Провидец
В конце жизни Сатир занимается не только семейной психотерапией, но и пытается служить идее укрепления мира на Земле. Мир в представлении Сатир — это огромная семья, состоящая из людей разных наций.
В 1988 г. в новом издании своей книги Peoplemaking\ озаглавленной как New peoplemaking (Satir, V., 1988) , она пишет:«Установление мира на Земле очень похоже на примирение в семье. Мы учимся оказывать помощь семье, но мы можем использовать полученные знания, чтобы улучшить международные отношения. Наша огромная мировая семья находится в нарушенном состоянии, потому в международных отношениях звучат те же темы, что и в проблемной семье. Во многих государствах власть сконцентрирована в руках одного человека. Единство понимается как конформизм и покорность, а независимость дается с согласия власть имущих.
Как во внутренних делах стран, так и в международных отношениях неподчинение строго карается. Решения принимаются в условиях постоянного запугивания, жесткой регламентации действий и страха сделать неверный шаг. Измена и предательство становятся обычным делом, а дружба и доверие становятся чем-то подозрительным. Власть и подчинение ей — вот основа взаимоотношений.
Все мы знаем, что ребенок, раз усвоив, что он может добиться своего силой, угрозами или манипулируя другими, уже будучи взрослым, останется верен своим излюбленным методам, в случае, если вовремя не вмешаться. Ребенок угрожает кулаком или палкой, а становясь взрослым, он использует для этой цели ружье или бомбу; суть от этого не меняется.
Я мечтаю, чтобы однажды за одну ночь свершилось чудо, и все пять миллиардов жителей Земли поняли важность простых правил гармоничного существования:
говорить правду;
сотрудничать, а не бороться;
уважать, а не унижать;
не делить людей по сословиям, но ценить уникальность каждого человека;
использовать свою силу во благо;
любить, ценить и уважать себя;
отвечать за себя и за свои поступки;
рассматривать трудности как возможность лишний раз проявить изобретательность в поиске нестандартных решений.
Если бы такое произошло, то все изменилось бы до неузнаваемости, на Земле установился бы мир.
Единственное что нужно, просто понять все это» (р. 369-370).Благодаря своей деятельности по укреплению мира Сатир приобрела мировую известность. В 1986 г. она становится членом Международного совета старейшин, состоящего из лауреатов Нобелевской премии мира. Незадолго до смерти Сатир дала интервью, где так сказала о своей профессиональной эволюции (Krajner, 1995):
Крамер: Насколько я знаю, ваша основная профессия — это работа с семьей, и ваши книги «Как строить себя и свою семью» и «Психотерапия в семье» подтверждают этот факт, но, похоже, в последние годы вы явно вышли за рамки семейной психотерапии. Мне довелось услышать, как вы сказали, что больше не намерены ограничивать себя рамками семейной психотерапии. Не могли бы вы рассказать поподробней о новых направлениях вашей деятельности?
Сатир: Видите ли, любая семья — это группа, процессы, происходящие в семье, мы без труда обнаружим в любой другой группе. А потому для меня не составило особого труда ненадолго отойти от семейной психотерапии и обратиться к групповой работе иного уровня, поскольку основные характеристики едины для всех типов групп. На определенном этапе я поняла, что семья для человека — это своего рода инкубатор, а поскольку все люди привносят в окружающий мир то, что они усвоили в семье, наш мир становится отражением этого семейного инкубатора. По-настоящему я начала работать с группой, давая семей-
ные консультации, в тот момент, когда поняла, что главная моя цель — вносить изменения, а было это лет 25 назад. Но, в любом случае, с кем бы я ни работала: личностью, семьей, группой, — самым главным для меня всегда оставался сам процесс...
Крамер: Сегодня многие называют вас целителем. Не могли бы вы сказать пару слов об этом, и насколько это соответствует вашей предшествующей деятельности?
Сатир-. Что ж, постараюсь ответить на ваш вопрос, учите, правда, что на самом деле все может быть совсем по-другому... Нарушения поведения происходят от внутрипси-хических травм; это не врожденные травмы, а приобретенные, мы можем даже сказать, что мы узнаем об их существовании по наличию внешних проявлений.
Слово «исцеление» ассоциируется у людей с религией. А пока на психотерапию смотрят как на какую-то точную науку, на нечто, доступное лишь профессионалам, и Бог его знает что еще, о каком исцелении может идти речь! Но истинная психотерапия должна именно исцелять. Да, раны нужно исцелить, а человеку научиться брать на себя ответственность за свою жизнь, быть хозяином своей судьбы... Для меня и близких мне по духу людей это очевидно... Я никогда не прельщалась идеей продвигать лишь одну излюбленную методику, меня волновало другое: «Как залечивать душевные раны? Что нужно сделать, чтобы человек наконец понял, что он сам в ответе за свою жизнь? Как людям достичь гармонии в отношениях друг с другом?»Крамер: И последнее, Вирджиния. Какими вы видите семейных психотерапевтов будущего, тех, кто продолжит вашу работу? Какой бы вы хотели видеть семейную психотерапию будущего?
Сатир: Мне бы искренне хотелось верить, что люди когда-нибудь научатся любить самих себя; казалось бы, все просто, но как далеки мы от этого! Еще я мечтаю, чтобы люди встали на путь личного совершенствования, чтобы
мы стали Учителями (мне всегда хочется говорить «учитель», а не «психотерапевт») и начали помогать другим раскрывать их внутренний потенциал. Чтобы мы видели в обучении основу перемен, потому как обучение будит наши способности и помогает разглядеть новые возможности гармоничного существования взамен вечной борьбы (p. 175-177) .