ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

§ 2. Принципы расстановка знаков препинания.

Ритмомелодика существует для выражения определённых смысловых, прежде всего грамматических, отношений в тексте (ещё раз напомним, что грамматика - один из элементов смысла). Но иногда одни и те же отношения то имеют ритмомелодическую выраженность, то теряют её.

Наиболее' яркий пример - обращение: в начале предложения оно выделяется звательной интонацией и паузой, а в конце ни того, ни другого не наблюдается. Однако, получив обозначение в пунктуации при наличии интонационной выделенности, аналогичные по значению конструкции тяготеют к тому, чтобы сохранить это обозначение и в той позиции, где характерная ритмомелодика исчезает. Так, обращение в современной русской пунктуации выделяется запятыми в любой позиции.

Тенденция эта однако может осуществляться в разной мере. Соответственно разной оказывается и степень отрыва пунктуации от ритмомелодической базы.

В разделе синтаксиса показано, что ритмомелодическими средствами - прежде всего местом фразовых и синтагматических ударений - оформляется коммуникативная структура предложения, его актуальное членение. Если пунктуация отражает именно эту структуру (и тогда она теснее связана с ритмомелодикой), то такой принцип расстановки знаков препинания называется коммуникативно-синтаксическим.

Но, как мы видели, над коммуникативным синтаксисом надстраивается синтаксис конструктивный - структура членов предложения и компонентов словосочетания. Если постановка знаков препинания определяется структурой членов предложения и их морфологической выраженностью, то перед нами конструктивно-синтаксический принцип.

Вопрос о составе и наименовании принципов пунктуации не имеет однозначного решения. Коммуникативно-синтаксический принцип иногда называют интонационным, фонетическим, интонационносмысловым; конструктивно-синтаксический - грамматическим, логикограмматическим, грамматически-смысловым. Иногда выделяют ещё и смысловой принцип, но это порождено тем отношением к грамматике как к формальной, асемантической сфере, ошибочность которого показана в разделе «Грамматика простого предложения».

Исторически раньше возникла коммуникативно-синтаксическая система расстановки пунктуационных знаков.

Её следы наблюдаются поэтому и в конструктивно-синтаксических системах, более поздних по происхождению. (В русской письменности конструктивно-синтаксический принцип утвердился на протяжении ХѴШ столетия.) Надо учесть и то, что коммуникативная и конструктивная границы нередко совпадают: так, обособленный член предложения - это всегда синтагма.

Как конструктивно-синтаксическая, так и коммуникативно-синтаксическая пунктуация может быть более или менее дробной. Например, если мы условимся в коммуникативно-синтаксической пунктуации обозначать запятой границу минимальной синтагмы, тире - границу темы и ремы, двоеточием - границу предикативного звена сложного предложения, то начало известного стихотворения Н. Некрасова будет выглядеть так:

Вчерашний день, часу в шестом - Зашел я, на Сенную:

Там - били женщину, кнутом,

Крестьянку молодую.

Если же мы условимся обозначать при том же принципе пунктуации только границы предикативных звеньев и темы и ремы, знаков будет гораздо меньше. То же самое и в конструктивносинтаксической пунктуации: можно выделять каждое придаточное предложение, а можно ограничится какими-то специальными случаями, типами предложений и т. п. В некоторых европейских системах нечто подобное имеет место, и это сокращает количество расставляемых в тексте знаков. Но русская система в этом отношении педантична. С этой точки зрения принято выделять «французский» и «немецкий» типы пунктуационных систем. Русская относится к «немецкому» типу509. В ряде случаев она страдает явными пунктуационными излишествами.

Рассмотрим теперь принципы построения другого участка пунктуационной системы - принципы, на которых строится раздельное написание слов.

<< | >>
Источник: Осипов Б. И.. КРАТКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА: Учебное пособие по курсу «Современный русский язык» (для студентов факультета иностранных языков). 3-є изд., испр. и доп. Омск: Омск. гос. ун-т,2003. 374 с.. 2003

Еще по теме § 2. Принципы расстановка знаков препинания.:

  1. 5.2. Средства логической выразительности
  2. «ЧЖУАН-ЦЗЫ» [111]  
  3. Особенности русской и зарубежной школделового письма
  4. 7.50. Назначение пунктуации
  5. НЕКОТОРЫЕ ТЕНОЕНШІІІ В СОВРЕМЕННОЙ русской ПУНКТУА11ПП
  6. ОСНОВЫ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ
  7. Принципы русской пунктуации: смысловой, грамматический и интонационный. Их иерархия и взаимодействие.
  8. План
  9. 3.7. Поликодовые тексты в учебно-педагогическом дискурсе
  10. ОРФОГРАФИЯ. ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ. ОРФОГРАММА. ТИПЫ ОРФОГРАММ. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ПРАВИЛО. ПУНКТУАЦИЯ. ПРИНЦИПЫ ПУНКТУАЦИИ. ПУНКТОГРАММА
  11. 2.1. Пунктуация и ее системность
  12. 2.16. Понятие авторскойпунктуации
  13. 137. Понятие о пунктуации и история ее изучения
  14. 138. Три принципа русской пунктуации
  15. 141. Понятие авторской пунктуации
  16. § 2. Принципы расстановка знаков препинания.
  17. Содержание