ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

§6. Синтагма.

Понятие речевого такта, принятое в сценической речи, аналогично понятию синтагмы, принятому в лингвистике.

Синтагма - это отрезок предложения, состоящий из одного или нескольких слов, объединенных грамматически, интонационно и по смыслу.

Фонетическая цельность синтагмы обеспечивается ее интонационным оформлением, наличием синтагматического ударения, а в некоторых случаях - наличием паузы, отделяющей ее от предыдущих и последующих отрезков фразы. Считается также, что произносительная цельность синтагмы обеспечивается непрерывностью выдоха, что позволяет рассматривать синтагму как произносительную единицу.

Лингвисты считают обязательными признаками синтагмы ее слитность, интонационную завершенность и наличие ударности, падающей на последнее слово.

При этом логическое ударение появляется в синтагме лишь в необычной речевой ситуации и может с синтагменным не совпадать.

Слово или группа слов, представляющие собой интонационное целое и выражающие законченную или относительно законченную мысль, называют синтагмой, или речевыми звеньями, тактами.

Понятие синтагмы получило в лингвистике теоретическое развитие и экспериментальное подтверждение на материале различных языков благодаря Л.В. Щербе. Сейчас популярность этого термина настолько велика, что без него не обходится практически ни одно исследование в области интонации, и теоретической основой многих экспериментальных исследований является "щербовская теория синтагмы".

Понятие синтагмы, введенное в описание звукового состава французского языка было позднее переосмыслено как минимальный внутренне законченный и самостоятельный отрезок речи и распространено на различные языки.

Определение Щербы: ”Синтагма - фонетическое единство, выражающее единое смысловое целое в процессе речемысли и могущее состоять как из одной ритмической группы, так и из целого ряда их”.

М.В.

Гордина определяет синтагму как "...минимальную, основную

интонационную единицу, то есть такую часть предложения (или шире - потока речи), которая содержит основные интонационные характеристики. С внешней формальнофонетической стороны синтагма - это цепочка слов, связанная единым интонационным рисунком; членение потока речи на синтагмы достигается, с одной стороны, интонационным объединением внутри синтагмы, с другой - особым интонационным оформлением границ синтагмы".

!!! Синтагмы - ритмико-смысловые единства. Синтагмы выделяются в тексте на основе смыслового, синтаксического и фонетического анализа. В выделении синтагмы обязательное участие принимает интонация, так как на границе синтагм происходит смена тона. Такое изменение тона часто сопровождается паузой, отделяющей синтагму от предыдущих и последующих отрезков фразы.

Пауза в синтагме

Пауза, то есть молчание, перерыв в артикуляции при синтагматическом членении, возможна, но не обязательна. Пауза является средством подчеркивания смысловых и эмоциональных отношений, выраженных в предложениях. Наибольшие возможности паузы при синтагматическом членении проявляются в тех высказываниях, где слово на границе членения может быть отнесено и к предшествующей, и к последующей синтагмам, граница уровней тона которых выражены недостаточно. Пауза делает членение однозначным. Пауза возможна и внутри синтагмы. Так, наличие или отсутствие паузы может быть одним из средств разграничения смысловых отношений в односинтагменных высказываниях с ИК-2; ср.: - Какой это Петя? - Иванов... какой - недовольство вопросом собеседника; - Иванов какой! В новом костюме, стройный! - высокая степень признака.

Синтагматическое членение (членение речи на синтагмы; зависит от интонационных, ритмических, семантических, синтаксических условий), тип ИК, место центра ИК - это основные интонационные средства русского языка, которые всегда проявляются в единстве: членение речевого потока означает одновременное образование такого же количества интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр.

То есть одно и то же предложение в зависимости от цели высказывания может быть расчленено на разное количество синтагм, а одна и та же синтагма может быть произнесена с разными типами ИК или с разным местом интонационного центра. Взаимодействием этих средств передают различные смысловые и эмоционально стилистические оттенки сообщения.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что интонационная конструкция (интонема) - это модель интонации, результат обобщения интонационных качеств, связанных со значением высказывания. Предполагается, что набор интонем хранится в памяти носителей языка и служит эталоном для порождения и восприятия интонации конкретных высказываний.

Выделение синтагм:

Для выделения синтагм необходимы определенные фонетические условия.

1. Величина синтагмы. Средняя величина синтагмы - 7+2 слога. (Такое же число элементов содержат музыкальные фразы, состоящие чаще всего из 7-ми звуков и редко выходящие за пределы 12-ти звуков.) Отрезок в 7-10 слогов можно считать сильной позицией для выделения синтагмы. Если длина отрезка лежит за пределами сильной позиции, обычно в большую сторону - это слабая позиция для выделения синтагмы.

Можно предположить, что длина синтагмы соответствует объему оперативной памяти, если измерять эту длину числом слогов. В любом языке средняя длина слов должна быть связана с длиной синтагмы некоторой количественной зависимостью (если, конечно, считать, что длина синтагмы отражает объем оперативной памяти).

2. Другим фонетическим условием выделения звукового отрезка в синтагму является его положение в предложении. Один и тот же звуковой отрезок может выделяться и не выделяться в синтагму, в зависимости от того, в начале, в середине или в конце предложения он находится.

"ИК" - как интонационное выражение синтагмы:

Синтагмы имеют разное интонационное выражение в форме интонационной конструкции (ИК).

ИК - тип соотношения основного тона, тембра, интенсивности, длительности, способный выражать несовместимые в одном контексте смысловые различия высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом или высказываний с разным синтаксическим строением, но одинаковым звуковым составом словоформ.

В учебных пособиях для обучения иностранцев русскому языку, в частности у Е.А. Брызгуновой, описаны 7 типов интонационных конструкций, различающихся характером движения мелодического интервала в синтагме, которые делятся на три зоны.

Три зоны в ИК (синтагме):

- предударная,

- ударная,

- заударная части (предцентр, центр и постцентр, или ядро (интонационный центр), предъядерная и заядерная части).

Ударная часть состоит из одного слога и является центром ИК. (Центр ИК - ударный слог главного по смыслу слова интонационной конструкции. Центр ИК делит ее на предударную и заударную части.). Предударная и заударная части могут состоять из одного слога или даже нескольких слов, которые произносятся слитно. ИК служит важнейшим средством различения смысла звучащих предложений.

Каждый тип ИК обладает характерным звучанием и способен различать коммуникативное значение предложений с многозначным лексико-грамматическим составом. Возникающие при этом смысловые различия нельзя поставить одно вместо другого. Каждый тип ИК может быть представлен в 4-х фонетических позициях, различающихся количеством составных частей: предударной - ударной - заударной; ударной - заударной; предударной - ударной; ударной.

ИК соотносимы с коммуникативно-эмоциональным аспектом интонации и широко применяются при обучении русской интонации иностранных учащихся.

В русском языке различают два основных типа интонации: восходящая (или незавершенности) и нисходящая (или завершенности). Наиболее частым видом движения основного тона на ударном слоге является восходящее. Почти также часто встречается и восходяще-нисходящее движение тона. Реже встречаются слоги, оформленные нисходящим движением, еще реже - при помощи нейтрального движения тона и чрезвычайно редко применяется оформление ударного слога при помощи нисходяще-восходящего тона.

Соотношения акустических компонентов интонации, существенные для противопоставления типов ИК, являются различительными признаками ИК.

Различительные признаки могут быть существенными для всех или только для двух типов ИК, например, ИК-1 и ИК-2, ИК-3 и ИК-7, ИК-5 и одна из модальных реализаций ИК-2.

Различительными признаками для всех типов ИК является направление тона на гласном центра (восходящее или нисходящее) и соотношение уровней тона предударный - ударный - заударный. Если два типа ИК имеют сходство в направлении тона или в соотношении уровней тона, то используется различительный признак, существенный для противопоставления этих двух типов ИК: усиление словесного ударения на гласном центра ИК-2; смычка голосовых связок в конце гласного центра ИК- 7, акустически воспринимаемая как резкий перерыв звучания гласного; большая, по сравнению с ИК-2, длительность согласного и гласного центров ИК-5 и др.

Типы ИК могут быть противопоставлены друг другу по разному количеству признаков в зависимости от соотношения составных частей ИК (центр, предцентр-центр, центр-постцентр, предцентр-центр-постцентр) и особенностей строения того или иного ИК. Например, направление тона в ИК-3 и ИК-6 совпадает, оно всегда восходящее, различительным признаком является уровень тона в заударной части и т. д.

В предударной части ИК возможны незначительные повышения и понижения тона, которые происходят в пределах диапазона, характерного для каждого говорящего. Эти колебания несущественные для выражения и восприятия таких различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Уровень тона предударной части ИК является линией отсчета для повышения и понижения тона на гласном центра. Разные типы ИК характеризуются сосредоточенностью колебаний тона в средне-верхней или средненижней полосе диапазона предударной части. В эмоциональной речи колебания тона более разнообразны по сравнению с речью нейтральной. В заударной части ИК также возможны колебания тона, в результате чего варьируется степень понижения тона в ИК-1, ИК-2, ИК-3, ИК-5 и ровно-неровное движение тона в ИК-4 и ИК-6.

Степень выделенности отдельных слов по каким-либо акустическим компонентам интонации варьируется и служит средством передачи разнообразных эмоциональносмысловых оттенков высказывания. При этом значительное выделение слова приводит к образованию самостоятельной интонационной конструкции.

В системе ИК, разработанных Е.А. Брызгуновой, интонация завершенности соответствует ИК-1, а интонация незавершенности - ИК-3, ИК-4, ИК-6. Выбор той или иной ИК может быть связан не только с передачей смысловых или эмоциональных оттенков, но он может быть также вызван требованиями стилистики.

В пределах каждого типа ИК возможны вариации по тону, темпу речи, степени фонетической самостоятельности отдельных слов.

В условиях многозначности интонация является основным различительным признаком, а в условиях однозначности - фонетическим, сопроводительным. При этом однозначные лексико-грамматические составы, как и многозначные, могут

взаимодействовать с несколькими ИК, но результат этого взаимодействия будет качественно иным: обычно при этом возникают оттенки эмоциональных различий.

° Контрольные вопросы!

1. Что такое синтагма?

2. Какова роль паузы в синтагме?

3. Какие Вы знаете способы выделения синтагм?

4. Расскажите об "ИК" - как интонационном выражении синтагмы.

<< | >>
Источник: Баранов Р.Е.. Пособие по русскому языку с основами языкознания. — М.: МПГУ,2015. — 149 с.. 2015

Еще по теме §6. Синтагма.:

  1. И.Г.Осетров (Ульяновск) Единицы синтаксиса языка и синтаксиса речи
  2. Об объеме словосочетания (синтагмы)
  3. § 13. Интонационные единицы речи.
  4. 28. Синтагма и синтагм-ка, парадигма и парадигм-ка в словообр-и как выр-е яз. сист-ти.
  5. РАЗДЕЛ II ФОНЕТИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
  6. Основы структурной лингвистики
  7. Парадигма и синтагма в конкретной истории
  8. Идеология как парадигма и как синтагма
  9. §6. Синтагма.
  10. § 8. Двухфазность мыслительного акта и её отражение и языке. Синтагма. Тема н рема.
  11. § 86. Синтагматическое ударение.
  12. § 91. Мелодика синтагмы.
  13. Введение
  14. Обобщение русских гласных в синтагмо-фонемы.