<<
>>

Бог и мир

Эта проблема не могла не встать перед Франком как сторонником учения о всеединстве. Каково взаимоотношение Бога и всеединства? Как соотносятся Бог и мир, в котором существует добро и зло? К решению этих вопросов Франк обращается как философ, а не как богослов, ибо «философское постижение Бога потеряло бы весь свой смысл, если бы оно просто совпадало с «догматическим богословием» как рационально-систематическим разъяснением определенного, уже фиксированного круга религиозных идей»[248].

В своей книге «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии» Франк, вслед за немецким средневековым философом-мистиком Мейстером Экхартом, проводит различие между понятиями «Бог» и «Божество» (которое он также называет «Святыней»). «Божество» (или «Святыня») - это «Непостижимое, Абсолютное, Всеобъемлющее Первоначало всего, последняя, лишь смутно чуемая Глубина реальности» (см. 450, 487-488). Бог - «уже совершенно определенная форма обнаружения или откровения того, что мы разумеем под «Святыней» или «Божеством» (450). «Божество, как Абсолют и абсолютное первоначало, не есть личность» (484), тогда как Бог выступает «как личность, как абсолютное «Ты», перед чьим взором я всегда стою», «как «отец» (487). С другой стороны, «отношение к Богу, связь с Богом есть определяющий признак самого существа человека, - писал Франк в последнем своем капитальном труде. - То, что делает человека человеком, - начало человечности в человеке - есть его Бого-человечность»3.
Франк в своем понимании проблемы «Бог и мир» сталкивается с противоположностью двух богословских систем. Одна из них - апо- фатическое (отрицательное) богословие противопоставляет Бога миру, считая Его вне пределов всего существующего, а потому и в принципе непознаваемым. Другая - катафатическое (положительное, утверждающее) богословие, напротив, усматривает в мире проявление Божественного творчества и утверждает возможность бо- гопознания по плодам Его творения. Франк стремится преодолеть противоположность между этими двумя богословскими системами.
Взаимоотношение Бога и мира, по его мнению, диалектически противоречиво. Что это означает? Через всю философию Франка проходит методологический принцип, который он называет «антиноми- стическим монодуализмом», т. е. «совпадением противоположного», «единством раздельности и взаимопроникновения» (см. 385,403). Этот, несомненно, диалектический принцип восходит к учению Николая Кузанского о «совпадении противоположностей». В русской философии сторонником антиномистического принципа был Флоренский, утверждавший, что «истина есть антиномия».
Принцип «антиномистического монодуализма» Франк использует для разрешения многих проблем своей философской системы. Так, этот принцип применяется им для понимания самого-всеедин- ства в его частях и целом, в его вневременности и становления во времени, в его реальности и идеальности. Он применяет этот принцип для определения взаимосвязи «души» и «тела», «души» и «духа», двойственности человеческой личности, которая «как бы стоит всегда на пороге между душевным и духовным бытием» (408), взаимоотношения «я» и «ты», объективного и субъективного в общественном бытии и многих других проблем общества. «Антиномический монодуализм» служит ему для уяснения связи субъекта и объекта в процессе познания, знания и жизни в «живом знании», «рациональности» и «иррациональности», единство которых образует «трансрациональное» (см.
385 и 557-558), т. е. «сверхрациональное». Сам принцип «антиномистического монодуализма» он характеризует как «трансрациональный» (см. 409).
Вот этот «трансрациональный принцип антиномистического монодуализма» Франк стремится применить для постижения мира и Бога - Непостижимого. По его словам, «подлинное отношение между Богом и миром - так же как отношение между Богом и «мною» - может быть понято только в форме трансрационалъно-антиномис- тического монодуализма - как внутреннее единство двух или как двойственность одного. Это применимо как в отношении существа мира, так и в отношении его бытия» (522). Мир, лишенный основания своего бытия, антиномически связан «с тем, что в самом себе несет свое основание» - со своей Первоосновой, со своим Первоначалом как «Божеством» (518).

Как связан? С одной стороны, «Бог ни в какой мере не есть «субстанция» или «субстрат» мира, а есть нечто «совсем иное», чем мир» (521). Это положение философа соответствует апофатическому (отрицательному) богословию, которое противопоставляет Бога миру. Однако, с другой стороны, «Бог, как абсолютное первооснование или Первоначало, есть всеединство, вне которого вообще ничто не мыслимо. Если мир по сравнению с Богом есть нечто «совсем иное», то сама эта инаковостъ проистекает из Бога и обоснована в Боге. Поэтому, если мы говорим, что мир есть нечто совсем иное, чем Бог, мы не должны при этом забывать, что он есть именно «иное Бога». Если мы говорим в отношении бытия мира, что мир обладает бытием, отличным от бытия Бога и в этом смысле самостоятельным, - мы не должны забывать, что это разделение и обусловленная им самостоятельность суть сами «сотворенно сущее», т. е. истекающее из Бога отношение, - другими словами, что само разделение пребывает в Боге» (521Л522). Поэтому Франк называет свое мировоззрение панентеизмом, по которому мир пребывает в Боге[249] в противоположность пантеизму, считающему, что Бог растворен в мире.
Следовательно, по Франку, Бог и противостоит миру как «совсем иное», чем мир, и в то же время «сама эта инаковостъ проистекает из Бога и обоснована в Боге». Это, по концепции философа, не формально-логическое противоречие, а проявление принципа «трансра- ционалъно-антиномистического монодуализма - как внутреннее единство двух или как двойственность одного». «Это есть именно трансрациональное монодуалистическое единство, в лоне которого уже содержится двойственность, - пишет он в «Непостижимом».- Бог не есть в отношении мира «целое», и мир не есть «часть» Бога. Но в качестве абсолютного Первоначала Бог есть и всеединство, - и притом в том смысле, что всякое разделение, всякое пребывание вне его при этом сохраняется, но сохраняется именно внутри самого всеединства: само «бытие-вне-Бога» - сам момент «вне» и «отдельно» - находится в Боге, как и все вообще. Напомним опять глубокое изречение Николая Кузанского, что непостижимое единство Бога открывается сполна лишь в - антиномистическом - единстве «Творца» и «творения» (521, 522, 524).
Правда, само «творение» Франк трактует не как традиционно библейское сотворение мира Богом, а как «вызывание мира к бытию», совпадающее «с обоснованием, дарованием ценности, осмыслением», поскольку и сам Бог выступает «в качестве первоосновы или первооснования, в качестве единства бытия и ценности» (519). С Богом сопряжены высшие ценности Добра, Истины, Красоты. Поэтому-то в эстетическом восприятии Красоты, по Франку, мы приобщаемся к высшей Божественной реальности, а сама Красота определяется им как «отблеск «рая», онтологической укорененности всей реальности в божественном всеединстве». Правда, как и Достоевский, Франк видит двойственность красоты, сочетающей в себе «божественное» с «сатанинским». Красота как эстетическая гармония видимого мира, по Франку, лишь намекает на сущностную гармонию всеединого бытия, но не совпадает с ней (433).
Такая трактовка Франком «творения» вызвала критику со стороны Н. О. Лосского за чрезмерное, по его мнению, «сближение Бога и мира» и за недостаточно проведенное различение между «Творцом» и «творением»[250]. В. В. Зеньковский так же упрекает Франка за недооценку «идеи творения», за нехватку ясности «в различениях Абсолюта и мира», что характерно, как он считает, вообще для философии всеединства, чреватой пантеизмом[251].
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме Бог и мир:

  1. 3. Деизм, теизм и пантеизм как теофилософские систематизации мира
  2.   о причине [происхождения] мира 
  3. о переменах, претерпеваемых миром 
  4.   ПРОТИВ «ПЯТОГО РАЗМЫШЛЕНИЯ» О сущности материальных вещей и снова о Боге — о том, что он существует  
  5.   [БХУДЖЬЮ: ГДЕ КРАЙ МИРА?]  
  6. Бог и мир
  7. Механическая картина мира
  8. ;Жчение Филона; о Боге и Его силах
  9. ПРИРОДЕ БОГОВ КНИГА ПЕРВАЯ
  10. § 19. Отношение приписываемых существу Божию свойств и самому Его существу. Понятие о Боге, как общий вывод из учения о свойствах Божиих
  11. § 36. Происхождение всего существующего от Бога чрез творение.
  12. § 37. Творение мира не от вечности, а во времени, или вместе с временем
  13. I. Творение мира невидимого или ангельского § 41. Понятие об ангелах. Бытие сотворенных духов или ангелов. Всеобщность веры в их бытие и оправдание ее соображениями разума.
  14. Неотомизм: понимание Бога, мира, человека, общества