<<
>>

Человек гуманный

На рубеже веков и тысячелетий современное человечество оказалось перед сложнейшим социальным выбором. Усиливающийся объективный цвишенизм порождает, выражаясь суммарно, три возможности в дальнейшей эволюции социоантропной тотальности.

Первая: формирование человека одномерного, утратившего универсальность собственной сущности и концентрирующего свою энергию на реализацию какого-либо частного момента людского бытия - человек потребляющий, живущий по принципу "моя Родина - чековая книжка" (как хорошо сказано: гибрид декадента и варвара), постмодернистский человек, модульный человек (человек-функция) и т.п.

Вторая: возникновение "электронной цивилизации" с ее превращением человека в "виртуальное" существо, Homo electronicus, а затем и заменой его киборгом.

Третья: утверждение гуманистической cоциоантропной тотальности с проявлениями в людях качеств Homo sapiens humanus: Homo totus (человек целостный), Homo pulcher (человек прекрасный), Homo autocreator (человек самотворческий), Homo deos (человек божественный), Homo amans (человек любящий), Homo atolicus (человек вселенский) и др[21].

Только эта третья возможность отвечает потребностям человеческого развития. В ней - надежды и стремления социума, ориентированного на ценности гуманизма. Оставим в стороне вопрос о том, возможно ли, как и когда возникает гуманное (а не просто цивилизованное) общество. К тому же существуют самые разные концепции гуманизма.

По-разному можно воспринимать идею гуманизма. Кое-кто просто относится к ней как к "вредному суеверию" (Ю.Бохеньски). Многие же заботе о живых людях, о конкретном человеке предпочитают рассуждения о человечестве вообще и об "общечеловеческих ценностях" (такого рода абстрактный гуманизм чаще всего свойствен западным идеологам). Революционеры-марксисты состояние "реального гуманизма" связывают состояние реального гуманизма с отдаленным и кажущимся сегодня уже проблематичным будущим человечества - с коммунизмом.

Для нас важен конкретный действенно-практический гуманизм. Он отнюдь не ограничивается только поисками идеалов людского общежития, но устремлен на утверждение человечности "здесь" и "теперь", то есть в жизни нынешнего поколения, как в общепланетарном пространстве, так и в определенном государственно-национальном социуме.

В чем суть так понимаемого гуманизма? Это понятие достаточно сложное. Оно включает в себя:

- особое ("человеческое") отношение людей к миру живой и неживой природы в их экологических связях с обществом; своего рода благоговение перед жизнью (А.Швейцер), которое трансформируется применительно к человеческой жизни в понимание ее как главного людского идеала и высшей ценности;

- специфические социальные чувства: соучастия, взаимопомощи, коллективности, сострадания, милосердия, уважения, солидарности, достоинства и др.;

- нравственный образ жизни на достойном человека уровне его материального благополучия, исключающего поведение людей по принципу "человек человеку - волк";

- систему идей, обосновывающих воззрения на человека как на существо свободное, творческое, обладающее правами и достоинством, стремящееся к добру и истине, чуткому к красоте, всегда готовому прийти на помощь ближнему и дальнему;

- практические социальные действия во всех сферах жизни общества с ориентацией на человека как конечную цель.

Люди живут и трудятся в реальной социальной среде, в конкретное историческое время, в пространстве определенного национального государства. Для нас, граждан Республики Беларусь, восприятие действенного практического гуманизма означает приложение собственных сил к экономическому и культурному развитию нашего государства.

Итак, человек гуманный воплощает в себе как высшее творение культуры идеалы свободной и здоровой жизни, творческой деятельности, единство социально-развитых чувств и интеллекта, согласованность нравственно-духовных ценностей и практических действий. Конкретно-практический гуманизм на уровне здравого смысла индивида - оптимальная линия его поведения и общения с другими людьми, исходное начало собственного личностного духовного возвышения. Для общества - это приемлемый в условиях современных кризисных вызовов ориентир государственной политики. Воспринимая гуманистические ценности, человек сознательно выбирает их в качестве альтернативы узкому эгоизму и бездуховности. Человеческий выбор - за каждым из нас. Облегчать его призваны многие социальные институты. Среди них назовем в первую очередь правовую состовляющую человеческой синергии.

<< | >>
Источник: Е.В. Беляева, В.И. Миськевич, И.А. Рябков, Ю.А. Харин. Человек. Культура. Синергия: Учебное пособие по курсу философии для студентов и аспирантов / Е.В. Беляева, В.И. Миськевич, И.А. Рябков, Ю.А. Харин; под редакцией Ю.А. Харина. – Мн.: БГУИР, 2000. 2000

Еще по теме Человек гуманный: