Актуализация проблемы свободы человека в российской действительност

Problem_actualization of human_freedom in russian reality

Пеннер Р.В.

Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск E-mail: penner.r.v@gmail.com

В эпоху демократических истин и разрастающегося комплекса прав человека, свобода российского гражданина выступает априорной категорией в общественно-политическом дискурсе.

В теории, каждый гражданин РФ, согласно Конституции, обладает рядом прав и свобод, важную составляющую которых представляют свободы политические. К сожале­нию, на практике картина не так уж и радужна.

Ярким тому доказательством явились недавние события, сопроводившие борьбу за пар­ламентские кресла в ГД РФ. Массы людей, возмущенные фальсификацией на парламентских выборах, открыто выступили с митингами протеста. Административный ответ действующей власти не заставил себя ждать. В отношении университетов, например, произошло ограни­чение академической свободы, квинтэссенцией которого стало ограничение свободы поли­тической: свободы слова, собраний и суждений. Лиц, объявившихся на митинге, а то и вы­ступивших с речью, согласно предупреждениям, ждало отчисление или увольнение. Пори­цанием звучат в этом контексте слова Х. Ортеги-и-Гассета: «Мы живем в эпоху всеобщего шантажа».

В конкретно поднятой ситуации, вечный вопрос соотношения «свободы от» и «свободы для» не поднимается. Как ни смотри, ограничение и негативной, и позитивной свободы явно обозначают свое присутствие. Бесстрастный анализ рассматриваемого явления и определе­ние степени его проблематичности отвечает актуальной потребности разрешения конфликт­ной ситуации.

Здесь, на фоне других дисциплин гуманитарного толка, выгодно выступает философия. Проблема свободы человека проявляется в философском дискурсе испокон веков. От «что

548

есть свобода для древнегреческого гражданина?» до «свободен ли индивид в эпоху восста­ния масс?». Определившись с основополагающими, по И. Берлину, вопросами: как обуздать власть или как получить ее в собственные руки, - следует спроецировать это решение на действительность, на экзистенцию российских граждан.

Возможно, тогда мы и обретем свободу, а может быть и счастье, что по сути и составляет цель философских поисков.

<< | >>
Источник: Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. I. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского,2012. — 565 с.. 2012

Еще по теме Актуализация проблемы свободы человека в российской действительност:

  1. Глава IМЕНТАЛИТЕТ КАК СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК
  2. Глава 11ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ДУХОВНОСТИ РУССКОГО НАРОДА
  3. Глава IIIМЕНТАЛИТЕТ И ЯЗЫК
  4. Глава IVОСОБЕННОСТИ ЕДИНСТВА РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ( Предварительные замечания)
  5. Глава V«РУССКАЯ ИДЕЯ», ИЛИ СВЕРХЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (Вместо заключения)
  6. Тютчев и Данте.К постановке проблемы
  7. 3.1. МАРКСИСТСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ РОССИИ
  8. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя
  9. § 1.  Принцип  гарантированного  осуществления  прав и  исполнения  обязанностей
  10. 1.3. Вопросы опекунства,  использование принципа дативности и  особые коллизий, возникающих в семейном праве России второй половины 19 века.
  11. § 2. Юридическая герменевтика на современном этапе развития российской юридической науки
  12. Международно-правовые обязательства принимаются многими странами с расчетом на углубление кризиса самобытной правовой культуры
  13. Государствам и сообществам навязываются ранее раскрученные наименования («открытое общество», «правовое государство», «демократия»), но все они призваны лишь завуалировать контроль за ними извне
  14. Природа права имеет религиозно-нравственную основу. В отрыве от религии и нравственности право становится юриспруденцией, лояльной перед любой силой