ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

§3. Динамика оценочных значений в идиостиле Игоря Северянина как отражение эволюции творчества

В процессе исследования языковой картины мира особое значение имеет функция автора-творца как «конститутивного момента художественной фор­мы» (Бахтин, 1975, 90). Личность автора является определяющим началом его творчества, ключом к пониманию поэтического текста.

Именно замысел автора определяет детерминирующие языковые элементы в тексте, которые в ритми­ческой структуре приобретают смыслоразличительный характер, гармонически раскрывая противоречивую реальность объективного мира и отражающего его языка.

Художественное совершенство есть плод внешней (формальной) и внут­ренней (содержательной) упорядоченности языковых элементов, только в не­разрывности языковой ткани передающих особый смысл текста, воздействую­щих на читателя благодаря точному выражению авторского замысла. В процес­се восприятия читатель на уровне подсознания ощущает ритмический характер звуковых, лексических и синтаксических повторов. Ритму отводится первосте­пенная роль в механизме поэтического сознания, выражения и коммуникации. Стиховой ритм является основой «со-противопоставления» (Ю.М. Лотман) всех языковых элементов, способствует индивидуализации смысла поэтического текста и образа.

Реконструкция, воссоздание языковой личности — один из важнейших пунктов в понимании психологии и основных тенденций творчества автора и анализа его поэтического языка, языка его оценок. Личность поэта диалектиче­ски отражается в тексте как категория автора («образ автора», по В.В. Виногра­дову), детерминанта, концентрирующая суть текста, определяющая направле­ние и характер взаимодействия всех его структурно-смысловых уровней.

Автор текста в зависимости от ракурса восприятия и представления ото­бражаемой действительности (окружающего мира) предстает как повествова­тель-бытописатель или как «объяснитель» действительности: ценитель, критик, интерпретатор происходящих событий.

«Рисуя» средствами языка в их ритмической организации поэтическую картину мира, автор в процессе текстопорождения особенно часто уточняет смысл своих высказываний и позицию.

В поэзии Игоря Северянина это прежде всего лирическое переживание и ироническое сомнение, игровая маска и скептический взгляд на мир. Такое «уточнение» призвано ориентировать чи­тателя на адекватное восприятие действительности, близкий к авторскому взгляд на «картину мира».

Эта позиция автора, которую называют авторской модальностью, обу­словливает системность аксиологических средств в поэтических текстах, де­терминирует особый способ их организации, соответствующий гармонии цен­ностных ориентации человека, позитивно-негативное отношение к предметам его потребности - реалиям объективного мира. В формировании этого отноше­ния и создании на его основе поэтической языковой картины мира принимают участие семантические доминанты творчества (Новиков, 1990, 57).

Анализ собранного языкового материала и лингвистические наблюдения над его системной организацией позволяют увидеть в языке оценок Игоря Се­верянина особый, никому более не свойственный индивидуальный сплав лири­ческого переживания (ценитель) и иронического отношения (критик) к окру­жающему миру, сопровождаемое интенцией мечты, «грезы», сквозь призму ко­торой поэт часто предлагает воспринимать жизнь природы и человека. Этот сплав, несомненно, обусловлен семантическими доминантами его творчества — борьбой между гармонией и дисгармонией, особым отношением к адресату-читателю, этапами человеческой и творческой биографии.

3.1. Художественный мир поэта как отражение его творческих установок В течение долгого времени творчество Игоря Северянина не привлекало к себе исследовательского внимания не только в лингвопоэтическом плане, но и с позиций процесса литературного развития. Практически не существует це­лостного биографического описания его жизни в контексте творчества и куль­турных событий его эпохи. Наиболее подробно освещены лишь годы жизни по­эта в Эстонии (Круус, 1986, 1987; Исаков, 1987, 1989; Шумаков, 1987; 1991 и некоторые другие). Интерес исследователей был обращен прежде всего к доре­волюционному периоду творческой деятельности, времени, когда Северянин был кумиром «толпы», определенного круга читателей.

Литературоведы и критики не освещали 20-е - 30-е годы жизни и твор­чества поэта, что привело к отсутствию целостного анализа его творчества. Обособленость и различия этих двух периодов творчества диктовали изучение «двух» Северяниных - до- и послереволюционных лет. В результате отсутст­вуют представления о целостном образе поэта и описание его поэтического языка. Тем не менее, базой для этих описаний может служить пятитомное от­комментированное собрание сочинений Игоря Северянина, выпущенное в 1997 году В. Сапоговым и В. Кошелевым. Многоаспектный подход к творчеству -культурно-временной, традиционно-литературный, новаторский (поиск новых художественных форм) очевиден из сопроводительных материалов к текстам собрания сочинений.

Выделить семантические доминанты в художественном мире поэта и представить их роль в объективации языковыми средствами поэтики оценоч­ных значений невозможно без проникновения в контекст его жизни, несомнен­но, включающий творческие установки поэта как отражение самопознания и познания мира, как трансформации сквозь призму поэтического речемышления происходящих событий. Не менее значимо при этом рассмотреть и «среду», взаимодействующую с биографическим контекстом: литературный быт дорево­люционного и послереволюционного времени; феномен популярности Игоря Северянина, который в эпоху Блока, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Цве­таевой сумел стать едва ли не самым читаемым поэтом.

Взаимосвязь биографического контекста, творческих установок и систе­мы оценок поэта (самооценка Северянина; его оценка современниками - масте­рами-филологами, учителями стихотворной техники; оценки современных ис­следователей-критиков) как отражение культурного контекста времени — пред­мет внимания в данном фрагменте работы.

<< | >>
Источник: Портнова Светлана Юрьевна. ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА (ИГОРЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОТАРЕВА). Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Москва - 2002. 2002

Еще по теме §3. Динамика оценочных значений в идиостиле Игоря Северянина как отражение эволюции творчества:

  1. СОДЕРЖАНИЕ
  2. ПРЕДИСЛОВИЕ
  3. §3. Динамика оценочных значений в идиостиле Игоря Северянина как отражение эволюции творчества