<<
>>

СОСТАВ СЛОВАРНЫХ МАТЕРИАЛОВ


Книга «Имя собственное в поэзии Н. Гумилева: материалы к словарю языка писателя» составлена на основе текстов 488 худо­жественных произведений (стихотворений и поэм), в том числе неизданных при жизни поэта, но опубликованных в полном со­брании его сочинений.

При составлении материалов не рассма­тривались стихотворения, авторство которых является спорным, незавершенные произведения, а также ранние и сохранившиеся только в автографах варианты стихотворений и поэм.

Цели этих словарных материалов: 1) представить совокуп­ность собственных имен и их производных в поэзии Гумилева; 2) систематизировать поэтонимы и их производные; 3) дать ком­ментарий к редким и экзотическим собственным именам; 4) по­казать разнообразие семантики поэтонимов в лирике Гумилева.

Под поэтонимом, вслед за В. М. Калинкиным, мы понимаем любое собственное имя, включенное в художественное произве­дение. При этом учитываются как имена, функционирующие не­посредственно в тексте (собственно поэтонимы), так и имена из «заголовочных комплексов» (термин В. М. Калинкина), которые тоже являются важным компонентом художественного смысла. К таким именам в лирике относятся: собственные имена из заголов­ков, сами заголовки, подзаголовки, посвящения, собственные име­на из эпиграфов и авторы эпиграфов, а также указание на место написания произведения, если таковое отмечено самим автором1. В настоящие материалы к словарю вошли только собственно по­этонимы, отонимные прилагательные, некоторые периферийные единицы номинации (отапеллятивные поэтонимы) и редкие для русского читателя этнонимы, а также собственные имена из за­головков. В словарь не включены имена, присутствующие в ран- них вариантах произведений и исключенные из конечного текста,

1 Необходимо различать поэтонимы и онимы. К последним относятся те имена собственные, которые автор использует в письмах, дневниках, при­мечаниях и, возможно, в эпиграфах и посвящениях. Отнесение к поэтонимам имен из ремарок, либретто, списков действующих лиц драматических про­изведений является предметом дискуссии.

не включен перечень всех заголовков и их вариантов (более 350 онимных единиц), имен из эпиграфов (одна онимная единица и одно отонимное прилагательное) и их авторы (четыре), посвяще­ния, а также топонимы, указывающие на место написания произ­ведения (четыре указания по собранию сочинений). Отсутствие перечисленных проприальных единиц в словаре продиктовано в основном тем, что для отражения всех без исключения собствен­ных имен необходима сверка с оригиналами или точными копия­ми рукописей и автографов, доступа к которым у нас пока нет. Од­нако все же отмечены некоторые случаи перемен в форме имени, если таковые зафиксированы в разных изданиях произведений. Надеемся, что материал, представленный в книге, станет первым скромным шагом к подготовке словаря поэтонимов всего творче­ства Гумилева. В окончательном варианте материалы могут вой­ти в состав словаря языка писателя.

Книга содержит 760 словарных статей, более 1400 контекстов употреблений собственных имен и состоит из собственно словар­ных материалов, алфавитного указателя, таблицы частотности поэтонимов, указателя шифров названий, краткого словаря тер­минов поэтонимологии и списка цитируемой литературы.

Раздел «Имя собственное в поэзии Н.

Гумилева: материалы к словарю языка писателя» разделен на подразделы по разрядам собственных имен, внутри каждого разряда имена расположены в алфавитном порядке. Так, поэтонимы могут обозначать: лю­дей, человекоподобных существ или богов; местность; животных; предметы, явления и события духовной и материальной культур; космические объекты. Исходя из этого, в книге выделены пять подразделов. Такая структура словаря обладает рядом преиму­ществ: поскольку имена собственные сгруппированы по характе­ру референтов. Словарь помогает увидеть многообразие поэтони­мов Гумилева. По нашему мнению, такое расположение словарных материалов облегчает читателю поиск собственных имен опреде­ленного разряда. Так, если читателя интересуют имена людей, он найдет их в разделе «антропоэтонимы».

Трудности с отнесением поэтонима к тому или иному разряду, как правило, связаны с особенностями употребления имени. На­пример, в строфе: / И, верно, день застал, серея, / Сократа снова на столе, / Зато «Эмали и камеи» / С «Колчаном» в самой пыль­ной мгле II («Что я прочел? Вам скучно, Лери) под Сократом под­разумевается литературное сочинение, хотя и непонятно, какое именно, особенно если учитывать, что Сократ не оставил после себя письменного наследия. В словарных материалах собственное имя Сократ классифицировано как библиопоэтоним и помещено в четвертый раздел книги.

«Алфавитный указатель поэтонимов» составлен для удобства пользования словарными материалами. В качестве заголовочных слов представлены только те формы и варианты собственных имен, которые употреблены поэтом. В алфавитно-тематическом словаре читатель не найдет статьи Леонардо да Винчи, потому что такая форма имени в поэзии Гумилева не встречается, но зато в разных стихотворениях встречаются по отдельности формы Лео­нардо и да Винчи, которым и посвящены соответствующие статьи.

Указатель оформлен в виде таблицы из трех столбцов: поэто- ним, раздел книги, к которому отнесено собственное имя, количе­ство употреблений. Метод подсчета употреблений сам по себе не очень важен для понимания авторской поэтики, но при изучении языка писателя может оказаться полезным, а иногда дать и до­статочно любопытный результат. Так, в поэтонимиконе Гумилева выявлено преобладание библейских собственных имен: Христос, Адам, Ева, Люцифер, теопоэтонимов Бог, Господь, Творец, топопоэ- тонимов Африка, Нил, Рим. Еще один указатель отражает шифры произведений и их названия. В конце представлен краткий сло­варь терминов и понятий поэтонимологии (литературной онома­стики), а также список литературы.

Книга адресована ученым-филологам, молодым исследовате­лям - аспирантам и студентам филологических факультетов, учи­телям-словесникам, учащимся старших классов и всем, интересу­ющимся поэзией Николая Гумилева.

<< | >>
Источник: Федотова К.С.. Имя собственное в поэзии Николая Гу­милева: Материалы к словарю языка писателя. - : Ива­ново,2016. - 218с.. 2016

Еще по теме СОСТАВ СЛОВАРНЫХ МАТЕРИАЛОВ:

  1. (на материале русского, немецкого, английского И французского языков)
  2. ОТ АВТОРОВ-СОСТАВИТЕЛЕЙ
  3. МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ ПРОБНЫХ СЛОВАРНЫХ СТАТЕЙ
  4. Материалы к словарю по диалогике
  5. Е. Ф. Галушко (Ульяновск) Диалектное слово в художественном тексте и словаре (на материале произведений И. А. Гончарова)
  6. § 1. Языковые особенности документов партии (на материале директив и постановлений партии о литературе и искусстве)
  7. Состав словаря
  8. Диалектологические экспедиции, характеристика фондов
  9. Лексикография
  10. МАТЕРИАЛЫ И ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОЛОГИИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА