<<
>>

1.1. Развитие представлений о рефлексии в философии

Каждому человеку нужно иметь особо устроенный, как бы второй глаз, а не быть, хотя и имея два глаза, похожим на циклопа.... второй глаз есть не что иное, как самопознание человеческого разума, без которого у нас не было бы никакого масштаба для измерения величины наших знаний.
Иммануил Кант (1966, с.231).
Как давно известен людям феномен рефлексии? Как изменялось это понятие с развитием научной мысли? Давайте попробуем разобраться.
Для начала обратимся к сведениям, которые нам дает Философский энциклопедический словарь (1983).
Понятие "рефлйксия" (от латинского reflexio - «обращение назад») первоначально возникло в философии и означало процесс размышления человека обо всем происходящем в его собственном сознании. Иными словами, это деятельность самопознания, раскрывающая человеку содержание его духовного мира.
Первыми, кто ввел понятие рефлексии в употребление, были древнегреческие философы. Они усматривали назначение рефлексии в самопознании человека.
Сократ считал важнейшей задачей человека познание своей духовной активности в ее познавательной функции. Платон указывал на важность самопознания в связи с воспитанием такой добродетели, как благоразумие, которое он определял как знание самого себя. Аристотель признавал за рефлексией свойство божественного разума, который способен обнаружить единство предмета знания и знания, т.е. мыслимого и мысли.
С течением времени понятие рефлексии расширилось, что было связано с одной из важнейших проблем философии нового времени - проблемы обоснования, источника знаний человека.
Так Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, отвлекаясь от всего внешнего, телесного. Полученное в результате знание о самом себе - есть единственно достоверное знание, которое становится основанием для последующих размышлений о существовании Бога, о свойствах физического мира.
Локк рассматривал рефлексию как внутренний опыт, являющийся основным источником знаний, в отличие от опыта внешнего, основанного на восприятии окружающего мира органами чувств. Эта трактовка рефлексии позднее стала главной аксиомой так называемой интраспективной психологии. Важно отметить, что именно от Локка идет традиция собственно научного изучения рефлексии. Локк впервые выделил рефлексию как особую психическую реальность. Он определял ее как действие ума над самим собой, «. наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности» (Локк, 1960, с. 129).
Особое развитие получило представление о рефлексии в немецкой классической философии при рассмотрении гносеологических проблем. Здесь рефлексия понималась как анализ наукой собственных средств познания или особый вид теоретической ретроспекции. Кант рассматривал рефлексию в связи с исследованием оснований познавательной способности человека и видел ее особую роль в образовании понятий. Он выделил логическую рефлексию, при которой представления об окружающем мире просто сравниваются друг с другом, и трансцендентальную рефлексию, при которой сравнимые представления связываются с той или иной познавательной способностью - чувственностью или рассудком (Кант, 1965).
Гегель признавал рефлексию как необходимый момент познавательного процесса и вместе с тем подчеркивал ее ограниченность.
В рефлексии он видел также движущую силу развития духа человека. Вообще для философии тех времен было характерно рассматривать рефлексию как процедуру поиска последних, абсолютных оснований знания с тем, чтобы построить на них систему всеобъемлющего знания.
Особенно интенсивно развивается рефлексивный подход в философии Западной Европы в 19-20 вв. Он призван был выразить своеобразие предмета философии в системе наук, его обособленность от предметно-чувственной деятельности, сосредоточенность на самосознании знания. Среди разных подходов в применении рефлексивного принципа выделим те философские направления, где роль рефлексии особенно заметна.
В феноменологии Гуссерля рефлексия трактуется как универсальный способ познания сознания, при котором «поток переживания со всеми его разнообразными событиями. становится ясно постигаемым и анализируемым» (цит. по Философская Энциклопедия, 1967, с.501).
Современная герменевтика (Г.Гадамер, П.Рикер, К.Ясперс) усматривает основную функцию рефлексии в интерпретации и обосновании смысла, определяя рефлексию как отношение между смыслом и «Я».
Философия экзистенциализма (Ж. Сартр, М. Хайдеггер, С.Франк) открывает в рефлексии новое содержание: она приобретает этическое свойство, становясь голосом совести человека и обретая контролирующую сознание функцию. Рефлексия как «осмысляющее мышление» (Хайдеггер, 1993) будит в человеке чувство вины, побуждает его оценить свою нравственную позицию, определить назначение своего бытия.
Объективности ради, стоит упомянуть, что в философии понятия совести и рефлексии тесно соотносились и прежде. В подтверждение - известная фраза Канта: «Закон, живущий в нас, называется совесть. Совесть есть, собственно, соотнесение наших поступков с этим законом» (1966).
Для отечественной философии рефлексивный подход тра- диционен и активно реализуется в таких направлениях, как рефлексия о содержании знания, представленного в различных формах культуры (искусстве, языке, науке и др.), рефлексия о самом процессе мышления (как мышление о мышлении), например, анализ путей и способов формирования этических норм.
В условиях информационного общества, в связи с нарастающей дифференциацией и интеграцией знаний, особенно актив-
но развивается методологическая функция рефлексии. В этой роли рефлексия привлекается для решения таких методологических проблем , как организация междисциплинарных научных исследований, повышение эффективности управления большими системами.
Другим перспективным направлением реализации рефлексивного подхода в современной философской науке является изучение саморефлексии науки. Саморефлексия науки проявляется как осмысление ею своего места в духовной жизни общества, моральных принципов, определяющих саму допустимость исследования и его возможных последствий (например, проблема клонирования), как анализ языковых средств описания научных изысканий.
Рефлексия в науке имеет как собственно научную, так и социальную, этическую и даже эстетическую направленность (например, анализ соответствия научного исследования принципу гармонии и простоты). Безусловно, такой подход способствует развитию научного поиска, повышает его продуктивность и вместе с тем обогащает его духовный потенциал (Ладенко, Семенов, Степанов, 1989).
Развитие знаний о рефлексии способствует ее дальнейшей дифференциации. В современной философии принято выделять три основных вида рефлексии:
элементарная рефлексия, приводящая к рассмотрению и анализу знаний, размышлению об их границах и значении;
научная рефлексия как анализ и критика теоретического знания на основе методов и приемов, которые свойственны данной области научного исследования;
философская рефлексия как осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом (Митюшин, 1983).
В современной мировой философской науке пределы категории рефлексии существенно расширились. Помимо традиционной, ретроспективной функции рефлексии - критического анализа накопленного наукой знания - активно применяется ее конструктивная, творческая функция: разработка ценностей, целей, программ и самих средств научной деятельности. Рефлексия широко используется не только на философском, но и на общенауч-
ном уровне, выступая либо в качестве методологического средства междисциплинарных разработок, либо объяснительного принципа для некоторых социальных и гуманитарных дисциплин (искусствоведение, социология, лингвистика и др.).
Наконец, понятие рефлексии перестало быть только философским или общенаучным. Оно является теперь и специально- научным, в частности, психологическим понятием. Психологическая наука на протяжении последних десятилетий активно исследует проблематику рефлексии. Анализом изучения психологического содержания понятия рефлексии мы займемся в следующем разделе.
<< | >>
Источник: Бизяева А. А.. ПСИХОЛОГИЯ ДУМАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ - Псков: ПГПИ им.С. М.Кирова,2004. - 216 стр.. 2004

Еще по теме 1.1. Развитие представлений о рефлексии в философии:

  1. 2.1. Представление древних философов о душе.
  2. 1.1. Развитие представлений о рефлексии в философии
  3. 1.2. Развитие представлений о рефлексии в психологии
  4. 1.5. Роль рефлексии в психическом развитии человека
  5. 1.6. Развитие рефлексии в онтогенезе
  6. 4.3. Экспериментальное исследование личностных качеств учителя, способствующих развитию его профессиональной рефлексии
  7.   § 31. Эволюция представлений о сознании 
  8.   3.1. Философские проблемы техники 3.1.1. Философия техники и методология технических наук 
  9. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции
  10. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ И ЛИРИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ: «СОГЛАСИЕ УМА И СЕРДЦА»
- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -