<<
>>

ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ РУСИ


Как у каждого человека, так и у целого народа вырабатывается определенное мировоззрение. Философия возникает как осознание миропонимания, как его основание и систематизирующее начало.
Предысторией русской философии является длительный начальный этап становления и развития философской мысли на Руси.
Большое значение для формирования мировоззрения русских мыслителей этого времени имела христианизация Руси. До этого периода восточнославянские племена, населявшие территорию Древней Руси, исповедовали языческие верования с их культом богов, олицетворявших различные силы природы, и культом предков. Христианство на Руси, утверждая новые религиозные ориентиры в поведении людей, между тем вобрало в себя некоторые языческие верования. В этом состоит одна из особенностей мировосприятия восточных славян, которые в период Киевской Руси сложились в древнерусскую народность. На основе ее впоследствии сформировались русский, украинский и белорусский народы.
В летописях рассказывается о том, как князь Владимир тщательно выбирал веру для своего народа. «Болгары магометанской веры» предлагали ему принять ислам. Хазары склоняли князя приобщиться к их вере - иудаизму. «Иноземцы из Рима» уговаривали Владимира присоединиться к западному христианству, возглавляемому папой. Свою православную веру красочно описал ему присланный византийскими греками «философ». Киевский князь избрал веру православную.
То, что Русь приняла византийское христианство, а не западно- римское, тоже важно иметь в виду для понимания своеобразия русской мысли. Уже древние «русичи», а затем и русские мыслители ориентировались на восточнохристианские традиции, утвердившиеся в Византии. Прежде всего оттуда они черпали богословско-фило- софские идеи, через них они получали первые сведения о древнегреческой философии.

Нельзя забывать и о духовном влиянии на Русь, идущем от других славянских стран, прежде всего из Болгарии и Моравии. Оттуда пришла славянская азбука, созданная славянскими просветителями братьями Кириллом и Мефодием, которые перевели с греческого на славянский язык основные богослужебные книги. Восприятие византийской культуры на Руси было таким образом опосредствовано воздействием древнеславянской культуры.
Все эти вышеизложенные факторы обусловили своеобразие становления русской культуры в эпоху Киевской Руси.
Однако правомерно ли говорить о развитии философии на Руси? Дело не только в том, что она уже знала слово «философия», хотя и это немаловажно. Так, в летописи «Повесть временных лет» говорится о том, что «прислали греки к Владимиру философа», пространная речь которого о христианстве и его спасительной миссии приводится в тексте летописи. В этой же летописи Кирилл (Константин) и Мефодий были названы «искусными философами». Хорошо было известно на Руси и понятие «мудрость». Великого князя Киевского Ярослава - сына крестителя Руси князя Владимира не случайно назвали Ярославом Мудрым (ок. 978-1054): он не только объединил под своей властью почти все русские земли, но и руководил составлением «Русской правды» - свода древнерусского права. При Ярославе Мудром воздвигнут был в Киеве Софийский собор, по словам современника, «дом Божий великой святой Премудрости». («София» - по-гречески «мудрость» - важное понятие античной философии, в христианстве трактуется как Премудрость Божия.) На Руси кроме киевского Софийского собора Софии были посвящены построенные в XI в. величественные соборы в Новгороде и Полоцке.
Культ Софии свидетельствует о философском образе мышления в Древней Руси. Не случайно размышления о Софии занимают важное место в творчестве Вл. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского и других русских религиозных философов.
 
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ РУСИ:

  1. 2. Символизм как: специфический способ выражения политико-правовой коммуникации в Древней Руси
  2. ИДЕЙНО-ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАДИКАЛИЗМА 
  3.   ЛИТЕРАТУРА
  4.   ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ЛОРЕНЦО БАЛЛЫ И ЕГО ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ
  5. ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕЙ РУСИ
  6. Примечания
  7. 2. Философские и религиозные идеи преображения человека и космоса в музыке “серебряного века”
  8. Общие характеристики Древнего Китая
  9. Философские идеи в духовном наследии Древней Руси
  10. Преломление идейных основ учения Мастера Экхарта в философской школе немецкой мистики