Homo zwischens
Homo zwischens - тот же сапиенс, но пcихиологически отягощенный противоречиями "междубытия". М.Хайдеггер называл экзистенцией "стояние в просвете бытия"[18]. Подобные "просветы бытия" образуются, по мнению экзистенциалистов, в "пограничных ситуациях".
Но можно и обобщить это их известное наблюдение введением более общей универсалии культуры: понятия цвишенизм.Термин "цвишенизм" произведен от немецкого выражения zwischen означающего состояние "между"[19]. К размышлениям над названным феноменом обращались в контексте собственной проблематики Гераклит и Парменид, Платон и Аристотель, Августин и Фома Аквинский, Кузанец и Бруно, Кант и Гегель, Маркс и Ленин, Бердяев и Хайдеггер, Фрейд и Фромм, Бубер и Шелер. Они и многие другие авторы выявляли различные существенные грани цвишенизма. Особо отметим в данной связи французского мыслителя Декарта. Картезий своей доктриной дуализма демонстрировал состояние гносеологического цвишенизма. Оно предстает в многоаспектности его мировоззренческой рефлексии. У великого французского преобразователя естествознания живой человек пребывает в сети непростых отношений между небытием и Богом, умом и телом, сомнением и знанием, универсумом и частью, совершенством и несовершенством, логикой и страстью, свободой и детерминацией, истиной и заблуждением.
Философские прозрения Декарта помогают понять феномен цвишенизма в его целостной многомерности как сущностную экзистенциальную социокультурную универсалию, особо значимую в методологическом осмыслении переживаемого нами сейчас периода человеческой истории.
Исходным в теоретическом анализе проблемы цвишенизма является ее онтологический аспект. С общефилософской точки зрения, цвишенизм предстает прежде всего как непреложный факт объективной текучести вещей, вечного становления всего сущего. По Гераклиту, "в одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем", то есть постоянно находимся между бытием и небытием.
Этот цвишенистский смысл процесса становления уловлен в известных категориях диалектического мышления - время, момент, переход, трансформация, тотальность, отрицание, снятие, мера, развитие, противоречие с его единством и борьбой противоположностей, действие и др. На уровне социальной диалектики с началом процесса антропосоциогенеза подобные философские универсалии конкретизируются в собственных характеристиках различных кругов становления человека как онтологической реалии.В "космическом" кругу бытия возникают цвишенистские оппозиции "материя- дух", "человек - Бог", " душа - тело", "судьба - человеческое действие", "свобода - необходимость" и др. "Биологический" круг человеческого бытия порождает ситуацию пребывания индивида между жизнью и смертью, инстинктом и разумом, зоологическим эгоизмом и альтруизмом, животным и социальным началами, унаследованным и приобретенным.
Круг "экзистенциально-психологического" цвишенизма личности образуют смятение чувств, сомнения, пограничные ситуации, моменты отчаяния и негативизма, малодушия и мужества.
На собственно "социальном" (в узком смысле слова) уровне бытия людей к онтологическим состояниям цвишенизма следует отнести формационные и цивилизационные разломы, эпохи революций и контрреволюций, социальную маргинальность (статусная неопределенность групп и слоев общества), кризисы, войны, периоды "безвременья" и резкого обострения социальных противоречий (демографических, межэтнических, конфессиональных, классовых, экологических и др.).
Со всей очевидностью явления цвишенизма объективно обнаруживаются в кругу пятом человеческого бытия - в мире духовности. Такое состояние общественного сознания выражается понятиями "переоценки ценностей", "обращения", "бездуховности", "разочарования", "краха надежд", "отсутствия целей и идеалов", "покаяния", "деидеологизации", "нигилизма", "цинизма", "скепсиса", "помрачения разума", "одичания", "идиотизации", "дегуманизации".
Философские и социальные измерения цвишенизма могут быть дополнены обозначенными в терминах синергетики характеристиками. Состояния цвишенизма непременно содержат в себе моменты хаоса, нестабильности и неравновесности, флуктуации и бифуркационные эффекты, нелинейность и непредсказуемость, вероятность и эмерджентность, случайность и дезорганизацию. Цвишенизм как событие социальной синергии к тому же означает подавляющее преобладание спонтанности в человеческих действиях, существенное ослабление управленческого начала, дестабилизацию общества, возрастание девиации и криминализации, возможное возникновение очагов харизмы с выполнением ими "аттракторных" функций разнородной кристаллизации и конфликтной институализации.
При философско-социальном анализе в любых случаях имеет смысл говорить о феномене цвишенизма лишь в соотношении конкретных событий и обстоятельств и живой личности (индивидуальный цвишенизм), или определенным сообществом (социальный цвишенизм). Состоянием "между" порождается сам человек. Верна мысль Бубера, что фундаментальным фактом человеческой экзистенции является "человек с человеком"; "между" - это не вспомогательная конструкция, но истинное место и носитель межчеловеческих событий[20].
Среди основных сущностных форм рассматриваемого феномена можно выделить цвишенизм а) онтический (ситуация "между" в отношениях к самому себе, с другим человеком, социальной группой, обществом; межкультурная, межцивилизованная, межконфессиональная и иные маргинальности); б) экзистенциальный (пребывание в личностных пограничных ситуациях: между ненавистью и любовью, рассудком и страстями, природным и божественным, сущим и должным, свободой и произволом, материализмом и идеализмом, тоталитаризмом и демократией, "рынком" и "планом", ориентациями "быть" и "иметь", "верить" и "мочь" и т.д.); г) практический (неопределенность установки на созерцание или социальное действие, деструкцию или творческое созидание, конформизм или борьбу, стихийность или организацию).
При всех особенностях разнообразия конкретных проявлений цвишенизма в подобных моментах человеческого бытия их объединяют три общие черты: объективный процесс перехода из прежнего состояния людских отношений в иное, состояние кризиса духовных ценностей, альтернативность выбора. Известный соотечественник Декарта писатель Альбер Камю как-то заметил, что рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать между созерцанием и действием. Это и называется стать человеком. В моменты цвишенистской альтернативности испытывается собственно человеческое начало в человеке. Не всегда и не все выдерживают подобное испытание выбора, как это прекрасно показано, в частности, в романах великого французского писателя Оноре де Бальзака на примере трагической судьбы талантливого Люсьена, так и не сумевшего сохранить достоинство души в метаниях между "аристократичностью" и "буржуазностью". На слуху у всех ныне имя Достоевского, проникнувшего в суть экзистенциального цвишенизма.
Во времена социального цвишенизма то, что у людей таится в антропологических глубинах, может стать экзистенциальной доминантой, трансформирующей человеческую социоантропную тотальность в одномерность существа хомо цвишенс. Здесь нужны специальные исследования, но уже теперь могут быть выявлены некоторые определяющие черты этого "хомо". Итак, что же возводит нормального сапиенса в статус хомо цвишенса?
Прежде всего из-за нестабильности своего существования хомо цвишенс ввергается в особые психические переживания, воспринимаемые нравственной личностью как утрата внутренних духовных устоев, вынужденное изменение интересов, "переоценка ценностей", отсутствие целей и смысла жизни; зачастую возникают безразличие, апатия, агрессивность и озлобленность.
Хомо цвишенс - это человек ценностно и идеологически дезориентированный, легко поддающийся суггестии и социальному манипулированию, утративший чувство критичности и иммунитет против осуществляемой порой средствами массовой информации идиотизации общества, склонный к принятию новых догм и закреплению старых суеверий.
Хомо цвишенс - это оказавшийся перед выбором, колеблющийся, сомневающийся человек, вынужденный в атмосфере неопределенности принимать рискованные решения.
В тисках индивидуального цвишенизма выбор ищется между альтернативами "своих" и "чужих", "личного" и "ничьего", "общего", страха и долга, эгоизма и соборности, мужества и предательства.
Хомо цвишенс - человек, воздерживающийся от поступков, непоследовательный в социальных действиях, способный как "человек - масса" к немотивированным акциям.
Феномен цвишенизма - один из серьезнейших факторов синергии, конкретная причина и реалия многих синергетически значимых явлений - социальной диссипативности, флуктуаций, аттракторности, бифуркаций и др. А в аспекте социальной диалектики он - глубинное основание деструктивности революционных акций и социальных трансформаций.
Состояние цвишенизма тягостно для индивида и опасно для общества. Живой человек преодолевает дискомфортность бытия, обращаясь к ценностям Возвышенной экзистенции, к продуктивному творчеству или религиозной вере, а социум может выйти из цвишенистского состояния, восприняв императивы конкретного действенного практического гуманизма как искомую в наши дни государственную идею.