ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

§9. Анализ современных данных, связанных с характеристикой "просодики", "просодии ", "интонации ".

Общепризнанным является определение интонации, включающее мелодический, динамический (силовой), темпоральный (временной) и мало изученный тембровый компоненты. Это определение построено в терминах перцептивных характеристик звучащей речи.

Соотношение перцептивных и акустических характеристик речи отражается, по мнению В.А. Артемова, в терминах "интонация" и "просодия". Как он считает, акустическим коррелятом просодии являются первичные физические свойства (ЧОТ, интенсивность, длительность в их абсолютных значениях), а акустическим коррелятом интонации служат вторичные физические свойства, то есть частотные, силовые и временные уровни, интервалы и диапазоны в относительных значениях.

В.А.Артемов, отмечая способность интонации выражать языковые значения, рассматривает интонацию как языковой уровень, в отличие от просодии, которая по отношению к языку слов не супрасегментна, она досегментна, субсегментна, служит для различения слогов и определения их сочетания в фонетических словах и единствах. Это древнейший пласт современного звукового языка, являющийся ритмо-мелодической канвой любого устного высказывания. Просодический слой проникает в интонационный, порождает его и остается в нем в качестве рудимента. Он считает, что современные функции просодии ограничились реализацией модальных отношений общающихся и предполагает, что наслоение абсолютных значений ЧОТ, интенсивности и длительности на акустическую структуру фонем породило тембр речи, который Артемов относит к просодии.

Интонация определяется на основе вторичных акустических признаков, то

есть воспринимаемых перцептивно, сопоставляемых воспринимающим и соотносимых с

определенным смыслом. Физические первичные акустические параметры создают лишь материальную, физиологическую основу для проявления интонационных характеристик речи, но сами к ним не сводятся.

В современной лингвистике термин "интонация" иногда отождествляется с термином "просодия" и его вариантом "просодика". Попытки разграничения данных понятий отличаются нечеткостью: в определении просодики нередко звучит слово "интонационный", а характеристика интонации включает подчас в качестве важнейшей особенности использование ею просодических свойств.

Между тем понятия "просодика" и "интонация" не совпадают, нельзя говорить об их тождественности. Под просодикой принято понимать совокупность звуковых средств, которые накладываются на линейную последовательность сегментных единиц (фонем) вторым слоем, уровнем и служат для объединения их в значимые языковые единицы - слова, синтагмы, высказывания. Использование в качестве просодических (или суперсегментных) характеристик речи длительности, частоты основного тона звука является одним из универсальных свойств человеческой речи. Универсальным можно считать и использование просодических характеристик (признаков) для интонационно-смыслового членения речи, передачи коммуникативного типа высказывания, выражения эмоциональных значений.

Просодические признаки обслуживают в языке ряд автономных систем, важнейшие из которых - ударение и интонация. Понятно, что в этом смысле просодия является понятием более широким, нежели интонация: просодическая структура выступает как способ организации звуковых последовательностей, начиная со слога (слог, слово, ритмическая группа, синтагма, высказывание, текст). Интонация же, как способ просодической организации "начинает свою работу" лишь с синтагмы.

Несовпадение анализируемых понятий обнаруживается и с другой стороны: в определенном отношении термин "просодика" Уже термина "интонация". Говоря о просодике, обычно имеют в виду лишь средства просодической организации речевых единиц, тогда как понятие интонация (язык, его интонационная система) входит и содержательный аспект.

Интонация вместе с ударением образует просодическую систему языка (ударение создает ритм).

По мнению В.А.Артемова, просодия представляет собой ритмико-мелодическую канву в известной мере, различную или сходную в различных языках, по которой "вышиваются интонация и слова", просодию он относит к древнейшему пласту современного звукового языка.

Уровневую организацию единиц просодии составляют 5 уровней: система слогов, фонетических слов, синтагм, фраз, фоноабзацев, причем единицы уровней взаимосвязаны, так как в процессе коммуникации задействованы все механизмы, обеспечивающие речевую деятельность, скоординированы по принципу одновременности обработки всех уровней с целью достижения реализации и понимания в реальном масштабе времени коммуникативно-смысловой информации.

Просодия (от греч. prosodia - ударение, припев) (просодика) - система фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль. Часто выделяются следующие элементы (компоненты) просодии - речевая мелодика, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм, для тональных языков - словесные тоны. В этом значении термин "просодия" часто синонимичен понятию интонация.

В некоторых работах "просодия" и "интонация" отождествляются, оба термина служат для обозначения функциональной системы суперсегментных средств языка, реализующихся в единицах, больших, чем сегментные звуки.

Просодия является также общим названием для фонетических супрасегментных характеристик речи как на уровне восприятия (высоты тона, громкость, длительность), так и на физическом уровне (частота основного тона, интенсивность, время). В этом значении просодия часто противопоставлена интонации, которая употребляется для обозначения функциональных категорий. Просодия - это и супрасегментные средства организации речи: расчленения и объединения речевых сигналов (понижение и повышение тона, распределение ударения, темпоральные изменения, паузация).

Употребление терминов "просодия" и "просодика", расширяется в 70-е гг. 20 века в связи с повышением интереса к тексту. Наметились две противоположные тенденции в употреблении этих терминов: сближение значений до полного совпадения и четкое разграничение значений - просодика относится к слогу, просодия соотносится со всеми сегментными единицами (слог, слово, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст). В последнем значении просодия противопоставлена системе сегментных средств. Противопоставление сегментный - супрасегментный (надсегментные, сверхсегментные) уровни языка иногда заменяются на противопоставление сегментный - просодический.

Просодии часто противопоставлена интонация, употребляющаяся для обозначения функциональных категорий. Просодия рассматривается как система супрасегментных фонетических средств, изучаемых с позиции как физических, так и воспринимаемых качеств. Она имеет также общее название для фонетических супрасегментных характеристик речи как на уровне восприятия (высота тона, громкость, длительность), так и на физическом уровне (ЧОТ, интенсивность, время).

Историческое понятие "просодия" связано с изучением структуры стихотворной речи. Этим термином называли раздел античной грамматики, посвященной законам версификации; часть учения о стихе, касающуюся соотношения слогов по ударению, долготе или высоте; метрическую систему стиха; количественные характеристики слога (долгота, краткость); мелодические характеристики слога (напевность); исполняемую песнь; знаки, обозначающие сильную позицию в стихе (икт), деление на стопы (I).

Зародившись как учение о поэтическом слоге, термин "просодия" изменялся, расширяя объем и содержание понятия. В 80-е гг. 20 века он чаще всего употребляется для обозначения метрической системы стихотворной речи и фонетических характеристик всех супрасегментных речевых единиц, взятых отдельно и в комплексе.

Просодия играет значительную роль в построении и развертывании звучащего текста.

Даже правильно построенные с точки зрения грамматики тексты не могут быть адекватно восприняты и интерпретированы, если они не получили соответствующего интонационного оформления, то есть текста не существует без интонации точно так же, как он не существует без синтаксиса и смыслового содержания.

Просодия является одним из ведущих средств в создании, в частности, связности устного текста. С одной стороны, она поддерживает своими силами связность, достигаемую с помощью средств других языковых уровней, с другой стороны, обладает арсеналом своих собственных средств и способна формировать связность устных текстов.

Основными функциями просодии в создании связности текстов Л.П. Блохина называет: 1) делимитацию речевого континиума на фрагменты и объединение элементов внутри фрагментов в единое целое; 2) выражение характера связи между элементами внутри фрагментов и между отдельными фрагментами.

Интонационная система языка - это определенная система суперсегментного уровня языка, располагающая своими единицами, обладающими семантикой и функциями.

Роль собственно просодических характеристик для опознания разных типов интонации различна и целесообразно рассматривать эти характеристики отдельно от каждого типа (то есть то, что отличает повествование от вопроса, не сопоставимо с тем, что отличает повествование и вопрос от побуждения). Сами по себе просодические характеристики не всегда могут быть надежным критерием при определении интонационного типа: крайняя ограниченность возможных конфигураций тона (подъем, падение, восходящее - нисходящее движение) создает такую ситуацию, когда разные конфигурации выступают как реализации одного и того же типа интонации. Это обнаружено и при исследовании интонации многосинтагменных фраз, и при анализе разговорной речи.

Человек, будучи познающим субъектом, является вместе с тем языковой личностью. Он преломляет и адаптирует свою внутреннюю концептуальную систему к реальному миру, расчленяя его на отдельные фрагменты и кодируя их с помощью языка.

Таким образом, помимо глобальной (когнитивной) картины мира существует лингвистическая модель мира, которая является лишь частью первой. При этом язык выступает не только как идеальная сущность, которая организует восприятие мира его носителями, но и как "система чистых значимостей", образующая свой собственный мир, отличный от действительного и как бы наклеенный на него.

Язык, являясь системно-структурным образованием, включает в себя три яруса: фонетический, лексико-грамматический (формальный) и семантический, находящиеся в отношениях дополнительности друг к другу.

Среди фонетических средств формирования смысловой информации ведущую роль играют просодические: фразовая просодия (интонация) как одна из составляющих звуковой стороны языка наиболее близка к стороне смысловой, к плану содержания.

Роль просодико-интонационных средств в высказывании трудно переоценить: просодия, с одной стороны, поддерживает своими средствами связанность, создаваемую с помощью других уровней и ярусов, а с другой - обладает системой своих собственных средств, которые обеспечивают целостность любой речевой единицы и связанность элементов внутри нее. Вместе с тем, не существует прямой зависимости между просодической структурой высказывания и его лексико-грамматическим оформлением. Просодические параметры задаются опосредованно, с учетом не только вербального, но и ситуативного контекста, прагма-коммуникативных интенций говорящего и т.п. Как известно, одно и то же предложение в его конкретных просодико-интонационных реализациях предстает как различные коммуникативные, логико-модальные и экспрессивные варианты. Именно интонация дает возможность с известной степенью точности интерпретировать все смысловые коннотации, передаваемые в высказывании.

Фразовая просодия, привнося "последний штрих" в формирование смысла высказывания, выполняет, наряду с интегрирующей функцией, роль своеобразного семантико-информационного фильтра, устраняя потенциальную многозначность, присущую лексико-грамматическим структурам. Однако в реальном тексте редко встречаются высказывания, в которых неоднозначность смысла разрешается только благодаря интонационному оформлению.

В каждом конкретном языке механизм просодической избирательности функционирует в виде определенного (рестриктивного) набора алгоритмизированных селективных процедур. Сбои в его работе приводят к закономерным искажениям в просодической, а, следовательно, и общей смысловой структуре. К причинам, порождающим просодические неадекватные варианты, необходимо отнести интерференцию, несоответствие фоновых знаний и информационно-речевых стратегий коммуникантов и др.

В любом языке существуют средства, совокупно выполняющие функцию ориентации адресата речи в процессе смыслового поиска. Эти средства (включая просодические) не столько выражают мысль, сколько выделяют, организуют ее, обеспечивая ее правильную оценку слушающим. К разряду просодических средств проминантности следует причислить единицы, структурирующие различные

просодические подсистемы - тональную, акцентно-ритмическую, темпоральную.

Фразовая просодия, по существу, дублируя функцию лексико-синтаксических показателей связности, является средством увеличения избыточности звучащей речи и, следовательно, повышения надежности смыслового распознавания в условиях устной формы коммуникации, благодаря чему сохраняется структурная целостность языковой системы, а имеющийся в ней вероятностный механизм служит источником новой, непредсказуемой информации, позволяющей системе развиваться.

<< | >>
Источник: Баранов Р.Е.. Пособие по русскому языку с основами языкознания. — М.: МПГУ,2015. — 149 с.. 2015

Еще по теме §9. Анализ современных данных, связанных с характеристикой "просодики", "просодии ", "интонации ".:

  1. 1.2 Анализ современной структуры построения НБО при использовании СРНС
  2. 1.2. Анализ современных подходов к физическому моделированию струйной продувки металлургических расплавов
  3. 1.3. Анализ современных подходов к моделированию частиц в суспензиях
  4. 1.4. Анализ современных исследований восстановления железа в шлакоугольных суспензиях
  5. Ковалева Г.Д., Ростовцев П.С.. Анализ социологических данных с применением статистического пакета SPSS, 2002
  6. Контент-анализ эмпирических данных по экспериментальной методике «Перевод на суахили»
  7. 2.1. Анализ современной теоретической базы конкурентоспособности
  8. Анализ полученных данных
  9.   4,5.2 Анализ экспериментальных данных
  10. КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ
  11. §9. Анализ современных данных, связанных с характеристикой "просодики", "просодии ", "интонации ".
  12. Содержание:
  13. Этап 2. Формирование и составление списка резерва.