<<
>>

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ

"Русь, куда же несешься ты? Дай ответ! Не дает ответа..."1 Н.В.Гоголь.

Проблемы экологии "...необходимо понимать значительно шире и глубже, чем нам до сих пор представлялось...

Если экономию, учение о Божественном домостроительстве, начинают с Бога, то экологию, учение о сохранении дома, необходимо начинать с человека."2 Игумен Иоанн (Экономцев).

Сегодня проблема экологии волнует всех и каждого. Речь идет о катастрофическом состоянии природной среды обитания человека, о загрязнении воды и воздуха, рек и морей, лесов и полей. Академик Д.С. Лихачев расширил понятие экологии, поставив проблему экологии духовной культуры. Бесспорно, существует и проблема экологии языка.

Слово "экология" составлено из двух греческих слов: oikos + logos. Первая часть означает "дом", "родина", отсюда - и более широкое современное значение: "среда обитания". Вторая часть многозначна, обозначает: "слово", "понятие", мысль , "определение", "речь", "учение". Экология может трактоваться как "домостроительство", как "родное слово", домашняя речь" или "словесная (языковая) среда обитания". И в самом деле: человек живет и работает, действует и взаимодеиствует с другими людьми в определенной языковой среде. Речевое взаимодействие - непременное условие социального взаимодействия. Язык - среда обитания любого человеческого коллектива, данного народа и каждого человека. Мы дышим" речевой продукцией, результатами речевой деятельности не только тех, с кем находимся в непосредственном речевом контакте (семья, школа, улица, работа), но и наших предков, которые когда-то говорили и писали на нашем языке. Народ - среда обитания языка.

Тексты русского литературного языка - совокупный продукт выдающихся деятелей русской и мировой культуры: Толстого и Тургенева, Душкина и Державина, Ломоносова и Кантемира, Кирилла и Мефодия.

Непрерывная цепочка речевого общения донесла до нас не только язык наш, но и живую манеру говорения, интонацию Л.Н. Толстого, манеру чтения лекций и интонацию Ф.Ф. Фортунатова и А.А. Шахматова, М.Н. Петерсона и А.А. Реформатского.

Человек как личность есть продукт речевого общения. В процессе расширения сфер и задач общения параллельно с усвоением норм речевого поведения усваиваются исторически сложившиеся нормы социального поведения и морально-этнические принципы своей семьи, своей социально-этнической группы, своего народа. В общении с другими людьми человек живет, постоянно приобщаясь к со-знанию, к со-вести, т.е. к коллективному знанию, "соборному ведению", социально-историческому опыту своего народа.

Язык - незаменимое, надёжнейшее средство живой связи поколений, мощнейший фактор единения, консолидации нации.

Процесс социализации новорожденного младенца, превращение его в равноправного жизнеспособного члена общества, формирование личности идет параллельно и в непосредственной связи с процессом овладевания родным языком буквально с первых дней жизни.

Формирование навыков аудирования начинается еще в утробе матери и активизируется в период ухода за новорожденным. Как бы купаясь в звуках родной речи, ребенок начинает узнавать значимые элементы родного языка, учится их вычленять из общего потока речи, учится членить звуковой поток по законам родного языка, познает его структурное устройство и законы функционирования его элементов. При этом формируется важнейшее качество человеческой личности: умение слушать, понимать и уважать говорящего. Дальнейшие навыки аудирования развивались прекрасными обычаями убаюкивать младенца: "Надо мной певала матушка, колыбель мою качаючи...". Огромную роль в развитии навыков аудирования играли бабушкины сказки, "байки". Колыбельные песни и сказки бережно передавались из поколения в поколение, от матери - к дочке, от бабушки - к внучке и т.п. Ребенок усваивал родную речь в поэтическом тексте художественных произведений устного народного творчества.

Вспомним о роли няни Арины Родионовны в формировании инвентаря поэтических средств и художественно-поэтического чутья А.С. Пушкина.

Навыки говорения на родном языке формировались в семье. Умение правильно говорить, т.е. соответственно сложившимся нормам своего речевого коллектива, формировалось одновременно с усвоением морально-этических норм речевого общения и социального поведения как необходимое условие социализации личности; интуитивное осознание необходимости соблюдения языковых норм и правил речевого этикета: "Говори так, чтобы тебя поняли!"; "Научись слушать и понимать собеседника!"; "Пойми слова и действия другого человека!"; "Поступай по отношению к другим так, как бы желал, чтобы они поступали по отношению к тебе!".

Параллельно с овладением навыками речевой деятельности формируется к пяти годам фундамент психических и интеллектуальных свойств личности, ее интеллектуального потенциала. В процессе расширения сфер и задач речевого общения (мать и дитя - семья - школа - друзья по интересам - производственная и общественная деятельность) развивается личность как субъект общения, формируется характер (общительность - замкнутость и навыки самовключения в разные системы социальных и производственных отношений). Любопытно, что параллельно с овладением письмом формируется индивидуальный почерк и характер человека (аккуратность - небрежность, внимательность и т.п.). И неслучайно по почерку определяют характер человека.

Можно без преувеличений сказать, что личностные качества человека есть суммарный результат качеств той речевой среды, в которой он воспитывается, живет и работает... Чистота речевой среды обитания отдельного человека и всего народа не менее важна, чем чистота самой природной среды. Деградация речевого общения, загрязнение языковой среды ведут к деградации личности, общества, всего народа. В процессе речевого общения мы аккумулируем не только мысли, но и сам язык, речевые обороты и даже индивидуальные бенности мышления и речевого поведения лиц, с которыми нам приходилось общаться... В процессе чтения мы аккумулируем тексты, фрагменты текстов, фраз, оборотов, словосочетаний. Создаваемые нами тексты - результат декомпозиции усвоенных текстов. Количество и качество прочитанных текстов, степень начитанности - важнейшая характеристика языковой личности.

<< | >>
Источник: В. Журавлев. Русский язык и русский характер. 2016

Еще по теме ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ:

  1. Глава V«РУССКАЯ ИДЕЯ», ИЛИ СВЕРХЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (Вместо заключения)
  2. IV. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации
  3. 2.6. Арнольд Тойнби: кризис цивилизации западного христианства
  4. 2.10. Иван Ильин: кризис и разложение современного искусства
  5.   Изменение и дополнение Плана действий  
  6. Глава 17. ЭТНОНАЦИОНАЛЬНАЯСТРУКТУРА ОБЩЕСТВА  
  7. 4. Русская идея как мировоззренческая доминанта отечественной философии
  8. Валентина Ивановна Стоянова РУССКИЙ ЯЗЫК В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ПРОЦЕССЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
  9. Многие явления и процессы глобализма опознаются как декадентские, типологически близкие явлениям упадка культуры
  10. КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ, КАК ИСКРЕННЕ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛЮБИЛИ...
  11. 14. 4. _ Культура и цивилизация.
  12. 2.3. Российская национально-государственная идентичность: перспективы взаимодействия властных структур и институтовгражданского общества
  13. Содержание
  14. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ
  15. Процесс вестернизации русской духовной культуры и литературного языка
  16. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
  17. Общая концепция курса
  18. КОНЦЕПЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА В РУССКОЙ ШКОЛЕ
  19. § 1. Формулирование государственной экологической политики
  20. БЕЛЬГИЯ (Королевство Бельгия)