<<
>>

152А. М. И. Жпхареву. (1848)


Публикуется с рукописи перевода, хранящейся в ИРЛИ, ф. 334, ед. хр. 336. Машинописная копия этого письма имеет полную дату: 7 августа 1849 г. Чаадаев доволько редко выставлял па своих письмах полную дату, и в данном случае есть основания предполагать, что год написания указан не им самим, а скорее всего адресатом, и, по-видимому, несколько лет спустя после получения письма, так как год указан неправильно: письмо, как это следует из его содержания (см.
ниже примеч. 3, 4, 6), написано в 1848 г.
        1. Письмо М. И. Жихарева неизвестно.
        2. В оригинале: «смеющаяся», но это, по-видимому, описка переводчика.
        3. Чаадаев памекает иа свою близкую кончипу, которую он ожидал в 1848 г. См. также примеч. 4 к № 153.
        4. Возможно, речь идет о записке Луи Колардо: см. примеч. 6 к № 154.

6 О библиотеке Чаадаева см. комментарий к «Заметкам на книгах» в т. 1 наст. изд. и примеч. 1 к № 147.
          1. Это письмо Чаадаева, написанное летом 1848 г., неизвестно; ответ М. Я. Чаадаева от 18 июля 1848 г., о котором говорится шіже, см. в «Приложениях», № L1X.
          2. См. примеч. 3 к № 150.
          3. Имеется в виду Матвей Иванович Жихарев; из письма Чаадаева к Михаилу Ивановичу Жихареву, написапного в 1849 г. (см. № 154 А) известно, что его брат в составе корпуса Паскевича участвовал в подавлении венгерского восстания. Чаадаев, по-видимому, спрашивает о начале его военной службы.

153. М. Я. Чаадаеву. 18 августа 1848
Публикуется по машинописной копии, хранящейся в ИРЛИ, ф. 334, ед. хр. 409. Написано в ответ на письмо М. Я. Чаадаева от 18 июля 1848 г. (см. «Приложения», № LIX), чем и определяется год написания (копия, хранящаяся в ИРЛИ, ошибочно датирована Д. И. Шаховским 1849 г.). Публикуемое письмо - первое из сохранившихся писем П. Я. Чаадаева к брату, написанных после 1837 г. Из сохранившейся переписки братьев Чаадаевых (16 писем IT. Я. Чаадаева, написанных с 1848 по 1852 г.: ИРЛИ, ф. 334, ед. хр. 406-416; ИРЛИ, ф. 250, on. 1, ед. хр. 328; и 12 писем М. Я. Чаадаева, написанных с 1840 по 1852 г.: ГБЛ, ф. 103, п. 1032, ед. хр. 74) известно о существовании целого ряда не дошедших до нас писем II. Я. Чаадаева к брату (письма 1837-1838 гг., 10 ноября 1840 г., 29 июля 1841 г., лето 1848 и др.). О содержании этих писем отчасти можно судить по ответным письмам М. Я. Чаадаева (см. «Приложения», №N2 XLI, LIX). В настоящее издание вклкgt;- чены лишь некоторые письма П. Я. Чаадаева и М. Я. Чаадаева за указаннпый период.
            1. Об эпидемии холеры 1848 г. см. примеч. 3 к № 150
            2. Максим Ефимов - управляющий имением А. М. Щербатовой.
            3. Петр Синицып - камердинер М. Я. Чаадаева.
            4. Начиная с 1848 г. предчувствие скорой смерти постояппо сопутствовало Чаадаеву, о нем он говорил своим знакомым (см.: Свербеев. Т. 2. С. 409; Барон А. И. Дельвиг. Мои воспоминания. М., 1913. Т. И. С. 395).

<< | >>
Источник: П.Я.ЧААДАЕВ. Полное собрание сочинений и избранные письма Том 2 Издательство Наука Москва 1991. 1991

Еще по теме 152А. М. И. Жпхареву. (1848):

  1. 152А. М. И. Жпхареву. (1848)