<<
>>

Основное содержание работы Р. А. Золотовицкого «Социометрия Я. Л. Морено: мера общения»

Социология должна изучать и изменять общение. Общение как объект, как процесс и как результат (реальность). Люди, субъекты общаясь, создают общую реальность. Социологи должны видеть как сообщаются между собой субъективности субъектов, то есть реальность общения и участвовать в организации этого общения, в социальной организации.

Спонтанный выбор субъекта, имеющего социальные качества, для общения - это социальное количество (плюс ситуация, дистанция и др.). Измерять отношения, регулировать общение, дистанцию, границы, лечить сообщества, социальную организацию и пр. может мера общения - наиболее точный перевод понятия "социометрия". Отец социометрии - Якоб Леви Морено (1889 - 1974), создавший эту школу, а также Американский институт социометрии и давшего начало социометрическому движению, которое теперь получило распространение в мировом масштабе.

Его принято ассоциировать с представителями символического интеракционизма Шютцем, Блумером и др., что оправдывается прежде всего его теорией ролевого развития. Однако он опубликовал ее намного раньше их. Морено создал не только теорию (как Мид), непохожую ни на какую другую, но и практику, в которой все понятия: "Я", "МЫ", "ролевое развитие", "социальные и интегративные роли" и др. становятся рабочими, являются частью терапии."Теория ролей не ограничивается одним только измерением, социальным...Она распространяет концепция ролей на все измерения жизни". Он создал: групповую психотерапию, социометрию, психодраму, социодраму, а также социатрию (как социальную терапию, пользующуюся методами и результатами социометрии), социономию (теоретическую основу социодинамики и социогенетики, а также науку о том, какие бывают люди и группы, т. е. изучающую соционимы) и многое другое, что серьезно повлияло на несколько гуманитарных областей - социологию, психологию, философию, театр...

В самый разгар холодной войны Морено выступает с идеей организации прямого диалога двух мировых лидеров Эйзенхауэра и Хрущева, в ходе которого предлагает им обменяться ролями (основные приемы в социопсиходраме: дублирование, обмен ролями, "зеркало"). Психодрама сейчас используется повсеместно и не только в групповой психотерапии. К середине 70-х уже многие психологи и социологи имели общее представление о количественной методике диагностики малой группы, носившей название "социометрия" и потерявшей всякую связь с ее создателем и в особенности с его идеями (это все конечно про великого Морено). К этому времени появились гуманитарные специалисты прикладного характера деятельности: социологи и психологи на предприятиях и в учреждениях, педагоги-новаторы, стремящиеся к использованию социометрии или ролевых игр в своей работе. Тогда и появились "социометрические" анонимные анкеты с вопросами в лоб: "С кем из перечисленных здесь членов вашего коллектива Вы пошли бы в разведку?", или "С кем Вы пошли бы в ресторан?", или "С кем вы поехали бы на отдых?". Вопросы эти, кстати, всегда воспринимаются весьма абстрактно. "Разведку" каждый видит по-своему (если вообще видит), но при этом, несмотря на анонимность, каждый чувствует, что какие-то отношения в группе (пусть не все), связи могут открыться. И от всего этого напряжение в сообществе только возрастает. Проблемой тех, кто хочет применять социометрию на практике, является не только полное отсутствие учителей, обучающих методам Морено как единому целому (социометрия, психодрама и групповая терапия), но и отсутствие первоисточников и учебников на русском языке.

Просто прочитать: Предание

Существует предание, которое из уст в уста передаётся социометристами. Морено пригласили в учебно-воспитательную колонию в городе Хадсоне, близ Нью-Йорка, где жили, учились и работали 500 девушек из самых разных слоев общества, различные по своим национальным, культурным, религиозным и другим признакам.

У колонии были хорошие попечители, которые пригласили добропорядочных организаторов, построили благоустроенные коттеджи, производственные мастерские, учебные классы и обучили воспитательниц, специально назначенных в каждый коттедж. Везде - во время учебных занятий, на работе, в столовой - девушки не были предоставлены сами себе, за ними следили воспитательницы. При этом руководители колонии находились в постоянном напряжении и недоумевали: "Ну чего им не хватает? Условия хорошие, масса возможностей для развлечений и спорта, учителя хорошие, а они - все время в оппозиции, все время в состоянии сопротивления, какого-то недоверия, а то и заговора, и все время хотят сбежать отсюда. Куда? В свои ужасные несчастные семьи, к нищим и пьющим родителям? И почему в каждом домике постоянные ссоры? Что им делить?" Руководители представляли себе, что вот, врач-консультант побеседует с глазу на глаз, как психиатр, с зачинщиками постоянных конфликтов и даст им какие-то лекарства или внушит им что-то. Словом, попытается вылечить. Однако Морено, приехав со своей командой, не оправдал их ожиданий. Он просто пришел в столовую, где за столами по четверо чинно сидели девушки. Морено спросил воспитательницу, смотрящую не без удовольствия на эту чистоту и порядок: "Могу ли я обратиться к девушкам с предложением?" "Да, конечно, доктор!" - с готовностью ответила воспитательница. Тогда Морено попросил девушек встать и выбрать с кем они хотели бы сидеть вместе за одним столом. Мгновенно весь внешний порядок исчез и в столовой наступил хаос.

Восьмеро бегут к одному и тому же столу, к девушке, с которой они все страстно желают сидеть вместе. Остальные распределяются по немногим притягивающим их "звездам" и одна - остается в изоляции, то есть вообще без выборов, без внимания. Но за каждым столом всего 4 места и воспитательнице приходится приложить немало усилий чтобы рассадить девушек принудительным образом. Она видит, к чему приводят такие "демократические" эксперименты и, не обращая внимания на чувства своих подопечных, назначает "лидеров" за каждым столом и рассаживает всех так, как ей удобно (см.

автократическая социограмма. Теперь Морено проводит социометрический тест и после обработки результатов находит оптимальное размещение, учитывающее по возможности наибольшее число спонтанных выборов, выражающих искренние чувства предпочтения. Он добивается максимально возможной в данной ситуации взаимности и удовлетворения как можно большего числа взаимных выборов 1-го уровня, потом 2-го, потом 3-го (у каждой - только три выбора). Полученное размещение парадоксальным образом соединяя и групповые интересы, и частные, весьма интимные, создает группу с оптимальной структурой (демократическая социограмма). Проведенный через несколько недель после изменения в размещении новый социометрический тест показывает, что удовлетворенность повысилась, климат в группе улучшился, да и у воспитательницы напряжение поубавилось.

Эти три социограммы - анархическая, автократическая и демократическая символизируют собой две крайности в состоянии любой социальной структуры и оптимальный компромисс между ними, который требует постоянного поиска и перегруппировок. Социометрический метод измерит социальную напряженность в конкретной ситуации по индивидуальной норме данной группе "здесь и сейчас" (это и есть "metrum мера" в слове "социометрия") и спрогнозирует изменения в ней не по близости к декларируемым идеалам, а по конкретно направленным выборам и их критериям, а также по сплоченностям и их направленности. Для того, чтобы дойти до глубины, до сути "здесь и теперь" социометрист должен полностью погрузиться в то, что уже происходит в группе, и в этом русле предложить новое групповое действие в социометрическом и социодраматическом духе. На какое-то время он должен стать лидером этого действия, социодраматургом.

Методология. "Прежде чем приступить к построению основ теории социометрии, я решил начать с того, что подверг сомнению ценности, и, если нужно, отбросить все существующие социальные концепции, решил не принимать ни одной социологической гипотезы за достоверную, начать с пустого места, как будто ничего не было известно о человеческих и социальных отношениях.”(Морено).

Социометристу приходится наносить на карту свою вселенную.Исполняется индивидуализирующий метод – дает научное знание об уникальном и неповторимом социальном явлении. Этим методом получается лишь социальные знания, а не универсальное.

Субъект-субъектное отношение между социометристом и человеком.

Индивидуализирующим подходом можно получить также научное знание. Тут тоже исследователь делает осознанный выбор изученных событий, людей, сфер, социальных групп. Морено впервые заговорил о необходимости погружаться в ситуацию, пытаясь устранить из памяти такие понятия как «индивидуум», «группа», «массы», «общество». Нет выводов, которые могут распределяться на все группы.

«Каждая часть общества должна рассматриваться в ее конкретности». Социальный эксперимент точен. Это знание ради действия. Социометрия – язык общения всех гуманитариев. Гуманитарное знание не может быть истинным или ложным, оно может лишь вести к действию правильному или не правильному при наличии множества условий. Гуманитарная наука превращается в деятельность: 1. Комплексную.2.диалогическую, т.е. вступающую в равноправный диалог со своим объектом.3. в полном цикле действия: исследование – диагностика – терапия. 4. Имеющую субъекта, участвующего в эксперименте. 5. постепенно сближающуюся с консультированием и все более тяготеющую к искусству.

Социометрические тезисы.

1. Все люди связаны между собой. Человечество - есть органическое единство, имеющее свою собственную структуру. И среди всех структур и отношений, образующих социальную реальность, социометрическая структура рано или поздно определяет все остальные: социальную, экономическую, политическую, психологическую и другие. Чем сильнее различаются между собой социометрическая структура и внешнее общество, тем сильнее общая социальная и психологическая напряженность данного общества.

2. Реальность любого человека всегда субъективна, из таких реальностей складывается социальная реальность, которая не может быть объективно исследована и кому-то преподнесена.

Она может быть познана только теми, кто в нее включен. Любой исследователь должен быть погружен в реальность той группы (личности), с которой он работает и на какое-то время стать частью ее.

3. Социометрический метод - это ситуативный инструмент. Социометрический метод: 1) диагностирует, ищет самое актуальное для данной группы. 2) проверяет на реальность любые понятия, привнесенные в социометрическую ситуацию всеми ее участниками. 3) очерчивает границы ситуации, таким образом результат имеет качественный характер.

4. Неравномерность выборов в любой группе и в каждой ситуации не устранима. Поэтому у каждой ситуации есть своя социодинамика.

5. Социометрия как процесс инициирует социодраму, в противном случае она остается лишь неполной диагностикой. Социометрия погружается во все отношения всех участников.

6. Все социальные структуры развиваются социогенетически. Социометрия может не только увидеть это, но и повлиять на развитие.

7. Социометрия плавно и естественно переходит в социодраму и психодраму.

Целью социометрического эксперимента является превращение старого социального устройства в новое социальное устройство и, если это необходимо, преобразование групп таким образом, чтобы формальная поверхностная структура как можно более соответствовала глубинной структуре. Социометрический тест в своей динамической форме является революционной формой исследования. Он изнутри меняет группу и ее отношение к другим группам; он вызывает социальную революцию на микроскопическом уровне.

Триединая система Морено

Социометрия является частью триединой системы Морено: социометрия, психодрама (социодрама), групповая моренотерапия (групповая терапия). Сейчас в мире преобладает направление психодрамы, - это первая попытка использования группы в психотерапии и, естественно, она раскрывает рамки собственно психологии и рамки малой группы. "Групповая моренотерапия» объединяет оба аспекта: драматический и социометрический. Всякое групповое действие (любое жизненное, в том числе и не драматизированное концентрированное) имеет этих два главных аспекта. Групповая моренотерапия может менять (или искать) сюжет, в котором меняются социометрические статусы, и искать новое в каждом субъекте, новые части и скрытые фигуры в известных фигурах и персонажах. Групповая моренотерапия идет одновременно и вглубь субъекта (и тогда она приобретает психодраматический уклон), и вовне субъекта (и тогда она приобретает социодраматический уклон), но в целом имеет в виду оба направления исследования и синтезирует их.

Социометрический критерий – общее социальное качество участников.

Переход к практике. Тут есть боязнь микроскопии. Морено – сначала – просто смотрите. Поймите, что происходит. Потом – структуру и границы события. Затем – с кем это что происходит и кто хочет и должен встретиться. И только тогда может состояться встреча.

56.

<< | >>
Источник: Ответы по предмету Социальная психология. 2016

Еще по теме Основное содержание работы Р. А. Золотовицкого «Социометрия Я. Л. Морено: мера общения»:

- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -