<<
>>

§8. Функции интонации.

Интонация выполняет ряд функций. В выделении и характеристике этих функций больших разногласий у авторов нет. Разные позиции отмечаются в решении вопроса о языковом статусе тех или иных функций.

Н.Д.

Светозарова предлагает следующую классификацию функций интонации:

- организация и членение речевого потока (объединение определенным мелодическим контуром слов, связанных по смыслу, в соответствующие группы, использование паузирования);

- выражение степени связи между единицами членения (различие в характере пауз, поддерживаемые различиями темпа, интенсивности, мелодического рисунка);

- оформление и противопоставление типов высказываний (передача информации о той или иной коммуникативной ситуации, о коммуникативном типе высказывания: вопрос, сообщение, побуждение);

- выражение отношений между элементами интонационных единиц (противопоставление высказываний (синтагм) через внутреннюю структуру синтагмы с разным местом интонационного центра, с разной степенью выделенности в них отдельных элементов);

- выражение эмоциональных значений и оттенков (а) передача эмоциональных значений: сомнение, категоричность, согласие, волеизъявление, вызов, упрек и др.; б) передача общей эмоциональной окраски, эмоционального состояния: радость, испуг, удивление, гнев, уважение, обида и др.).

H. В. Черемисина отмечает, что компоненты интонации выполняют в различных языках следующие функции:

I. Коммуникативная. Это наиболее общая функция. Она формирует предложение как минимальную единицу общения, как относительно самостоятельную коммуникативную единицу - в отличие от слов и словосочетаний. Интонация служит установлению контакта между говорящими (чаще всего - императивная, или "звательная" мелодика), поддержанию контакта (восходящий тональный контур указывает на незавершенность, необходимость продолжения высказывания или диалога), сигнализирует о завершенности высказывания, выделяет его информационный центр и т.п. С коммуникативной функцией тесно связаны все остальные функции интонации.

2. Смыслоразличительная (фонологическая) - важнейшая функция интонации. Используется для различения смысла и оттенков смысла высказывания. Основными средствами смыслоразличения в русском языке является смысловое ударение и мелодика. В зависимости от позиции ударения и своеобразия мелодики меняется мысль высказывания. На семантику предложения влияет также место паузы и количество пауз (то есть членение предложения на синтагмы). Сравним:

Очень огорчили /ее слова/ отца. - Очень огорчили ее /слова отца/. В зависимости от мелодики и тембра, высказывания могут приобретать разное значение.

Сравним: Рабо-о-о-тничек! Произнесенное ласково, восторженно-одобрительно, это восклицание имеет значение "хороший работник", "отличный работник", "достойный похвалы", а произнесенное с оттенком неприязни, иронически-неодобрительно, имеет значение "плохой работник".

Интонация может выполнять одновременно смыслоразличительную и эмоционально-экспрессивную функцию.

3. Кульминативная (выделительная). Основным средством выделения в потоке речи наиболее важных слов является смысловое ударение. Способы акустического выделения слов, на которые падает смысловое ударение в русской речи многообразно.

В неконечной позиции увеличивается интенсивность (сила) ударных гласных в выделяемом слове, почти всегда возрастает длительность, нередко повышается его тон и одновременно увеличивается громкость. В повествовательном предложении интенсивность финальных слогов минимальна, и финальное выделяемое слово характеризуется большей длительностью, замедлением темпа.

Замедление темпа используется интонацией как средство выделения в речи наиболее важного по смыслу предложения, основного правила или определения- формулировки (ускорение темпа часто служит показателем относительной малозначимости фрагмента текста).

4. Синтезирующая (объединяющая). С помощью интонации слова объединяются в синтагмы, синтагмы в предложения - сверхфразовое единство, нередко равное по размеру абзацу. Наиболее важную связующую роль играют синтагматические и фразовые ударения, а также мелодика. Мелодика объединяет слова и синтагмы в предложения. Каждое предложение - единый тональный контур, единая мелодическая кривая.

5. Делимитативная (разграничительная). Проявляется в использовании интонации для разграничения речевого потока на сверхфразовые единства, предложения, синтагмы, нередко - и на слова. Основными средствами разграничения элементов речевого потока являются пауза и мелодика, служащие для выражения оттенков смысла и синтетического членения речи.

6. Эмоционально-экспрессивная функция.

Основными средствами обозначения эмоционально-экспрессивных оттенков русской речи служат тембр и мелодика, реже - эмфатическое и смысловое ударение и темп.

Например, одна и та же пословица "Без труда не вынешь рыбку из пруда"

может, в зависимости от тембра, выражать радость человека, завершившего большую и трудную работу, назидание бездельнику либо досаду человека, с тоскою и огорчением констатирующего неизбежность предстоящего нежелательного труда.

Весьма вариативна и мелодика, зависящая во многом от психологических установок речи. Резкие или плавные тональные переходы между синтагмами, преимущественные восхождения либо, наоборот, нисхождения тона эмоциональноэкспрессивно значимы, прежде всего - для восприятия эстетически организованной речи, особенно - стихотворной. Для поэзии характерно "музыкально-смысловое значение интонируемого слова", своеобразная эмоционально-экспрессивная и стилевая окраска связана с каждым тональным ярусом (уровнем тона). Средний тон воспринимается как межстилевой, эмоционально и экспрессивно нейтральный. Высокий и низкий ярусы тона эмоционально-экспрессивны и стилистически значимы. На фоне среднего тона в речи, как и в музыке "низкие звуки кажутся более "тяжелыми", "массивными", высокие - более "легкими", "воздушными", так как низкий звук богаче обертонами. "В речи переход с высокого или среднего тона на низкий связан со сгущением мрачного колорита, с передачей тревожного, таинственного, даже трагического содержания текста. Высокий тон характерен для радостно-взволнованной, приподнято-торжественной речи. Все, что связано с приливами жизненной энергии, с удивлением, восторгом, гневом, ужасом - все это пойдет вверх. Все, что связано с упадком энергии, с апатией, разочарованием, - все это по звуковой лестнице пойдет вниз" (Станиславский К.С.)

В варьировании смысловых ударений содержательно и экспрессивностилистически существенен закон контраста: ударное слово оказывается весомым благодаря ослабленности невыделяемых слов. Следовательно, в первую очередь, нужно выбрать среди всей фразы одно самое важное слово и выделить его ударением.

Как яркое эмоционально-экспрессивное средство используется варьирование темпа. Быстрый темп может быть использован как своеобразное средство темпоподражания - для создания впечатления динамичности событий. Например, ускоренно должна быть произнесена первая часть следующего предложения (отделена знаком //): Дикие, истерические крики женщин, /бешеная команда метавшегося Г олуба, /старавшегося собрать растерявшихся старшин, /выстрелы и крики во дворе

- //все это слилось в невероятный гам (Н. Островский). Замедление темпа тоже нередко служит целям изобразительности, темпоподражания. Замедление выделяет наиболее важное по смыслу слово. Оно придает ему особую весомость, иногда - торжественность, например: Неподвижно, /вдохновенно стояли леса, /полные мрака (Н. Гоголь).

При обучении художественному чтению и ораторскому искусству особый интерес представляют:

7. Апеллятивная функция.

Эта интонационная ориентация важна для оформления коммуникативнопрагматической структуры текста и значима стилистически. Прагматика -

ориентация на адресата речи с целью воздействовать на него желаемым образом. Прагматические особенности интонации определяются внешними параметрами ситуации, объективными характеристиками адресата и тем образом, который первоначально сложился об адресате. Прагматические характеристики интонации хорошо

прослеживаются в таких типах текстов, как лекция, политический комментарий на телевидении, ораторское выступление, спортивный репортаж. Прагматические интонационные эффекты обычно бывают "рассчитаны", заданы художником и обеспечивают "заразительность" текста, то есть близкое к адекватному декодирование текста читателем - восприятие смысла, сопереживание. "Заразительность", эффект идейно-эстетического воздействия и убеждения во многом зависит от степени ясности формальной структуры текста, от степени легкости восприятия заданной информации, а следовательно, от интонационно-смысловой перционированности речи и расстановки и обозначенности информационных вершин как интонационно-смысловых фокусов текста.

8. Эстетическая функция. Эта функция проявляется в варьировании темпа, в тонких динамических, мелодических и тембровых модуляциях при оформлении - с помощью интонации - ритмической организации речи, при оформлении гармонической композиции предложения, в частности, предложения-периода, при звуковой инструментовки стиха.

Итак, интонация выполняет следующие функции:

различает коммуникативные типы высказывания - побуждение, вопрос, восклицание, повествование, импликацию (подразумевание); различает части

высказывания соответственно их смысловой важности, выделенности; оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяет его на ритмические группы и синтагмы; выражает конкретные эмоции; вскрывает подтекст высказывания; характеризует говорящего и ситуацию общения.

Две первые функции относят интонацию к системе языка, остальные связаны с речевой сферой.

Н.И. Жинкин различает три уровня интонации:

Первый уровень - фонологический. Здесь различительные признаки звуков сливаются в слоге в целом, называемом фонемой. На этом уровне обеспечивается разборчивость речи.

Второй уровень - лексико-грамматический, который обеспечивает

выразительность речи.

Третий уровень - эмфатический. Это наиболее сложный уровень. Эмфатическая интонация должна быть выделена из критического анализа всего текста.

Все три уровня составляют одно неделимое целое.

А.Н. Васильева выделяет следующие типы интонации, ее функции:

1. Грамматическая или синтаксико-синтагматическая, связанная с определенным синтагматическим делением.

2. Логическая или логико-экспрессивная. Этот вид интонации служит для смыслового акцентирования, выделяет логически наиболее существенную часть высказывания.

3. Эмоционально-экспрессивная интонация. Средство активного выражения эмоционального отношения говорящего к предмету высказывания.

Классификация функциональных интонационных стилей речи.

Наряду с указанными выше функциями интонации, многими учеными выделяется стилистическая функция.

Интонационный стиль - подсистема интонационной системы языка, регулирующая отбор интонационных средств в определенных целях общения. Индивидуальный интонационный стиль отражает индивидуальные черты оформления речевых высказываний, присущие конкретному человеку.

Л.К. Цеплитис предлагает следующую классификацию.

Автор выделяет интонационные стили аналогичные вербальным, при этом оговариваясь, что, несмотря на сходство характеристик вербальных и интонационных стилей по целям общения, это не означает, что вербальный стиль текста однозначно определяет выбор интонационных средств при произнесении этого текста. Интонация в стилевом отношении сохраняет свою относительную автономность и зависит не столько от вербальных сторон речи, сколько от речевой ситуации, цели, задач речи, выбранных говорящим.

В качестве различительного признака интонационных стилей берется частота употребления интонем с той или иной семантикой

1. Информационный (деловой) интонационный стиль характеризуется частотным использованием интеллектуальных интонем:

- интонема интеллектуального членения высказывания служит для разделения текста на абзацы, абзацы на предложения, предложения на синтагмы; физический строй этой интонемы создается интонационной паузой;

- интонема степени связи обеспечивает связь между единицами актуального членения по содержанию; существенное акустическое качество - направление мелодического интервала в последних слогах синтагмы, иногда незавершенный характер замедленного темпа, увеличение интенсивности;

- интонема степени важности связана с количеством информации, передаваемой той или иной единицей; физический строй этой интонемы связан с интонационным темпом и интонационной интенсивностью, опосредующими выделение одного или нескольких слов синтагмы.

Информационным стилем характеризуется речь, имеющая целью передать информацию без явного стремления определенным образом направить деятельность слушателя.

Обычно наблюдается в речи дикторов при чтении сводки погоды, объявлении программы передач и т.д. С такой характеристикой смыкается характеристика "жанров информационного подстиля". Согласно этой характеристике жанры отличаются средним, спокойным темпом, короткими и средними паузами, одноуровневой высотой тона.

2. Научный интонационный стиль отличается сочетанием интеллектуальных и волюнтативных интонем; волюнтативные (побудительные) интонемы используются для выражения волеизъявления:

- интонема приказа: произносится твердо, слова четко разделены и подчеркиваются, в мелодике широкий восходящий интервал;

- интонема совета и интонема просьбы, характеризуются волнообразной мелодикой с интервалом небольшой крутизны, размещением мелодики в высокой полосе диапазона.

Целью высказываний в научном стиле является сообщение информации и побуждение слушателя к активному восприятию.

В основе риторики научной речи лежит выделение композиционных частей сообщения, установление контакта с аудиторией и т.д. К интонационным характеристикам устной текста научного стиля относят повышенную громкость, высокий участок диапазона, что является элементом волюнтативных интонем. Замедление темпа речи и повышение громкости характеризует ввод термина (интеллектуальные интонемы).

3. Публицистический интонационный стиль характеризуется использованием интеллектуальных, волюнтативных и эмотивных интонем. Эмотивные интонемы приобрели самостоятельность языковых знаков, соотнесенных с эмоциями:

- интонема гнева произносится с увеличением интенсивности, замедлением темпа, своеобразным ларингиальным тембром;

- интонема радости отличается повышением частоты основного тона, широким диапазоном и скачущим характером мелодики, увеличением длительности ударных слогов.

Свои характерные особенности интонационного выражения имеют различные виды эмоциональных состояний, настроений, аффектов: испуг, удивление, равнодушие, печаль, уважение, обида и др.

Публицистический стиль используется в целях воздействия на волю и чувства слушателя (например, агитационно-пропагандистские речи на митингах). Наблюдая характер движения мелодики можно прийти к выводу, что "для ораторской речи характерен восходящий тон, который играет роль не только индикатора того, что мысль закончена, но и содержит своего рода "призыв", приглашение слушать и внимать. Нисходящий тон служит той же цели - убедить, внушить, привлечь на свою сторону".

4. Художественный интонационный стиль отличается большой частотой эмотивных и изобразительных интонем наряду с интеллектуальными и волюнтативными.

Изобразительные интонемы служат для обозначения и выражения экспрессий, опосредующих особенности восприятия, воображения, ощущений. В физический строй таких интонем обычно входит диапазонная высота мелодики, интонационный тембр, зависящий от использования той или иной полосы диапазона, эмфатическая долгота, интонационный темп.

Целевая характеристика художественного стиля связана с реализацией воздействия на разум, чувства и воображение слушателя.

Некоторые ученые дополняют эту классификацию разговорным интонационным стилем.

Разговорный интонационный стиль представлен набором всех типов интонем, их вариативным сочетанием, преобладание определенного типа интонем в этом стиле детерминировано ситуацией и целями общения. Особенности: разговорной речи свойственно неровное ритмико-интонационное течение, интонация как бы "скачет", "прыгает"; разный темп, растягивание слогов и т.д. Для разговорной интонации характерно в высшей степени проявления индивидуального стиля говорения.

Таким образом, все интонационные стили одинаково включают интеллектуальные интонемы (ведь цель любой речи - передать какое-либо сообщение). Специфику стилей составляет соотношение волюнтативных, эмотивных и изобразительных интонем или их отсутствие (информационный стиль).

° Контрольные вопросы!

1. Перечислите основные функции интонации по Н.В. Черемисиной.

2. Какие Н.И. Жинкин различает три уровня интонации?

3. Назовите типы интонации, которые выделяет А.Н. Васильева.

4. Что такое интонационный стиль?

5. Какую классификацию функциональных интонационных стилей речи предлагает Л.К. Цеплитис.

<< | >>
Источник: Баранов Р.Е.. Пособие по русскому языку с основами языкознания. — М.: МПГУ,2015. — 149 с.. 2015

Еще по теме §8. Функции интонации.:

  1. 2.7. Интонация
  2. Ударение и интонация в русском языке
  3. Функции интонации
  4. Система знаков препинания в современном русском языке. Основные функции знаков препинания. Позиции пунктуационных знаков. Одиночные, двойные и сложные знаки препинания. Специфика употребления знаков препинания.
  5. Интонация и ассоциативно-тематические связи слова
  6. § 12. Понятие о русской речевой интонации.
  7. ПО РАЗДЕЛУ «ИНТОНАЦИЯ»
  8. ИНТОНАЦИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕНИИ
  9. СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ НЕИЗВЕСТНОГО В ВОПРОСЕ (ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛЕКСИКИ, КОНТЕКСТА И ИНТОНАЦИИ)
  10. ИНТОНАЦИЯ В БЕССОЮЗНЫХ СОЕДИНЕНИЯХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
  11. §4. Элементы интонации
  12. §5. Единицы интонации.
  13. §8. Функции интонации.
  14. §9. Анализ современных данных, связанных с характеристикой "просодики", "просодии ", "интонации ".
  15. §10. Восприятие, понимание и воспроизведение интонации.