ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

2.15. Сочетание знаков препинания и последовательность в их расположении

1. При встрече вопросительного и восклицательного знаков вначале ставится основной знак, указывающий на цель высказывания - вопросительный знак, а затем - восклицательный знак как показатель эмоциональной окрашенности высказывания:

- Так что, неужели никого больше нельзя заинтересовать? - А кого?! - воскликнул Максим (В.

Ш.). При встрече вопросительного или восклицательного знака с многоточием знаки эти ставятся на месте первой точки: - Ну, что они там?.. (В. Ш.); - Сиди! Сиди крепко!.. - он весело смотрел на племянника, гордый за него (В. Ш.). При выражении особой эмоциональности восклицательный знак может занять все три позиции: -Зачем же чертежи-то передал? - допытывался старшина.

- И кому!!! (В. Ш.).

При сочетании знаков препинания, оформляющих прямую речь, они располагаются так: запятая, тире; вопросительный или восклицательный знак, тире; точка, тире; многоточие, тире; двоеточие, тире. Например: - Прости, Джон, - сказал Крымов с несдержанной решительностью (Бонд.); - Гляди, кидаю! - Наум бросил на обочину дороги топор (В. Ш.); - Вперед! - крикнул Семен сердито и с тревогой, сильно дергая за вожжи и взмахивая локтями, как птица крыльями. - Вперед! (Ч.); - Мы ничего... - сконфузился маленький мужик (Ч.); - Видите ли...- опять напыщенно заговорил Гринько, потом вдруг поманил к себе девушку и негромко - так, чтоб другие не слышали, доверчиво спросил: - Вообще-то в чем дело? (В. Ш.).

При сочетании тире с запятой в середине предложения вначале ставится запятая (запятая закрывает впереди стоящую конструкцию), затем тире: Тропинка отвернула вправо, но он, по совету пастушонка, продолжал идти по скошенному лугу, пока не натолкнулся на прясло, огибавшее мужицкие огороды, - дальше пошел задами (Ф.).

При сочетании разных знаков препинания со скобками действуют определенные правила. Перед открывающей или закрывающей скобкой не ставится запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Эти знаки выносятся за закрывающую скобку: Катя вернулась в Москву, в тот самый Староконюшенный переулок на Арбате, в особнячок с мезонином (куда в начале войны Николай Иванович Смоковников переехал вместе с Дашей из Петербурга и куда из Парижа вернулась Катя), в ту самую комнату, где в печальный день похорон Николая Ивановича так безнадежно сгустилось уныние над Катиной жизнью (А. Т.); Николай Андреевич истолковал эту речь как резкий выпад против обсуждавшейся реформы средней школы, а самого Курчевского (когда педсовет кончился) - как представителя отжившего дворянского слоя (Кав.).

Точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие ставится перед закрывающей скобкой, если они относятся к конструкции, заключенной в скобках: Я не понимаю теперь: кто чужой в этом городе, - мы или они? (Он кивнул на балкон особняка.) Нас не хотят больше слушать (А. Т.); Он остановился на середине ската, не понимая смысла тонкого молящего вскрика заслиной(«Что не надо? О чем он?»), и, зло возбужденный сопротивлением своей команды, чего никогда не допускал во взводе, увидел сверху стеклянный блеск на зыбко проступающем пятном лице Молочкова (Бонд.).

Точка, вопросительный и восклицательный знаки в предложении со вставной конструкцией в конечной позиции ставятся после закрывающей скобки, т. е. относятся ко всему предложению в целом: Он указал на ключ от комнаты старухи, висящий на гвозде в закопченном коридорчике, и медленно ушел к себе (в бывший кабинет Николая Ивановича) (А. Т.); Как хорошо было в поле (утро только начиналось)! Многоточие, оказавшееся перед открывающей скобкой, остается на своем месте: Я ему скажу, чтобы с промыслов и плавильных печей пошлины не брать лет десять... (Денисов поднял брови) (А. Т.).

При оформлении вставной конструкции к абзацу (вставка не включается в состав предложения) все знаки препинания, оказавшиеся в конце предложения перед ней, сохраняются. Знак конца предложения, заканчивающий конструкцию, ставится перед закрывающей скобкой: А день взойдет, хоть ты тресни с досады...

(Он опять озабоченно взглянул на записку и смял ее.) Признаюсь вам, товарищи, мне не весело (А. Т.); Не зная человека, довериться нельзя, да еще в таком важном деле. Согласен? (Рощин кивнул.) (А. Т.).

2. При пунктуационном оформлении письменной речи важно учитывать оптимальные комбинации знаков препинания в пределах сложных синтаксических конструкций и даже отрезков текста. Например, по условиям контекста в одном сложном предложении могут оказаться двоеточие и тире. При выборе знаков препинания и места их расположения следует учитывать смысловую значимость и возможные взаимные отношения знаков. Например: И как только заснул - увидел сон, снившийся ему и прежде: по бурому полю, по высокой стерне идут цепи красноармейцев (Ш.) - в таком предложении, даже при учете современной тенденции к замене двоеточия тире в значении разъяснения, замена эта невозможна, так как внутри предложения есть тире, и, дважды употребленное, оно разрушит конструкцию (заключенная в тире часть предложения примет характер вставной конструкции) Ср. иной вариант: И как только заснул, увидел сон, снившийся ему и прежде, - по бурому полю, по высокой стерне идут цепи красноармейцев. В предложении Тут-то я опомнился, и радость моя стала еще больше: я понял, что свершилось величайшее открытие в моей жизни - мне нечего бояться себя и своего одиночества (Пришв.) перед последней частью по правилам необходимо двоеточие, так как эта часть имеет разъяснительный смысл (а именно). Однако по условиям контекста двоеточие неудобно, поскольку впереди уже стоит знак и именно двоеточие делит все предложение на две логико-смысловые части (тире оказывается внутренним знаком). При дважды употребленном двоеточии эти отношения будут затемнены, как, например, в предложении Было жалко Алпатову Гуська: с этим стариком связывалось все лучшее в детстве и всегда казалось: из всех людей на свете нет лучше и нет роднее Гуська (Пришв.).

Те же неудобства возникают и при повторных употреблениях тире, когда они поставлены на разных основаниях: - А это - грот, - поясняет Володя, глядя себе под ноги, - тоже наш грот, здесь все наше, - хочешь, полезем! (Цв.).

Нечеткость смысловых отношений между компонентами высказывания выявляется и в предложении: Черно-синие сосны - светло-синяя луна - черно-синие тучи - светло-синий столб от луны - и по бокам этого столба - такой уж черной синевы, что ничего не видно, - море (Цв.).

Другое дело, когда тире употребляется в равнозначной позиции, - усиливает значение каждого из перечисляющихся членов: Памятник свободе - неволе - стихии - судьбе и конечной победе гения: Пушкину, восставшему из цепей (Цв.), или когда тире четко занимает свои позиции между членами предложения, подчеркивая особую значимость парного сочетания: У кого из народов - такая любовная героиня: смелая - и достойная, влюбленная - и непреклонная, ясновидящая - и любящая (Цв.).

3. При комбинации знаков препинания часто приходится учитывать общую «весомость» знаков, их иерархическую зависимость. Вот, например, как для выражения одинакового значения (детальное описание внешнего вида герой) используются разные знаки (двоеточие и тире) - с учетом всего контекста: Однажды к нему на прием пришел мужчина необычайно благородного вида: осанистая фигура, одет строго - черная тройка, университетский значок на лацкане, черный галстук с жемчужиной, падающая на плечи грива седых волос, глянцево выбритое лицо, белые холеные руки, на безымянном пальце массивное обручальное кольцо и глаза - крупные, светло-карие, влиятельные, спокойные (Ард.). «Борьба» знаков идет не сточки зрения полного «захвата позиций», а с точки зрения создания пунктуационных вариантов. Это необходимо при сочетании в контексте схожих ситуаций. В таком случае четко выражается иерархия в употреблении знаков: внутренним знаком становится тире, основное же членение конструкции осуществляется традиционным двоеточием. Ср. то же при причинных отношениях: В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная температура: интеллектуальные машины капризны - отзываются на малейшее охлаждение и потепление (Тендр.).

Упражнение 77. Найдите сочетания знаков препинания.

Определите условия употребления знаков, порядок их расположения.

Первая половина XX века была эпохой невстреч, что нашло отражение в литературе, особенно в поэзии. Эта тема возникает почти беспечно у юной Цветаевой («...за наши не-гулянья под луной, за солнце не у нас над головами») и раскрывается печально и умиротворенно у поздней Ахматовой («Но в память той невстречи шиповник посажу»). Она достигает ликующей трагической мощи в известных ахматовских стихах: «Сюда принесла я блаженную память последней невстречи с тобой - холодное, чистое, легкое пламя победы моей над судьбой». Эта же тема живет в странном названии стихов: «При непосылке поэмы».

В последнюю четверть нашего века в жизнь вошла тема старости и тема встречи. Столетие как бы награждает, врачует тех, кто уцелел.

Вы когда-нибудь задумывались, читатель, над тем, что такое человеческая жизнь? На этот философский вопрос можно ответить одной нефилософской строкой: человеческая жизнь -это серия встреч и невстреч. Именно они формируют Судьбу.

Эпоха наша, в частности, замечательна тем - и это, возможно, удивит потомков, - что установлены духовные контакты со всеми выдающимися личностями минувших веков и разработана оптимальная стратегия установления контактов с внеземными цивилизациями, - и оказалось (кто бы подумал!), что это легче, чем установить контакт современника с современником...

Однажды в письме ко мне читатель-интеллектуал воодушевленно поведал, что вычитал у Томаса Манна рассказ о человеке, которому удалось общаться и с Гете, и с Львом Толстым. Мальчиком он говорил с Гете в Веймаре, а через тридцать три года - он был тогда уже учителем - Лев Толстой побывал на его уроке в школе. (Толстой совершал поездку по Европе и особенно интересовался педагогикой...) Ссылаясь на удивительную емкость жизни этого человека, читатель высказывал не лишенную остроумия идею: измерять жизнь человечества не веками, а человеческими жизнями, живыми верстами.

Что ж, можно и верстами живыми...

Но мало радости, если от меня до Сократа всего-навсего двадцать пять - двадцать шесть «живых верст», а от современника... отделяет лишь «стометровка», но мертвая, неодолимая.

(Е. Богат)

<< | >>
Источник: ВАЛГИНА Н.С., СВЕТЛЫШЕВА В.Н.. РУССКИЙ ЯЗЫК. ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ. ПРАВИЛА И УПРАЖНЕНИЯ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ. М.: Неолит, 2000. 414 с.. 2000

Еще по теме 2.15. Сочетание знаков препинания и последовательность в их расположении: