Условия успешного общения
- Потребность в коммуникативной заинтересованности.
- Настроенность на мир собеседника.
- Близость мировоззрений говорящего и слушающего;
- Умение слушателя вникнуть в замысел говорящего, внешние обстоятельства (присутствие незнакомых лиц, физическое состояние);
- Знание норм речевого этикета и др.
Рассмотрим такое условие, как умение слушать.
Различают два вида слушания: нерефлексивное и рефлексивное.- Нерефлексивное слушание – это умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
- Рефлексивное слушание – активное вмешательство в речь, создание благоприятных условий общения, при которых можно помочь собеседнику выразить свои мысли и чувства.
Выделяют три основных приема рефлексивного слушания:
- выяснение (постановка вопроса);
- перефразирование;
- отражение чувств.
Важно уметь выбирать тот вид слушания, который наиболее уместен в определенной ситуации. Необходимое условие эффективного слушания (если это не телефонный разговор) – это зрительный контакт между собеседниками. Нормы русского этикета требуют, чтобы говорящие смотрели друг на друга, причем внимательно и заинтересованно.
Мужской стиль слушания характеризуется ориентацией на логически обоснованные аргументы, на существенные аспекты и результаты, стремление видеть картину в целом, на оценку возможных (как позитивных, так и негативных) последствий слушания.
Женский стиль слушания характеризуется эмоциональностью восприятия в процессе коммуникации, реагированием на детали и частности, на чувства, эмоции, интуицию.
Следует учитывать важный фактор в общение – межличностное пространство (расстояние, на котором собеседники находятся по отношению друг к другу).
Предел допустимого расстояния между собеседниками:- межличностное расстояние (для разговора друзей) – 0,5-1,2 м;
- социальное расстояние (для неформальных социальных и деловых отношений) – 1,2-3,7 м;
- публичное расстояние – 3,7 м и более.
В речевом воздействии активно используют невербальные средства общения и жесты.
Невербальные средства общения – зрительно воспринимаемые движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.
Жесты – движение рукой или другое телодвижение, обозначающее или сопровождающее речь.
Жесты эмоциональные – жесты, передающие разнообразные оттенки чувств. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимы. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.
Жесты ритмические – жесты, связанные с ритмикой речи, подчеркивающие логическое ударение, замедление или ускорение речи, место пауз, то есть то, что передается при помощи интонации.
Жесты указательные – жесты, с помощью которых выделяют какой-то предмет из ряда однородных. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем, ногой, поворотом тела.
Жесты изобразительные – жесты, к которым прибегают, если не хватает слов, чтобы полностью передать представление, если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что всё адресат понимает), если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно. Следует учесть, что изобразительными жестами нельзя подменять язык слов.
Помимо эмоциональных жестов, есть условные жесты, или символические.
Жесты символические – жесты, которые характерны для типичных ситуаций и делятся на:
- жест интенсивности (рука сжимается в кулак);
- жест отказа, отрицания (отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед);
- жест противопоставления, антонимичности (кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь»);
- жест разъединения, расподобления (ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны);
- жест объединения, сложения, суммы (пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук).