<<
>>

I.6.3. Номинационно - синтаксический ракурс семантической изотопии концепта "судьба"

В своем исследовании мы опираемся на синтез двух теорий: 1) теории интерпретирующей семантики (Растье 2001) и 2) теории синтак­сической номинации /СН/ (Буров 1999).

Эти теории постулируют, соответственно, 1) выводимость и интер­претацию любого смысла, представленного речевыми единицами (изо­топическая рекуррентность сем), из текста и 2) вскрытие семантического потенциала номинации в тексте определенной синтаксической единицы как следствие номинационно - синтаксической конверсии, - пересекают­ся в весьма принципиальном моменте: "отправной точкой семантической интерпретации является синтаксическая структура" (Растье 2001: 230)

Актуализация смысла любой единицы "происходит по презумпции изотопии, будучи реляционными единицами, семы производны от не­редко сложной интерпретации, выражением которой они и являются" (там же: 287).

Для реализации их необходимы синтаксические условия, синтак­сическое "лицо". Герменевтическое измерение интерпретации текста и его единиц о котором говорит Ф. Растье, "простирается на кодифициро­ванные коммуникативные ситуации - отдаленные во времени и необяза­тельно межличностные. Оно неотъемлемо от культурно - исторической ситуации, в которой происходит производство и интерпретация" (там же: 288). Сказанное представляется весьма важным в контексте нашей работы: изучение презумпции семантической изотопии концепта "судь­ба" в поэтическом тексте (в частности - Ф. Сологуба) предполагает об­ращение к "культурно - историческому" началу концепта - его мифоло-гике.

Рассмотренные нами речевые единицы, связанные с реализацией концептной семантики, выступая в качестве производных номинационно

- синтаксического семиозиса и вскрывая мифологический потенциал, этим обязаны текстовым связям изотопичности - связности, системности

и т. д.

Как известно, теория СН заключается в следующем: Во-первых, это признание динамического характера обозначения и неизбежного столкновения между неисчерпаемостью денотата (атрибу­ции и возможностей выбора признаков наименования) и ограниченно­стью лексического знака (цельнооформленность и др.) Динамическое равновесие ЛН в тексте неизбежно нарушается, и совершенно независи­мо от говорящего возникает номинационная недостаточность слова, ко­торая восполняется за счет условий употребления в составе СН.

Во-вторых, это признание возможности выразить денотат много­мерно: параллельно со словарно - языковым способом обозначения того же денотата - способ, участие в котором принимают СН, поскольку именно они являются теми "звеньями", формирующими связное сооб­щение.

В-третьих, это признание факта участия в обозначении несловар­ных НЕ, в частности, представляющих область номинационного анали­тизма и восполняющих то, что принято называть "словарной недоста­точностью".

В-четвертых, это признание необходимости соотнесения лексиче­ского и синтаксического способов номинации как равноправных и взаи­мообусловленных путей выражения в знаковой форме сферы денотации и ее составляющих. Два словаря - языка и текста - отражают две воз­можных (но не единственных) формы познания мира, и СТ становится своеобразным "проводником", посредником динамического характера, приводящим в движение номинацию.

Лексический словарь выходит в текст посредством употребления в СН и при этом формирует единицы, участвующие в новом способе но­минации - синтаксическом. СН - единственный путь выхода словаря языка в активную коммуникацию, реализации его номинационного по­тенциала, восполнения недостаточности и расширения возможностей обозначения, "мост", соединяющий не только словарь и текст, но и язык и речь в целом, средство формирования прагматического пространства СТ, поле своеобразных "корпускул" коммуникации.

Теория СН открывает возможность взглянуть на речевое употреб­ление любой синтаксической единицы языка в плане раскрытия ее но­минационного потенциала. СН как называющий знак представляет, как мы считаем, языковую форму для реализации семантической изотопии. Мифологическое начало концепта благодаря изотопической презентации претерпевает изменение, которое мы называем демифологизацией. То-пос мифа расщепляется в изотопиях и трансформируется в поэтическом тексте в языковых вариантах. Они и оформляются в виде СН.

Топика как комплекс культурно - исторических традиций, челове­ческого опыта и восприятия жизни представлена в тексте разными по структуре моделями СН, в том числе фразовая номинация образующи­мися на базе синтаксических единиц - синтаксической формы слова, аналитем, свободных синтагм непредикативного и предикативного типа, диктем и т. д.

Таким образом, изотопия выступает семантической категорией, ма­териализующейся в виде призводных номинационно-синтаксического се-миозиса. Их мы и устанавливаем в поэтическом тексте Ф. Сологуба, опре­деленным образом систематизируя. Об этом идет речь во II главе работы.

<< | >>
Источник: Погосян Роман Георгиевич. КОНЦЕПТ «СУДЬБА» И ЕГО ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ Ф.К. СОЛОГУБА. ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Пятигорск, 2005. 2005

Еще по теме I.6.3. Номинационно - синтаксический ракурс семантической изотопии концепта "судьба":

  1. § 2. Синтаксический и семантический аспекты осложненного предложения
  2. СОДЕРЖАНИЕ
  3. ВВЕДЕНИЕ
  4. I.6.3. Номинационно - синтаксический ракурс семантической изотопии концепта "судьба"
  5. I.7. Возможность метапоэтической интерпретации изотопии концепта "судьба" в сологубовском тексте
  6. ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИЗОТОПИИ КОНЦЕПТА «СУДЬБА» В МИФОПОЭТИКЕ Ф. СОЛОГУБА
  7. II.2. Семантическая изотопия концепта «судьба» как способ демифологизации в поэтическом тексте Ф. Сологуба
  8. II.2.1. Концепт «судьба» и словарь стихотворного текста Ф. Сологуба (презумпция семантической изотопии)
  9. II.2.2. Возможность структурации концепта «судьба» (синтаксическая динамика изотопного пространства)
  10. II.2.3. Функционально-прагматический потенциал изотопии концепта «судьба» в поэтическом тексте Ф. Сологуба (прагматика демифологизации)
  11. II.3. Характеристика речевых манифестаций семантической изотопии концепта «судьба»