1.6. Развитие рефлексии в онтогенезе
Джордано Бруно
Для более полного понимания психологических особенностей рефлексии важно знание ее генезиса.
Когда впервые у человека появляется способность к рефлексии? Что является ее первым объектом? Какие факторы влияют на развитие рефлексивных свойств мышления человека? Можно ли обучать рефлексии? Эти и некоторые другие вопросы будут обсуждаться в данном разделе.Как показывают исследования, самые первые проявления рефлексии отмечаются у детей дошкольного возраста. Очевидно, в начале этого возраста дети еще нерефлексивны. В пользу этого утверждения свидетельствует открытый Ж.Пиаже феномен эгоцентризма мышления ребенка и его эгоцентрической речи, психологическая су щ- ность которых как раз и состоит в неспособности ребенка соотносить свою точку зрения с точкой зрения других людей, т. е. в его неспособности к децентрации.
Постепенно механизмом дальнейшей социализации ребенка становится его способность к идентификации с другими людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами. Ребенок обычно стремится идентифицироваться с образом, который производит на него большое эмоциональное впечатление. Через идентификацию он познает большинство этических эталонов, на основе которых развиваются его личностные качества. Присваивая себе этот образ, ребенок начинает через него осознавать себя, соотносить свое понимание этого эталона поведения и свое поведение. Соотнесение своего нравственного «Я» с эталоном и с «Я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения, но это и есть начало раз-вития его рефлексивных способностей (Мухина, 1997).
Рождающаяся рефлексия направлена на формирование у дошкольника представления о себе и отношения к себе и по своей сути является онтогенетически первой формой личностной рефлексии (Лисина, 1982).
В младшем школьном возрасте рефлексивная способность ребенка обогащается новыми качествами.
Главным фактором ее развития становится сама учебная деятельность, успешное овладение которой способствует развитию интеллектуальной рефлексии. Новый вид рефлексии проявляется в поиске и отсле-живании оснований собственных мыслительных действий в ситуации решения учебных задач. Рефлексия, наряду с умственными дей-ствиями анализа и планирования, является психическим новообразованием этого возраста. Как свидетельствуют исследования, к окончанию начальной школы немногим более половины школьников владеют интеллектуальной рефлексией (Давыдов, 1986).
Подростковый возраст характерен активным ростом самосознания. Средством его развития становится личностная рефлексия. Подросток углубленно изучает себя, обогащая самосознание новым материалом. Он изучает свои личностные особенности, свои отношения с окружающими, свои возможности и притязания, свои сильные и слабые стороны. Рефлексия его простирается также в прошлое и в будущее: она соединяет его переживания о себе в детстве с его ожиданиями от себя во взрослой жизни. Содержательный план рефлексии достаточно обширен, подросток анализирует окружающий мир, других людей, самого себя и даже собственную рефлексию. Особенностью рефлексии в это время является ее насыщенная эмоциональность. Стремительно изменяющаяся внешность, восприятие себя другими, способности и успехи в учебе постоянно находятся в фокусе рефлексии и вызывают острые переживания, ко-торые в свою очередь тоже рефлексируются.
Другой особенностью подростковой рефлексии является ее свободная ассоциативность. Подросток погружается в свои мысли, текущие в разных направлениях в зависимости от душевных переживаний или внешних обстоятельств. Однако центром притяжения рефлексии подростка является он сам, его личность. Именно в рефлексии подросток удовлетворяет потребность в самоидентификации: его более всего сейчас интересует собственное «Я». Подросток стремится понять себя. «Кто Я?» - становится главным вопросом этого возраста.
Бесспорно, рефлексивные способности неравны у подростков.
Интенсивность и широта рефлексии в отрочестве напрямую связана с особенностями воспитания в детстве: семейными традициями чтения хороших книг и их обсуждения, развитого внимания к чувствам и мыслям других людей, восторженного удивления в открытии мира. Но все же одно обстоятельствохарактерно для всех подростков - данная им от природы возможность в сравнительно малый срок небывало поднять себя в духовном развитии.
Юность - недолгий период в жизни после отрочества до взрослости, возрастные границы - от 15-16 до 21-25 лет. Но именно в юности происходит становление человека как личности, как гражданина. Без преувеличения этот период называют вторым рождением личности. Важнейшей духовной задачей юности становится личностное и профессиональное самоопределение. Юноша стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе (Кто Я?, Во имя чего живу?, Кем я могу стать в жизни?), по отношению к другим людям.
В юности остро переживается проблема выбора жизненных ценностей. Именно в юности человек осмысленно определяется в категориях добра и зла, чести и бесчестия, права и обязанности, делает выбор своей внутренней позиции по отношению к миру. Данные проблемы для юноши становятся предметом как жарких споров со сверстниками, так и внутренних диалогов с самим собой.
Рефлексия в юности выполняет большую духовную работу, именно с её помощью совершается самое главное открытие юности - открытие внутреннего мира (Кон, 1982). Развитая рефлексия юноши полифонична: дает возможность и тонко отобразить игру собственных чувств и переживаний, и с холодной логикой просчитать меру искренности чувств кого-то другого по отношению к себе, и с философской отстраненностью балансировать мыслью на проблеме бренности своего существования. Рефлексия заполняет все пространство внутреннего мира, делая его динамичным, живым, а порой и драматичным.
Изучение особенностей раннеюношеской рефлексии, проведенное Н.И. Гуткиной (Формирование личности., 1989), по-казало, что рефлексия личностного плана отмечена почти у 80% опрошенных школьников 9-10 классов.
Как правило, стимулом к выходу в рефлексивную позицию становятся конфликтные ситуации в общении (для 82% испытуемых), которые становятся объектом самоанализа старшеклассников.Рефлексия в социальном контексте конструктивна: она помогает определить собственную позицию по отношению к внешнему миру. В этом возрасте человек сознательно делает выбор своего дальнейшего развития: либо по направлению своего духовного и личностного роста, либо с ориентацией на приоритет материального благополучия. Этот выбор определяет разрыв между молодыми людьми как в сфере ценностных ориентаций, так и в их способности к рефлексии. Богатейший по своему духовному потенциалу возраст может ничего не дать человеку в плане развития способности к рефлексии и духовности. Как замечает В.С.Мухина (1997), «прожив этот период, выросший человек может остаться в психологическом статусе подростка».
Сензитивный период в развитии рефлексии - подростковый и юношеский возраст - подходит к концу. Исследования по изучению рефлексивных способностей взрослых (Тульвисте, 1985) показывают, что дальнейший прирост в их развитии не так уж значителен по сравнению с их динамикой в отрочестве и юности и является результатом специально организованного обучения. Иными словами, с годами взрослый человек может прибавлять в мере своей житейской мудрости как форме организации интеллектуального опыта (Холодная, 2002), но не в рефлексивных свойствах своего ума: «автоматического» развития рефлексии не происходит. К тому же, как показывает опыт, юношеская рефлексивная устремленность ума с годами притупляется (как случается, например, с юношескими чувствами).
В этой связи возникает вопрос: что делать, чтобы сохранить и развить эту замечательную способность к внутреннему диалогу с самим собой? Не только здравый смысл, но и результаты исследований (Найденов, 1989; Семенов, 2000) утверждают, что единственный способ существования рефлексии в сознании человека - культурно обогащенная, насыщенная пытливой мыслью среда. Установлено также, что прогрессирующие изменения рефлексии обусловлены постоянным и целенаправленным подкреплением, отражающим сознание человека «на себя».
Что это значит в практическом плане? Современная лите-ратура по рефлексии содержит широкий диапазон методов и
приемов ее развития. В последующих разделах многие из них будут рассмотрены. Здесь же мы приведем лишь один, пожалуй, наиболее доступный и вместе с тем эффективный способ побуждения человека к рефлексии. «Первым ключом к мудрости является постоянное и частое вопрошание», - говорил французский философ Пьер Абеляр. Итак, путь к рефлексии - задавать себе вопросы, искать на них ответы, а затем анализировать - и свои вопросы, и свои ответы.