?
  10. 3.8. Практическая работа по бухгалтерским счетам и двойной записи
  11. Практическая работа
  12. § 4. Организация индивидуальной учебной работы
  13. Практическая работа №1.
  14. Практическая работа № 2
  15. Практическая работа №3
  16. Практическая работа № 1.
  17. § 2.6. Практическая работа по адаптации методов ГИС для анализа ресурсных зон и моделирования хозяйственного деления территории.
- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -