ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

§7. Типы интонационных конструкций (ИК).

В этом параграфе мы осветим характеристику 7-ми типов интонационных конструкций, выделяемых в русском языке. Возможности интонации и их реализацию через ИК. Определение особенностей структурной организации и произношения конкретных интонационных конструкций.

Типичные синтаксические конструкции, интонируемые соответствующими типами ИК. Нейтральные и модальные реализации ИК. Мелодическую структуру синтагмы, ее связь с выделением интонационных конструкций. Тон и его значение в разграничении ИК.

Интонационная конструкция реализуется на речевом отрезке, который может включать простое или сложное предложение, главную или придаточную часть сложного предложения, словосочетание, отдельную словоформу, служебное слово.

Тон и его значение в разграничении ИК

Тон - наиболее яркое, контрастирующее с окружающим фоном высотномелодическое движение голоса в интонационно-смысловой единице речи - синтагме. Тон является необходимым структурным элементом каждой интонационной единицы: он отличается стабильностью воспроизведения в индивидуальной речи, что позволяет наделять его инвариантным лингвистическим значением.

Выделяют следующие тоны: ровный, высокий восходящий, низкий восходящий, низкий нисходящий, высокий нисходящий, составной восходящий, составной нисходящий и восходяще-нисходяще-восходящий как более эмфатический.

Изучение литературы по интонологии позволяет отметить наличие ударного тона как компонента 7-ми интонационных конструкций (ИК), выделяемых в русском языке. При этом ударный тон понимается как определенный перелом в высотно-мелодическом движении голоса, который ассоциируется с одним слогом.

7 ИК обслуживаются 3-мя типами тонов: нисходящим, восходящим и нисходяще-восходящим. Данные типы тонов представлены в ИК в различных высотных и комбинаторных вариантах. Например, средний нисходящий тон оформляет ударный слог в ИК-1 (Там туман.).

Высокий нисходящий тон отличает ИК-2 от ИК-1 (Кто там стоит?). Восходящий тон также представлен в 2-х высотных разновидностях: низкий восходящий в ИК-4 (А Антон?) и средний восходящий в ИК-6 (Сколько студентов!). Линейный вариант восходящего тона характеризуется наличием смычки голосовых связок на гласной центра (ИК-7: Да! Хорошо здесь!). Восходяще-нисходящий тон оформляет ИК- 3: Ты? Маша танцует? Ик-5 сочетает 2 тона: восходящий линейный и нисходящий, соединенных высоким ровным тоном, устанавливаемым на 1-м ударном слоге и удерживаемым до 2-го центра: Сколько доброты в нем!

Тоны вносят существенный вклад в разграничение ИК. Однако данные ИК вычленяются Е.А. Брызгуновой не только по типу тона, но и по высотному соотношению центра с предударной и заударной частями. Предударная часть является своего рода точкой отсчета при измерении высотно-мелодических колебаний, осью, относительно которой оцениваются движения голоса в ИК вверх или вниз. Предударная часть интересует нас не сама по себе, а как основание для оценки последующих мелодических модуляций. Предударная часть представлена практически одинаково во всех ИК - средним высотным уровнем.

В русском языке большинство тонов являются простыми, только в ИК-3 используется сложный восходяще-нисходящий тон в рамках ударного слога. В ИК-5 восходящий и нисходящий тоны разделены несколькими слогами так, что они охватывают всю синтагму: Как хорошо!

В русском языке наблюдается также меньшая степень контраста между ударной и заударной частями, которые объединены общим мелодическим движением. Движение голоса, начатое в центре, чаще завершается не в нем самом, а в заударной части.

Модальные реализации ИК

В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом произнесений, которые можно назвать реализациями ИК.

Одни из них составляют разновидность нейтральных реализаций, которые могут различаться степенью выраженности компонентов интонации, например, степенью повышения тона на гласном центре в ИК-3, длительностью гласного центра или конечного слога в ИК-6.

При этом в потоке речи в отдельных произнесениях могут совмещаться признаки двух типов ИК, например, ИК-1 и ИК-2, ИК-2 и ИК-3, ИК-4 и ИК-1 и т.д. Нейтральные реализации участвуют в выражении смысловых различий высказываний. Нейтральные реализации характеризуют речь, в которой субъективное отношение говорящего к высказываемому интонационно не выражено или выражено минимально.

С другой стороны, реализации какого-либо типа ИК могут иметь такие особенности строения, которые служат средством выражения субъективного отношения говорящего к высказываемому. Это - модальные реализации ИК.

Например, удивление в вопросе выражается с помощью такой модальной реализации ИК- 3, которая отличается от нейтральной повышением тона не только на ударном гласном, но и на гласном заударного слога. При усилении удивления гласный центра ИК-3 произносится с понижением тона, высокий уровень тона перемещается на заударный слог, длительность гласных увеличивается. Различия, выражаемые нейтральной и модальной реализациями, совместимы в одном и том же контексте. (Например: Ка к? И ты так сказал? - Конечно. А что тут такого?)

Возможности функционирования модальных реализаций ИК по сравнению с нейтральными ограничены. Если нейтральные реализации проявляются при разном соотношении составных частей ИК, то модальные - возможны большей частью лишь при наличии предударной или заударной частей.

Нейтральные и модальные реализации составляют интонационный ряд ИК, в котором нейтральная реализация может заменить любую модальную реализацию, относящуюся к данному ряду.

Примечание: НОМЕР ИНТОНАЦИОННОЙ КОНСТРУКЦИИ СТАВИТСЯ НАД УДАРНЫМ ГЛАСНЫМ

ИК-1

Типичным проявлением ИК-1 является выражение завершенности в повествовательных предложениях. Предударная часть произносится на среднем тоне, колебания которого имеют восходяще-нисходящее направление. Ударная часть произносится с нисходящим движением тона ниже уровня предударной части (на гласном центра тон понижается). Заударная часть произносится ниже уровня предударной.

В ударной и заударной частях происходит спокойное понижение тона ниже среднего. Ударный гласный в центре ИК значительно длиннее предударных и заударных, он произносится протяжно, плавно. Центр ИК-1 всегда находится на слове, которое выражает неизвестную собеседнику часть сообщения.

ИК-1 употребляется при повествовании, в простых предложениях и сложноподчиненных предложениях с препозицией главной части, синтаксически завершенной, стоящей перед придаточной. Существуют типичные синтаксические конструкции, которые интонируются как ИК-1:

а) при прямой речи, когда слова автора находятся в препозиции;

б) во всех сложных предложениях, где последующее раскрывает смысл предыдущего. В письменной речи обычно бывает двоеточие, например:

Михаил с нетерпением включил телевизор: /была его любимая передала.

Данная интонационная конструкция выражает собственно завершенность, в которой отсутствует смысловое противопоставление или сопоставление: Поздняя о1 сень. Грачи1 улетели. Ле1с обнажился. Поля1 опустели (Некрасов). Театр был закрыЧ, /так как труппа уехала на гастро1ли.

ИК-1 широко употребляется при произнесении названий, заглавий: Передача для дете1й: /"Спокойной ночи, малыши1".

Интонационный ряд ИК-1 включает разнообразные модальные реализации, которые служат средством усиления утверждения, несогласия, возражения, качественных характеристик.

В нейтральных реализациях ИК-1 варьируется степень понижения тона на гласном центра, темп речи, диапазон колебаний тона в предударной и заударной частях. При нерезком понижении тона и незначительном усилении словесного ударения такая реализация часто употребляется в предложениях с обособлением: Никола2ев, /начальник экспеди ции, /еще не верну лся.

Вопросительный знак требует вопросительной интонации, которая передается тремя интонационными конструкциями: ИК-2, ИК-3 и ИК-4.

ИК-2

ИК-2 ярче всего проявляется в вопросительном предложении с вопросительными словами кто, где, почему, сколько, что и др. Центр ИК-2 находится на вопросительном слове, или на любом другом слове, в зависимости от цели высказывания.

Предударная часть ИК-2 произносится на среднем тоне или с незначительным повышением. Ударная часть - с небольшим повышением тона и усилением словесного ударения. Если ударная часть конечная, тон обычно начинает падать к концу слога, но в отличие от ИК-1 не падает ниже среднего. В заударных слогах тон понижается ниже среднего, то есть, как и в ИК-1. При обращении, восклицании, требовании повышение тона на ударной части выражено более ярко. Если приветствие, благодарность, просьба эмоционально окрашены, фраза произносится с более интенсивным повышением тона в центре ИК, это ИК-2а. Смысловых различий эти два варианта не выражают.

ИК-2 употребляется при вопросе, повествовании и волеизъявлении. При выражении вопроса ИК-2 употребляется в предложениях с союзом или, с вопросительными местоимениями: Он приедет за втра /или послеза втра? (В этом предложении может быть противопоставление между ИК-1 и ИК-2 - Он приедет за втра /или послеза втра.) Где Павел будет жить? В предложениях с местоимениями широко используется передвижение центра ИК-2 как средства смыслового противопоставления: Рояль-то есть: /как доста вить его вам в такую даль?

При повествовании, как и при вопросе, если говорящий хочет логически выделить какое-либо слово или противопоставить его другому, он произносит его с некоторым повышением тона и с усилением словесного ударения, то есть с ИК-2, например: А он уже ушел. Ведь я просила вас в во2семь (именно в восемь). За2втра он приедет! За2втра (именно завтра).

ИК-2 употребляется при обращениях, приветствиях, в восклицаниях: Здра2вствуй! Осторо2жно! Там опа2сно! Если обращение, просьба, приветствие, благодарность эмоционально окрашены, фраза произносится с более интенсивным повышением тона в центре ИК, например: Кака2я встреча! Ка2к я рада!

В волеизъявительных высказываниях ИК-2 употребляется при выражении требования, приказания, желания, досады: Закро2йте окно! Хо2ть бы извинился! Хоть бы изви2нился!

Среди нейтральных реализаций ИК-2 варьируется уровень тона и интенсивности на гласном центра: самый высокий уровень тона отмечается в начале конструкции, самый низкий - в конце ее; наибольший уровень интенсивности отмечается при выражении восклицания, требования, обращения, а наименьший - при выражении вопроса, в котором центр ИК-2 находится в конце.

Интонационный ряд ИК-2 включает несколько разновидностей модальных реализаций, которые служат средством выражения различных оттенков смыслового противопоставления и подчеркивания и отличаются от нейтральных длительностью и уровнем тона на гласном центра, в предударных и заударных слогах.

ИК-3

В вопросительном предложении без вопросительного слова наиболее ярко проявляется ИК-3.: Вы бы ли в театре? Он давно приехал? Интонационный центр здесь находится на слове, которое несет основную смысловую нагрузку. Предударная часть ИК-3 произносится на среднем тоне. Ударная часть начинается с более высокой точки по сравнению с предударной. В пределах слога тон продолжает повышаться и, достигнув вершины, резко падает. На заударной части происходит понижение тона ниже среднего. Центр ИК-3 может передвигаться в предложении в зависимости от цели высказывания и содержания разговора. ИК-3 употребляется не только в вопросительном, но и в повествовательном предложении, в неоконченной синтагме, при волеизъявлении.

ИК-3 употребляется при собственно вопросе, при повторении вопроса (в ответе), переспросе (при переспросе употребляется не полное вопросительное предложение, а его часть): Петя верну лся? - Да . - Когда он вернулся? - Когда он верну лся? - Дня три тому наза1д. - Когда3? - Три дня наза2д, говорю. Ты купи3ла молоко?-Да1.-Купи3ла?

В повествовании ИК-3 в неоконченной синтагме выражает незавершенность высказывания: После шко3лы /я сразу пойду домо1й. Если задержу3сь, /обязательно позвоню1.

В сложноподчиненном предложении с препозицией главной части ИК-3, выражая незавершенность высказывания, усиливает смысловую связь между главной и придаточной частями: Он повез нас по на бережной, /чтобы показать новую гости1ницу.

Вопросительное предложение с союзом или состоит из двух частей: Вы пое дете /или пойдете пешко м? Первая часть интонируется как ИК-3, вторая - как ИК-2. В сложном вопросительном предложении обычно второе предложение не оформляется в самостоятельную синтагму, например: Вы не забы ли, что сегодня концерт?

ИК-3 широко употребляется для выражения эмоционально окрашенной оценки: Какие я3блоки спелые! Как он пла3вает! Этот фильм тако3й скучный! Во3т здорово!

ИК-3 служит средством усиления возражения или категоричности утверждения в предложениях с частицами соответствующих значений: Но ведь он же предупредив нас! Одна4ко / за время пути4 / собака могла подрасти3! При волеизъявлении ИК-3 служит средством выражения просьбы в отличие от требования (ИК-2): Закро йте дверь!

Среди всех типов ИК наибольшей функциональной нагрузкой обладает ИК-3, так как она широко участвует в выражении смысловых и стилистических различий, как совместимых, так и несовместимых в одном контексте (Он зде сь. - Он зде сь? Здесь так жа3рко! - Здесь так жа6рко!).

Среди нейтральных реализаций ИК-3 варьируется темп речи, уровень тона на гласном центра, паузами, выраженность словесного ударения в предударной части и на гласном центра, длительностью слогов. Так, при повторении вопроса возможно убыстрение темпа речи, при выражении просьбы - незначительное повышение тона, при выражении оценки - усиление словесного ударения в предударной части.

Интонационный ряд ИК-3 отличается богатством модальных реализаций - особенности движения тона на предударном и заударном слогах служат средством выражения различных оттенков удивления. Увеличение длительности гласного и согласного слова, обозначающего высокую степень признака, служит средством усиления оценочного значения высказывания. В эмоциональном повествовании особенностью модальной реализации ИК-3 может быть выделение ударных слогов предударной части по тону и длительности; например: Музыка6нт /заигра1л. Как жа3ль, / что этой чудесной пье3се / не хватает сло2в, - вырвалось у кого-то из гостей. Эта же реализация ИК-3 в вопросительном высказывании подчеркивает удивление: И вы из-за таких пустяко3в обиделись? Эмоциональное состояние говорящего также отражается в регистровых различиях. ИК-3, произнесенное в радостном настроении, характеризуется верхним регистром; в настроении уныния, разочарования - нижним регистром.

ИК-4

ИК-4 достаточно ярко проявляется в неполном вопросительном предложении с сопоставительным союзом а. Предударная часть ИК-4 произносится на среднем тоне, иногда с незначительными понижениями, особенно перед ударной частью. Тон образует восходяще-нисходящее направление. Если ударная часть стоит в конце, тон начинается с более низкой точки по сравнению со средним, затем в пределах слога тон ровно повышается; при этом варьируется ровное, нисходящее, восходяще-нисходящее, восходящее направление тона. Если в ИК-4 есть заударная часть, то ударная произносится с понижением, а заударная - выше уровня ударной и предударной частей. Ваше и4мя? Во4зраст? Факульте4т? Ку4рс?

ИК-4 употребляется при вопросе, повествовании и волеизъявлении. Особенностью ИК-4 является то, что ударный и конечный безударный гласные несколько удлиняются. ИК-4 возникает благодаря сокращению предложения, заключающего вопрос. Вопрос может быть полным. ИК-4 иногда может быть употреблена в вопросительном предложении без вопросительного слова, такой вопрос звучит как угроза. Спрашивающего не интересует ответ, он задает вопрос для того, чтобы смутить собеседника подозрениями, пригрозить ему.

ИК-4 употребляется при выражении вопроса, который связан сопоставительными отношениями с предшествующим предложением: - В прошлом году они были на Байкале. - А в э4том куда собираются? Я не могу1 поехать. - А Ната4ша?

В вопросах, следующих друг за другом, ИК-4 употребляется наряду с ИК-2, усиливая тематическую связь вопросов: Когда2 вы поступили в университет? - Пять лет наза1д. - На какой факульте4т? - Исторический. - И большой был ко4нкурс тогда? - Почти тако1й же.

В местоименных вопросах, не связанных сопоставительными отношениями с предшествующим текстом, ИК-4 употребляется наряду с ИК-2 и усиливает при этом оттенки недовольства или назидания: Почему4 ты пришла так поздно? Неправильно читаете: /ка4к произносится это слово?

Неполные вопросительные предложения с оттенком требования употребляются в специфических ситуациях. Например: контролер, обращаясь к пассажиру, говорит: Ва4ш билет? Записываясь к врачу, отвечаете на вопросы - Ваш во4зраст? Фами4лия? А4дрес? Неправильное интонирование таких предложений может привести к нарушению смысла высказывания. Сравните: Ва4ши документы? (проверка документов) и Ва3ши документы? (найдены документы).

В повествовании ИК-4, наряду с ИК-3, говорит о незавершенности высказывания. НО, в отличие от ИК-3, придает речи официальность. Не знаю. Ответ на ваше заявле4ние /еще не поступи1л.; Позво2льте, гражданка, /на ста4нции /согласно багажной квита4нции /от вас получили бага1ж.

В односинтагменных и многосинтагменных предложениях ИК-4 употребляется наряду с ИК-1, подчеркивая при это противопоставление, категоричность утверждения, удивление, вызов: Ты3 не пойдешь, /и я4 не пойду. А мне говорил, что у него не4т велосипеда!

При волеизъявлении ИК-4 употребляется наряду с ИК-1 и ИК-2, подчеркивая оттенок назидания или разрешения, приглашения: Отда4й велосипед! Кому4 я сказала! Мо3жно? - Войди4те! Проходи4те, / раздева4йтесь, / зонт вот сюда4.

В потоке речи в отдельных произнесениях могут совмещаться признаки двух типов ИК. Это ИК-1.2, ИК-2.3, ИК-4.1, ИК- 4.2, ИК-4.6, ИК-5.7.

Среди нейтральных реализаций ИК-4 варьируется степень понижения тона на гласном центра, интервалы между уровнем тона предударной и заударной частей. В отдельных реализациях ИК-4 уровень заударной части может быть выше уровня центра, но ниже уровня предударной части; это - ИК-4.1. Если при данном соотношении уровней тона на гласном центра усиливается словесное ударение, то возникает ИК-4.2. Обе реализации ИК-4 употребляются в тех случаях, когда одинаково возможны ИК-1, ИК-2, ИК-4, например, при перечислении: В этом здании размещены восемь факультетов: дефектологический, /исторический, /социологический, /начальных классов и т.д.

Примечание: ИК-4.2 звучит при автоматическом сообщении времени по московскому телефону: Десять часо1в /сорок две4.2 минуты. В этом случае наблюдается смысловое несоответствии интонации и текста с точки зрения говорящего и слушающего: для диктора - перечисление часов и минут, для слушающего - отдельное сообщение о времени.

При слабо выраженном понижении или ровном движении тона на гласном центра возникает ИК-4.6; эта реализация ИК-4 употребляется, когда одинаково возможны ИК-4 и

ИК-6, например, при выражении незавершенности: Последние изве4'6стия /я случаю вечером.

Интонационный ряд ИК-4 включает незначительное количество модальных реализаций, которые отличаются от нейтральных резким увеличением интервалом между составными частями, дополнительным повышением тона в заударной части.

Следует помнить, что для живой разговорной речи характерна ИК-3, а при чтении текста, в дикторской речи преобладает ИК-4.

ИК-5

ИК-5 употребляется в восклицательных предложениях при выражении эмоционально окрашенной оценки. Обычно это предложения с местоименными словами: какой, как, сколько: Ка5к красиво! Како5е небо! Ско5лько простора!

ИК-5, в отличие от других интонационных конструкций, имеет два центра, которые следуют друг за другом или разъединены несколькими слогами; поэтому ИК-5 возможна в предложении, имеющем минимум два слога (первый центр на местоименном слове, второй на слове, к которому оно относится). Предударная часть ИК-5 произносится на среднем тоне. Первый центр выделяется восходящим движением тона выше среднего уровня предударной части. Длительность согласных и гласного центра увеличена в среднем в два раза по сравнению с другими ударными слогами: за это время можно произнести еще один слог. Уровень тона между центрами выше, чем в предударной части, но ниже уровня первого центра. На гласном второго центра тон понижается. Оба центра характеризуются также усилением словесного ударения. Заударная часть произносится ниже уровня предударной. Правильное интонирование ИК-5 необходимо, так как это имеет смыслоразличительное значение, необходимо следить за увеличением длительности гласных в центре ИК-5.

ИК-5 употребляется преимущественно при повествовании и частично при волеизъявлении в вопросе. При повествовании ИК-5 служит средством выражения эмоционально окрашенной оценки: Какой5 скучный фильм! У них сто5лько книг! Как5 он старается! Там та5к холодно! Вот э5то рекорд! Добрей5шая душа!

В предложениях с местоименными словами и частицами ИК-5 употребляется наряду с ИК-3 и ИК-6, но, в отличие от них, стилистически не ограничена и усиливает оценку: Кака5я поэзия! Какая в мире тишь! (Маяковский) В моей руке1 /- какое5 чудо! - /твоя5 рука! (Фет). Ты посмотри2! Кака5я в мире тишь! (Маяков.)

ИК-5 может употребляться в предложениях, состоящих из одного многосложного (в том числе и двусложного) слова с оценочным значением; первый центр ИК-5 находится на начальном слоге, второй - на ударном: За5мечательно! О5твратительно! У5жасно! Пре5красно!

При волеизъявлении ИК-5 усиливает значение желания, сожаления, предпочтительности: Е5сли бы я знал! Хо5ть бы не опоздал! Е5сли бы не это письмо! Что5 бы он вернулся раньше!

В предложении с вопросительными местоименными словами ИК-5 служит средством выражения нетерпения, досады: Когда5 же он приедет? Почему5 ты не сказала раньше?

Среди нейтральных реализаций варьируется уровень тона между центрами и степень выраженности первого и второго центров. Чем больше количество слогов между центрами, тем ниже уровень тона между ними и наоборот. При наибольшей выделенности первого центра по тону и низкому уровню тона между центрами возникает реализация ИК-5.3, она употребляется наряду с ИК-5 в предложениях с как, какой, сколько: Ка5'3к он скучает! Како ' е кафе! В реализациях ИК-5 возможна смычка голосовых связок в конце первого и второго центров; это - ИК-5.7, она употребляется в предложениях без местоименных слов наряду с ИК-5 и ИК-7: Хоро5'7шее дело! Све5'7тлая голова!

Интонационный ряд ИК-5 включает преимущественно нейтральные реализации.

Интонация предложений с модально-экспрессивным значением выражает многообразие человеческих чувств: гнев, радость, страх, облегчение, сомнение, безразличие, обиду, ненависть, отчаяние, удивление и др. Например: Вы были у сестры? можно произнести с интонацией удивления по-разному в зависимости от того, что вызывает удивление, центр ИК может быть на каждом из трех слов.

В русском языке такие интонационные типы, как ИК-6 и ИК-7, выражают эмоциональное содержание речи.

ИК-6

Предударная часть ИК-6 произносится на среднем тоне. Ударная часть произносится с восходящим движением тона выше уровня предударной части. Более высокий уровень тона отличает ИК-6 от ИК-4. Заударная часть произносится выше уровня предударной части. ИК-6 употребляется преимущественно в повествовании и частично в вопросе.

При повествовании ИК-6, наряду с ИК-3 и ИК-4 выражает в неоконченной синтагме незавершенность высказывания: Живи2 таким, как в памяти моей, /Подверженный поры6вам /и трево6гам, /Всегда люби дере6вья /и звере6й/, И много зна4й/, и спра6шивай /о мноѴом (Алигер). Все систе6мы космического корабля / рабо6тают / норма2льно!

В повествовательных предложениях с экспрессивной окраской при перечислении может употребляться ИК-6, в центре которой происходит ровное повышение тона разной степени. Веселью не было грани*ц: / все смея6лись, / шути6ли, / танцева6ли.

ИК-6, наряду с ИК-3 и ИК-5, употребляется при выражении эмоционально окрашенной оценки: Какие я6блоки! Какие я6блоки спелые! Сколько грибо6в! ИК-6, по сравнению с ИК-3 и ИК-5, характеризует бытовые ситуации. В предложениях без местоименных слов и частиц употребляется только ИК-6: Я6блоки! Я6блоки спелые! Грибо6в! Воды6! Загоре6л Петя!

Предложения с местоименным словами кто, что, куда, где, произнесенные с ИК-6 (центр на последнем или одном из последних слов), употребляются с целью привлечения внимания собеседника: Кто к нам прише6л! А что у меня е6сть! А где мы бы6ли!

ИК-6 служит средством выражения уточняющего переспроса: В како6й аудитории будет лекция? - В како6й аудитории, вы говорили, будет лекция?

ИК-6 употребляется также при выражении недоуменного вопроса: Куда6 я положил ключи? И кто6 мне мог звонить? (наряду с ИК-6 может употребляться ИК-4.6)

Среди нейтральных реализаций ИК-6 варьируется уровень тона на гласном центра и заударной части, а также длительность гласного центра и конечного гласного.

Интонационный ряд ИК-6 включает незначительное количество модальных реализаций, которые подчеркивают в высказывании смысловые отношения, выраженные нейтральными реализациями. Так, убыстренный темп речи и повышенный уровень тона гласного центра подчеркивают переспрос; замедленный темп речи и пониженный уровень тона гласного центра и заударной части подчеркивают недоумение.

ИК-7

Предударная часть ИК-7 произносится на среднем тоне. (Хорошо7 здесь! Не

говори7!) Гласный центра произносится с восходящим движением тона выше уровня предударной части; гласный заканчивается смычкой голосовых связок, и это отличает ИК- 7 от ИК-3. В результате смычки открытый слог становится закрытым, а в закрытом слоге гласный соединяется с согласным через артикуляцию смычки. Смычка голосовых связок акустически воспринимается как резкий перерыв звучания гласного и хорошо прослушивается в отрицании не-а (в просторечии, в детской речи), которое произносится с ИК-7: Согласен? - Не-а. В этом отрицании дефис показывает разделение двух гласных смычным элементом. Заударная часть ИК-7 произносится на уровне тона ниже предударной.

ИК-7 употребляется в повествовании. В предложениях с местоименными словами, функционирующими как частицы, ИК-7 выражает невозможность или отрицание: Како й он специалист! Только вид делает; Како7й он хулиган! Он просто шалун. Како7е жарко лето! В пальто ходим.

В предложениях без местоименных слов ИК-7 служит средством усиления отрицания, утверждения качественной характеристики: Смотри ! Попаде т тебе!;

7 7 7 7 7 7

Хоро ший доклад! Све тлая голова! Не то ! Не та к! Не т! Да !

В нейтральных реализациях ИК-7 варьируется степень выраженности смычки голосовых связок и уровень тона на гласном центра. Смычка может быть заменена высококачественным колебанием голосовых связок; смычка может предшествовать гласному или артикулироваться в последующем слоге.

Интонационный ряд ИК-7 имеет незначительное количество модальных реализаций. Наиболее употребительная из них отличается от нейтральной высоким уровнем тона на одном из предударных слогов, восходяще-нисходящим движением тона на гласном центра, увеличением длительности центра (в среднем в два раза по сравнению с другими слогами). Эта реализация ИК-7 вносит оттенок снисхождения, добродушия:

Не попаде т! Не

77

- Смотри ! Попаде т нам! (нейтральная реализация ИК-7) бо йся! (модальные реализации ИК-7) Пока он сообразит!.

В потоке речи происходит смена одного типа ИК другим. Сочетаемость ИК практически не знает пределов и регулируется целями высказывания и закономерностями употребления типа ИК. В потоке речи возрастают различные возможности интонации благодаря контрастности сочетающихся ИК. Контрастность создается разной длиной синтагм, разными типами ИК, разной степенью выраженности компонентов интонации сочетающихся ИК.

Многообразные возможности интонации регулируются общей закономерностью. Если лексико-синтаксические средства выражают лишь часть возможных значений, то усиливается смыслоразличительная роль интонации - в этом случае замены одного типа интонационной модели на другой ограничены. Напротив, если лексико-синтаксические средства полностью выражают значение предложения, то интонация передает эмоционально-стилистические различия. В этом случае возможна достаточно широкая замена одного типа интонационной модели на другой. Подобная замена привносит тончайшие эмоционально-стилистические различия, при этом основное значение предложения сохраняется (Средствами интонации в различных типах ИК выражаются основные виды различий высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом:

1. Различия по цели высказывания (подобные различия возникают и при передвижении центров ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-4, ИК-6).

2. Различия нейтрального и субъективного отношения говорящего:

- субъективное отношение говорящего, выраженное как добавочный эмоционально-смысловой оттенок (нейтральный вопрос - вопрос с оттенком удивления, недоумения, назидания; нейтральный ответ - ответ с оттенком вызова и др.);

- субъективное отношение говорящего, выраженное как эмоциональное состояние (нейтральное эмоциональное состояние - гнев, радость, страх и др.).

3. Стилистические различия высказываний (официальная речь, приподнятая речь и

др.).

Любой тип ИК можно искусственно отвлечь от лексико-семантического состава высказывания и произнести на каком-либо сочетании звуков: та-та-та-та, та-та-та-та. Слушающие обычно ассоциируют эти конструкции с одним из высказываний, для которого характерно употребление данного типа ИК: та-та-та-та - Он всегда1 так; та-та- та-та - Он всегда так?

Синтаксическое строение и лексический состав подставляемых под определенный тип ИК высказываний разнообразны и варьируются у разных говорящих. Эти подстановки являются одним из доказательств того, что интонационные конструкции проявляются как средства выражения смысловых отношений лишь во взаимодействии с синтаксическим строением и лексическим составом высказывания.

° Контрольные вопросы!

1. Перечислите и обозначьте характеристики всех типов ИК.

2. Дайте определение понятию «реализация ИК».

<< | >>
Источник: Баранов Р.Е.. Пособие по русскому языку с основами языкознания. — М.: МПГУ,2015. — 149 с.. 2015

Еще по теме §7. Типы интонационных конструкций (ИК).:

  1. Семь интонационных конструкций
  2. Фонетика
  3. Л. В. Ефремова (Рязань) Глаголы в конструкциях с предсказанием (на материале пословиц)
  4. Двучленные конструкции
  5. § 91. СОСТАВ ИНТОНАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА
  6. ТИПЫ ИНТОНАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ
  7. Предментый указатель
  8. СОДЕРЖАНИЕ
  9. ИНТОНАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ СУБЪЕКТИВНО­МОДАЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ
  10. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ[1]
  11. §7. Типы интонационных конструкций (ИК).
  12. Содержание:
  13. О ТИПАХ БЕСПОДЛЕЖАЩНЫХ И БЕССКАЗУЕМНЫХ (ОДНОСОСТАВНЫХ).
  14. Практическое занятие 9. Фонетическое членение речи
  15. § 2. Основные типы сложного предложения.
  16. § 26. Фраза и предложение