<<
>>

Пространство мысли и ценности гражданского общества в философии М.К. Мамардашвили

The space of ideas and value of civil society in the philosophy of M.K. Mamardashvily

Малышкина Н.А.

Чебоксарский филиал РАНХиГС, г. Чебоксары E-mail: mnatalika2010@mail.ru

Содержание философии М.К.

Мамардашвили (1930 - 1990) может быть сведено к отри­цанию советской социальной действительности и к абсолютизации когнитивности форм и способов социального бытия (цивилизации, нации, самого общества и т.д.). Главным героем его социальной философии становится философ, способный благодаря мыслительному уси­лию к преобразованию не только самого себя, но и окружающей его действительности. Ан- тропологизация социальных процессов и форм дополняется у М.К. Мамардашвили призна­нием необходимости постоянных усилий по изменению самого себя, «держания» самого себя в ситуации свободы. Иллюстрацией необходимости этого для философа является соци­альное пространство российской истории, имеющее в качестве антитезы социальное про­странство европейской истории. Неустроенность российской социальной жизни (как в виде отсутствия идеалов «гражданского общества», «автономности личности» и др. в обществен­ном сознании, так и практики «загаженности» пространства вокруг себя) препятствует воз­можности и попыткам личностной мыслительной рефлексии, с другой стороны отсутствие или недостаточность актов такой рефлексии имеет результатом ту самую пресловутую соци­альную неустроенность.

М.К. Мамардашвили неоднократно подчеркивает «историчность» событий, происходя­щих в СССР во второй половине 80-х гг., видя в них шанс, который поможет социуму вы­рваться из порочного круга «повторяемости» и приобрести устойчивость социальной фор­мы. Реальность свершивших событий начала 90-х годов подтвердила опасения философа: построение демократического общества без внутреннего индивидуального осознания и ар­тикуляции элементарных форм демократии на массовом уровне обернулось фарсом и паро­дией на честные выборы, создание свободного рынка в условиях отсутствия каких-либо коннотаций между понятиями и действительностью привело к резкому социальному рассло­ению и т.д.. Неизменность поверхностного эффекта социально-экономических и политиче­ских преобразований в России проистекает из не-историчности сознания большинства ее граждан.

<< | >>
Источник: Философия в современном мире: диалог мировоззрений: Материалы VI Российского философского конгресса (Нижний Новгород, 27-30 июня 2012 г.). В 3 томах. Т. I. — Н. Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского,2012. — 565 с.. 2012

Еще по теме Пространство мысли и ценности гражданского общества в философии М.К. Мамардашвили:

  1. Примечания
  2. Библиография
  3. И.З. Шишков ФОРМИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  4. Античная философия
  5. Немецкая классическая философия
  6. Особенности русской философии
  7. Философия «всеединства» B.C. Соловьева
  8. К.А.Сергеев, Я.А.Слинин «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания
  9. Круглый стол СВОБОДНАЯ ФИЛОСОФИЯ. СОЗИДАНИЕ ЧЕЛОВЕЧНОГО ОБЩЕСТВА
  10. Пространство мысли и ценности гражданского общества в философии М.К. Мамардашвили
  11. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ