<<
>>

Жизненный путь философа

 

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) родился в Киеве в дворянской семье. Поскольку отец его был кавалергардским офицером, потомственным военным, то и будущего философа готовили к военной карьере.
Его определили в Киевский кадетский корпус, а затем перевели в Пажеский кадетский корпус в Петербурге. Но, сдав экзамены на аттестат зрелости, он поступил на естественный факультет Киевского университета, а через год перешел на факультет юридический. В студенческие годы Бердяев много и систематически за- нимается философией. Однако за участие в социал-демократической деятельности и пропаганду марксизма в 1898 г. он был арестован, исключен из университета и сослан в 1900 г. в Вологду, а затем в ! Житомир. С 1898 г. начали публиковаться статьи Бердяева. В 1901 г. вышла в свет его первая книга (с предисловием П. Б. Струве) «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском».
Бердяев, как Струве и Булгаков, в начальный период своей творческой деятельности стоял на позиции «легального марксизма». «Легальные марксисты» печатались в легально разрешенных изданиях. Они разделяли с марксистами экономический подход к изучению общественной жизни, были убеждены в неизбежности капиталистического развития России и поэтому критиковали народническую идеологию, которая отрицала эту неизбежность. Но в философском отношении «легальные марксисты» отнюдь не были марксистскими ортодоксами. Они полагали, что марксизм нуждается в дополнении кантианством, особенно в области этики. Не случайно «легальные марксисты» уже в конце XIX в. начали движение, которое С. Булгаков точно определил в названии своего сборника статей: «От марксизма к идеализму».
В 1901 г. Бердяев публикует в «Мире Божьем» статью «Борьба за идеализм», а в 1902 г., как и Булгаков, принимает участие в сборнике «Проблемы идеализма», в который была включена его статья «Этическая проблема в свете философского идеализма». В 1907 г. выходит сборник статей и эссе Бердяева, написанных с 1900 по 1906 г., под названием «Sub specie aeternitatis», т. е. на латинском языке: «С точки зрения вечности»[173]. В этой книге философ показывает, почему он отходит от марксизма и какое мировоззрение соответствует его умонастроению. Свой идейный путь он определяет следующим образом: «От марксистской лжесоборности, от декадентско-романти- ческого индивидуализма иду к соборности мистического неохристианства» («Sub», 4). Отдавая должное марксизму, отмечая его значение «в духовной культуре, в современных исканиях, в определении ценного содержания жизни», бывший «легальный марксист» писал, что тут-то и «обнаруживается полнейшее бессилие и немощь» («Sub», 215).
Бердяев - один из тех русских философов, для которого важнейшее значение имеет теоретико-ценностный, аксиологический подход к миропониманию ./Марксизм для него неприемлем прежде всего потому, что в нем «((решительно отвергается самоценность прав личности» («Sub», 245). «Революция, - писал он за 12 лет до
1917 г., - слишком часто заражается тем духом, против которого борется: один деспотизм порождает другой деспотизм, одна полиция - другую, вандализм реакции порождает вандализм революции» («Sub», 375).

С точки зрения Бердяева, «преодолеть этот тяжкий кошмар прошлого», «освободить творчество культуры можно только на том пути, который признает свободу и права человека абсолютными ценностями» («Sub», 380). «Человеческая личность, этот метафизический дух, внутренно свободный», «обладает абсолютной ценностью», хотя «достоинство ее может быть поругано» («Sub», 220). Преимущество идеализма, по его мнению, и состоит в том, что он «признает абсолютную ценность нравственного блага и естественного права человека» («Sub», 19). Он убежден в том, что «абсолютная ценность человеческой личности может быть признана лишь религией ценностей сверхчеловеческих» («Sub», 377).
Через всю книгу «с точки зрения вечности» утверждается абсолютная ценность понятий, которые станут ключевыми для всего последующего развития философии Бердяева: личность, свобода, творчество.
В 1907 г. выходит книга Бердяева «Новое религиозное сознание и общественность», теоретически обосновывающая богоискатель- ское движение русской либеральной интеллигенции, начатое Д. С. Мережковским. В 1909 г. в сборнике «Вехи» печатается статья Бердяева «Философская истина и интеллигентская правда», в которой утверждалось, что в русской интеллигенции «любовь к уравнительной справедливости, к общественному добру, к народному благу парализовала любовь к истине...» и что «мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства»[174].

Пафос искания истины для освобождения от духовного рабства - основной стимул философской деятельности Бердяева. В 1911 г. вышла в свет его книга «Философия свободы», ав 1916 г. - «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», которая итожила дореволюционный период философского творчества автора. В годы революций и войны философ духовно погружен в свершающиеся перевороты и зигзаги судеб России. Помимо многих статей в периодических изданиях он в 1918 г. выпускает книгу «Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности». В 1919 г. он создает в Москве Вольную академию духовной культуры и читает в ней курсы по философии религии и истории, привлекая к ее деятельности таких мыслителей и поэтов, как Андрей Белый, Вяч. Иванов, Ф. Степун, С. Франк. В 1920 г. Бердяев был вызван в ЧК: с ним беседовал сам Дзержинский в присутствии своего заместителя Менжинского и Каменева. Философ произнес длинную речь, объяснявшую его неприятие со- ветской власти. Прямота высказываний Бердяева понравилась руководителю ЧК.
После ареста в 1922 г. он оказался на так называемом «философском пароходе», который увозил за границу антисоветски настроенных деятелей русской культуры[175].
В Берлине и Праге в 1922 г. выходит ряд его работ, таких, как «Философия неравенства», «Смысл истории», «Миросозерцание Достоевского». В 1924 г. в Берлине была издана небольшая книжка Бердяева «Новое средневековье», содержащая размышления об эпохе, русской революции, демократии, социализме и теократии. Она была переведена на 14 языков и сделала русского философа европейски известным. Бердяев встречается со Шпенглером, о знаменитой книге которого «Закат Европы» он писал в статье «Предсмертные мысли Фауста», знакомится с Максом Шелером, Германом Кейзер- лингом. После того как в 1924 г. Бердяев переехал в Париж, он сотрудничает и дружит с Жаком Маритеном, Габриелем Марселем и другими видными европейскими мыслителями.
Бердяев был хорошо знаком с современной мировой философской мыслью и живо откликался на появляющиеся сочинения Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Н. Гартмана, К. Ясперса и других властителей философских дум 20-20-х гг. Книги Бердяева переводятся на различные языки, и он становится в Западной Европе и Америке самым известным русским философом.
Вместе с тем у Бердяева сохраняются тесные, хотя порой и непростые, связи с русскими философами, оказавшимися, как и он сам, в эмиграции. Еще в Берлине он основывает русскую религиозно-философскую академию, деятельность которой продолжается в Париже. При академии под его редакцией с 1925 по 1940 г. издается орган русской философско-религиозной мысли - журнал «Путь», в котором печатаются статьи философов русского зарубежья, в том числе и многочисленные труды самого Бердяева.
Переехав во Францию, русский философ поселяется в Кламаре, под Парижем, где всецело отдается творческой работе. Один за другим появляются такие труды, как «Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства» (1927-1928), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1921), «Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения» (1924), «Судьба человека в современном мире (К пониманию нашей эпохи)» (1924), «Истоки и смысл русского коммунизма» (вышла на английском языке в 1927 г.), «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1929), «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века» (1946), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и
объективация» (фр. изд. - 1946 г., рус. - 1947 г.), «Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения» (написана в 1945-1947 гг. Опубликована на рус. яз. на родине автора в 1996 г.), «Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого» (на фр. яз. книга вышла в 1947 г., на рус. - после смерти автора в 1952 г.). Посмертно вышли книги «Царство Духа и царство Кесаря» (Париж, 1949) и «Самопознание (Опыт философской автобиографии)» (Париж, 1949).
Вторая мировая война, особенно немецкая оккупация Франции и нападение Германии на СССР, потрясла Бердяева. Хотя лично его не затронули репрессии оккупантов (дом в Кламаре навещало гестапо, но, по-видимому, философа оберегала его известность и популярность, в частности в Германии), он глубоко переживал происходящие аресты друзей и власть ненавистных ему фашистов. По его словам, «ни в каких начинаниях, хотя бы отдаленно связанных с немцами, я не соглашался принимать участия. Поэтому я не мог читать публичных лекций и докладов». Его кламарский дом стал «одним из центров патриотических настроений»[176].
Победа над Германией, решающий вклад в которую внесла родина русского философа, усилила эти настроения. Встал даже вопрос о возвращении в Россию, но этот вопрос был для него очень болезненным: ведь там «философия остается в очень неблагоприятном положении, свободы мысли нет. Мне, может быть, и позволили бы вернуться в Россию. Но что я мог бы там делать?» - писал он в добавлениях к «Самопознанию» (341). 1947 г. назван им «годом мучения о России»: «Я пережил тяжелое разочарование. После героической войны процессы, происходящие в советской России, протекли не так, как можно было надеяться. Свобода не возросла, скорее наоборот. Особенно тяжелое впечатление произвела история с Ахматовой и Зощенко. Диалектический материализм по-прежнему является господствующим государственным миросозерцанием» (346). Творчество Бердяева замалчивалось в Советском Союзе, в то время как в Западной Европе, Америке и даже в Азии все больше возрастала его известность: в 1947 г. Кембриджский университет присвоил ему степень почетного доктора, его выдвигают на соискание Нобелевской премии. Но 23 марта 1948 г. во время работы за письменным столом заканчивается его жизненный путь.
Что же представляет собой философия Бердяева? Им написано множество книг и статей. Притом взгляды его подчас менялись и не опасались быть парадоксальными. Афористическая форма его произведений предполагала не дискурсивно-логическую доказательность, а была порождена интуицией и апеллировала к интуиции читателя. И тем не менее, по самооценке самого Бердяева, его «фило- софское миросозерцание чрезвычайно централизовано» (295). Однако раскрыть это философское миросозерцание непросто. Ведь пишущие об этом миросозерцании руководствуются своим, во многих случаях отличным, а порой и противоположным бердяевскому[177].
На наш взгляд, центральную идею Бердяева очень точно определил Федор Степун: «Бердяев - определенный однодум. Единая мысль, которой он мучился уже в довоенной Москве и которою будет мучиться и на смертном одре, - это мысль о свободе. Многократно меняя свои теоретические точки зрения и свои оценки, Бердяев никогда не изменял ни своей теме, ни своему пафосу: как марксист, он защищал экономическое и социальное раскрепощение масс, как идеалист - свободу духовного творчества от экономических баз и идеологических тенденций, как христианин, он с каждым годом все страстнее защищает свободное сотрудничество человека с Богом и с недопустимою подчас запальчивостью борется против авторитарных посягательств духовенства на свободу профетически-философского духа в христианстве. На исходе средневековья Н. А. Бердяев, несмотря на свое христианство, мог бы кончить свою жизнь и на костре»[178].
Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: Столович Л. Н.. История русской философии. Очерки. - М.: Республика,2005. -495 с.. 2005

Еще по теме Жизненный путь философа:

  1. 1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада
  2. Жизненный путь философа
  3. Жизненный путь философа
  4. АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  5. АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  6. Жизненный путь и философская деятельность
  7. I. Философия жизни.
  8. Н.В. Телегина АФИНСКАЯ ШКОЛА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  9. М. Т. Рюмина ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  10. Античная философия
  11. Философия и становление национального самосознания
  12. Проблема человека в философии Человек как проблема для самого себя
  13. Проблема судеб европейской культуры. Понятие «жизненного мира»
  14. XXXIII. АНОНИМНЫЕ ПРОЛЕГОМЕНЫ К ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  15. 1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада
  16. 1. Жизненный путь К. Маркса
  17. 3. Философия жизни