Квантование потока сознания
Среди идей-гипотез, которые способствовали концептуализации представлений о внутренних формах несловесного мышления, можно выделить, по крайней мере, две. Это, во-первых, субстратный взгляд на оперативные единицы сознания; во-вторых, идея о трансформациях, о преобразованиях, которыми сопровождается процесс «выведения» мысли наружу.
Отсюда в качестве существенной была обозначена задача обоснования самих этих форм, посредством которых и существуют оперативные единицы мысли. Исследователей интересовали, в частности, вопросы о том, что представляют собой мыслительные процессы, которые предваряют речь; в каком субстрате осуществляется динамика мозговых процессов, с помощью каких оперативных единиц нашего сознания их можно описать и др.59.Взаимодействие новых научных идей с философско- методологической мыслью придало известную основательность результатам опыта, полученного в психолингвистике, нейролингвистике, в сфере искусственного интеллекта и в ряде других областей. В этих исследованиях идея о «субстрате» сознания оказалась соединена с другой идеей - о сознании как неком едином слитном потоке. Метафора «поток сознания» в качестве предмета специального размышлении появляется в системе воззрений У.Джемса. Мысль, по словам Джемса, постоянно меняется и никакое единожды пройденное состояние не может повториться. В поток сознания нельзя войти дважды, ибо между двумя состояниями существует временной разрыв. «Сознание не является раздробленным на части,...оно течет. Река или поток являются мегафорами, с помощью которых оно обычно описывается. Позвольте назвать его потоком мысли, сознания или субъективной жизни»60. В феноменологической теории сознания метафора потока сознания сохраняет свое значение в качестве исторической предпосылки. А.Бергсон вводит идею о сознании как потоке для обозначения процессуальное^! сознания, того, что сознание не слагается из дискретных актов осознания, а является непрерывно длящимся процессом61.
Характер задач, которые были выдвинуты на новом этапе исследования процессов речепорождения, предопределил иное видение процессуальности сознания: в центре внимания оказался путь, который единицы сознания преодолевают до своего выхода на поверхность. Это предопределило выдвижение иной метафоры, которую предварительно обозначим как метафору пути. Мыслительный процесс, согласно такому взгляду, предстает в виде преодоления пути - от начала (зарождения мысли) до конца (артикуляции в речи). Квантами, или элементами, пути являются отдельные мысле-элементы. Идея потока здесь, как мы видим, сохраняется, но вводится также представление о структурном преобразовании потока, о его дискретизации:
44
непрерывность и дискретность оказываются двумя сторонами потока. Единый поток подвергается процессу квантования на оперативные единицы сознания. Таким образом, если идея потока строится на представлении о слитности, о единстве и неразличимости, то идея квантования привносит с собой иной аспект дискретности и процессуальное™, обусловленный порождением разнообразия.
Продолжая характеризовать новизну постановки вопроса о речемыслительных актах, существенно обозначить сформировавшуюся идею об относительной независимости мысли от речи. Исследованиям внутренней речи принадлежит в этом одна из ведущих ролей.
В лингвистической традиции о суверенности мысли говорят, имея в виду относительную независимость мысли от речи. Основываясь на идее о конститутивной роли языка в формировании мысли, основоположники лингвистики произвели пересмотр представлений о взаимозависимости мысли и речи. Было сформулировано представление о том, мысль может быть и независимой от речи, а процесс мышления может быть и не-словесным. Разрабатывая концепцию речемыслительной деятельности, J1.С.Выготский формулирует один из основополагающих тезисов для понимания связи речи и мышления: «...единицы мысли и речи не совпадают»62. На то, что мысль идет впереди языка, указывают и современные авторы: В деятельности общения первичной и исходной является мысль.
Она идет всегда впереди языка61. Из этакого понимания связи мысли и речи вытекает, что содержание будущего высказывания конструируется раньше формы его выражения в речи, что оригинальная мысль оповешает о себе до того, как наступает ее первичное словесное оформление. О конструктивности данной мысли мы можем судить по интересу к так называемых «неоязы- ковленных мыслительных единиц», т.е. мышления, основанного на мыслительных единицах, не связанных непосредственно с языковыми знаками. Целый ряд ученых, среди которых психологи, лингвисты, психолингвисты, философы (А.А.Леонтьев, Б.А.Серебренников, Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, Г.П.Мельников, Р.И.Павиленис, Э.В.Ильенков, Д.И.Дубровский и др.) обсуждали данную проблему. В 70-х гг. по этому вопросу в журнале «Вопросы философии* была также проведена специальная дискуссия. Сдвиг в понимании мышления наметился вместе с осознанием того, что мысль обладает совсем другими природными свойствами, нежели речь. Все более утверждался взгляд, согласно которому мысль не всегда бывает облечена словом и может и предшествовать появлению речи; стало ясно, что вербальные компоненты языка составляют лишь вершину айсберга.Обосновывая субстратную модель сознания, Б. А С еребренников подчеркивает, что таким материалом дли нею послужили образы восприятий и воображении, извлеченные из глубин памяти64. Роль опор здесь выполняют своеобразные следы опыта, так называемые энграммы. Будучи отражением внешнего окружения, последние возникают в человеческой голове в виде образов вещей и других предметов. Другой известный специалист - Н.И.Жинкин, решая сходную задачу, вводит представление о предметносхемном (предметно-изобразительном) коде. Такой код, но словам автора, отличается от других кодов тем, что само изображение и является его знаком; скажем, когда говорят: «Большой театр», то за буквами или звуками языка представляют себе Большой театр в качестве некой вещи или предмета, которые могут породить о них (вещах) множество высказываний.
В частности, мысль о том, что находится справа (слева, сзади) от Большого театра и т.п.65. Языком кода здесь служат элементы ситуации, предметы, изображения. Будучи натуральным языком, знаки даются одновременно, а не во временной последовательности.Предметно-схемный код является языком внутренней речи. Более подробно о данной форме мы скажем чуть позднее. Свою идею о предметно-схемном коде Н.И.Жинкин развивает в связи с обоснованием механизмов перехода внутренней речи во внешнюю. Автор показывает, что язык внутренней речи свободен от избыточности, свойственной всем натуральным языкам. Как известно, избыточность обнаруживает себя, в частности, в когерентности элементов: наличие одних элементов предполагает появление других. Говоря о конвенциональном правиле, автор указывает, что составляется ad hoc лишь на время, необходимое для данной мыслительной операции. Как только мысль переработана в форму натурального языка, кодовый мыслительный прием может быть забыт. Эффективность предметно-изобразительного кода обнаруживает себя в повседневной жизни в том, что изображение мы распознаем и запоминаем лучше и быстрее в его предметном коде, нежели в словесном. Образные мыслительные процессы протекают автоматически или почти автоматически. Это объясняется тем, что они хранятся в готовом виде либо настолько просты, что возникают почти мгновенно.
Приоткрыть завесу над структурно-образной природой мыслительного акта способствовали результаты изучения функциональной асимметрии мозга. Как показали исследования, левое полушарие ориентировано на метаязыковые и внутриязыковые отношения, обеспечивают поверхностную структуру высказывания, тогда как правое полушарие связано с глубинными структурами высказывания. Нерасч- лененная мысль, формирующаяся в правом полушарии, не имеет языкового оформления, она скрыта не только от других, но и от самого себя. Сокрытость мысли и от эксплицирующей системы, и от субъекта определяется степенью развитости самосознания66.
Было экспериментально обосновано существование двух операций, которые связывают образы и их следы в психике. Это, во-первых, операция, благодаря которой образ инициирует, возбуждает след; такая операция названа «образ-след». Во-вторых, обратим внимание на мысль авторов о существовании образов иного плана, которые являются дубликатами, «слепками» образа. Последние оставлены этими след-операциями, «след- образами». Благодаря подобного рода операциям следы- образы выполняют активную функцию: они служат инструментом классификации, анализа, конструирования потока образов, заданного сознанием изнутри. Существенна мысль Чеснокова и Ротенберга о непрерывности цепи возбуждения в потоке сознания. Ведь, оставляя свой след, мысль одновременно еще актуализирует, возбуждает и приводит к возникновению следов других образов. Таким образом, ассоциативные цепочки разной длины, построенные на основе такого рода актов, способны конструировать новые образы, которых нет в реальности. Поиски квантов, субстратных единиц сознания составили наглядную картину, в которой «не-различимый» дотоле поток стали соотносить с чем-то дискретно-организованным, практически-нагляд- ным, отличным от него самого.Об известном «прорыве» в сферу образов-смыслов можно говорить в связи с экспериментальными исследованиями в нейролингвистической сфере. Мы имеем в виду результаты А.Р.Лурия по обоснованию логико-грамматических основ построения речи. Основываясь на наблюдениях шведского лингвиста Сведелиуса о двух типах сообщений — «коммуникации событий» и «коммуникации отношений», А.Р.Лурия вскрыл причину различий между двумя указанными типами сообщений. В соответствии с проведенными экспериментами за «коммуникациями событий» стоят процессы наглядного мышления. Иные процессы, а именно операции пространственных соотношений, участвуют в реализации «коммуникации отношений». Последние совмещают соотносимые элементы целого высказывания в единой симультанной (квазипространственной) структуре67.
Полученные результаты позволили по-новому подойти к пониманию механизмов синтаксического компонента речевой деятельности, выделив, по крайней мере, два пласта: один из которых связан с образным мышлением, другой, напротив, с логическим, абстрактным; в первом случае человек создает пропозициональные структуры более простого порядка, те, которые имеют коррелят в реальной ситуации и отражаются в голове человека в виде наглядного образа; во втором случае сложные пропозициональные структуры, у которых нет наглядного соответствия в предметном мире, поскольку они создаются в мысленном пространстве. Сушественно также добавить, что следы субстратного (образного) подхода зафиксированы и в ряде других сфер познания, где предметом исследования являются осознаваемые субъективные представления, носящие квазисенсорный характер.Для реконструкции структуры сознания прибегают, как мы видим, к разным средствам, втом числе, используя косвенные пути. Такая возможность, в частности, может появиться, если исследовать ту границу, которая существует при взаимодействии языка и сознания. В особенности, когда язык становится помехой, затрудняя схватывание сути предмета. Но, с другой стороны, язык одновременно является тем средством, посредством которого создается сама возможность конституировать само сознание, тем маркером, который определяет неязыковую стихию существования сознания. «Сознание и язык могут естественным образом функционировать лишь при условии существования каких- то представлений (которые мы называем метапредметами) о самих этих предметах»68.
Эвристичность концепции об оперативных единицах сознания (мы рассмотрели лишь один из аспектов этой темы) в формировании идеи внутреннего мира несомненна. Но и метафоры «внутреннее зрение», «тайники души», «несказанное», возникшие ранее в культуре и ныне продолжают фундировать коллективную мысль. По-прежнему пленительна мысль о внутреннем зрении. В истории отечественной культуры мы сталкиваемся с ее влияние на мировоззрение ряда русских поэтов, писателей и мыслителей. Отголоски такого влияния мы находим в стихотворении русского поэта Н.В.Станкевича:
И мнится мне.
Что та страна Знакомое хранит,
Что там, где теплится луна,
Мой брат иль друг сокрыт.
Что на лазурных небесах Сияют в пламенных лучах Погибшие давно.
Внутренняя речь
В понятии внутренняя речь фиксируется, во первых, представление о без-звучной речи; во-вторых, о мысленной речи, которая не выведена «на поверхность»; в третьих, об интериоризации внутренней речи во внутреннем мире.
Интерес к данной не-словесной мыслительной единице обусловлен особым положением внутренней речи в структуре речемыслительной деятельности. Внутренняя речь принадлежит к числу тех пограничных с речью пластов речемышления, где формируются смыслы и мотивы речи. Существенными характеристиками внутренней речи являются свернутость, предикативность и субъективная направленность. По своему исходному смыслу внутренняя речь - это прежде всего обращение мысли к собственному «Я», это размышления о самом себе, когда и субъект и объект мысли объединены в одном лице. Сам ход мысли может носить характер провоцирующих вопросов, к примеру, как это сделано? как это относится ко мне? Даже если подобные вопросы не осознаются явно, варьирование проговариваемой речи уже есть попытка соотнести ее с ощущаемыми интенциями, то есть является рефлексивным контролем. Рефлексивность оказывается, как мы видим, важной характеристикой внутренней речи. Появление внутренней речи происходит в моменты раздумий о чем-либо, при решении в уме каких- то задач, либо когда мы мысленно составляем планы; когда припоминаем прочитанные книги или разговоры, когда
50
молча читаем или пишем. Таким образом, внутренняя речь - ЛО речь «для себя» и «про себя», в ло время как внешняя [озвученная) - речь для «других».
По способу существования внутренняя речь имеет ла- гентнуюформу. Латентным называют такой процесс порождения речи, который, во-первых, нельзя наблюдать прямо, ю-нторых, не связан непосредственно с речью (ни с началом произнесения фразы, ни с ее прекращением после эго- о). Понятие латентный процесс фиксирует скорее некий іуть. который проделывает мысль, двигаясь к своему выражению (в речи). Отсюда, говоря о латентности, имеют в виду іе один только текст, но и саму мысль, последовательность имыслов. При латентной форме мышления формулируется очень немногое, а все остальное лишь подразумевается в качестве известною, и хранится в нашей памяти или в сфере бессознательного64. Л .С.Выготский называет внутреннюю речь эгоцентрической, указывая на опосредование мысли во внутреннем слове и в значениях внешних слов. С помощью скрытой вербализации происходит логическая переработка чувственных данных, их понимание в определенной системе понятий и ситуаций. Внутренняя речь выступает здесь как один из уровней (планов) движений от мысли к слову. Внутренняя речь появляется, как правило, на зтапе порождения речевого высказывания. В потоке созна- |ия происходит выделение оперативных элементов, посредством которых внутренняя речь и реализует себя. К шелу лаковых элементов принадлежат внутренние слова їли группы слов, обозначающих мысль. Внутреннее слово геряет свой грамматический облик и сокращается до нескольких букв (звуков), тем самым превращаясь в обры- юк слова, в намек. Существенно, что такой намек указывает теперь не на слово внешнего языка, а на целый семан- ический комплекс.
Изменение структуры внутренней речи приводит к сокращению, ослаблению синтаксической расчлененности, к «сгущению». Внешняя речь к моменту перехода во внутреннюю речь «почти целиком подчинена чисто предикативному синтаксису». «То, что в мысли содержится симультанно, g речи развертывается сукиессивно» - этот тезис Л.С. Вы готского стал базисным для анализа внутренней речи.
Для изучения внутренней речи Выготский предлагает два пути: во-первых, генетическое исследование становления (обособления) внутренней речи, во-вторых, сопоставительный анализ функционально различных форм речи - внешней и внутренней. Выготский отмечает чистую предикативность, редуцированный характер фонетики, особый семантический строй внутренней речи: «Эгоцентрическая речь по мере своего развития обнаруживает не простую тенденцию к сокращению и опусканию слов, не простой переход к телеграфному стилю, но совершенно своеобразную тенденцию к сокращению фразы и предложения в направлении сохранения сказуемого и относящихся к нему частей предложения за счет опускания подлежащего и относящихся к нему слов»70. Разрабатывая мысль В.Гумбольдта о том, что «различные по функциональному назначению формы речи имеют каждая свою особую лексику, свою грамматику и свой синтаксис», Выготский сопоставляет между собой три генетически зрелые функционально различные формы речи - письменную, диалогическую устную и внутреннюю речь. Среди особенностей устной речи заметен мотив, идущий от ситуации, сама включенность в ситуацию (синпрактич- ность). Присутствие слушателя, опора на внеречевой контекст, интонацию, жест позволяют собеседникам понимать друг друга с полуслова. Чисто предикативные высказывания (известность подлежащего, близость апперцепции) возможны потому, что со стороны слушающего возможны переспрос, уточнения. Становясь на позицию слушающего, говорящий воссоздает ситуацию, специально отбирает слова и их последовательность, композиционно организует монолог. Напротив, письменная речь постоянно должна быть понятной для читателя, поэтому она не допускает пропусков, которые возможны в устной речи. Ибо при письме
52 отсутствует наличие обшей ситуации. Чтобы быть понятным читателю, необходима интериоризация письма, внутреннее воспроизведение адресата. Сложность письменной речи вызывает необходимость предварительного продумывания, мысленного черновика. «Этот мысленный черновик письменной речи и есть... внутренняя речь. Роль внутреннего черновика эта речь играет не только при письме, но и в устной речи»71.
Присматриваясь к суждениям Выготского о том, какие факторы делают внутреннюю речь речью почти без слов, можно заметить, что это прежде всего контекстная выраженность подлежащего - «подлежащее нашего внутреннего суждения всегда наличествует в наших мыслях»72, это также и смысловая нагруженность сказуемого - «вливание в сосуд единого слова». Это может достигаться через актуализацию как образных, так и вербальных ассоциативных связей - формирование системы понятий позволяет семантическое движение ПО СМЫСЛОВЫМ связям.
На богатство свернутой, не оформленной вербально мысли указывает критик-литературовед Алла Марченко. Оценивая ту манеру пересказа некоторых мыслей Анны Ахматовой, которую использует писательница Л.К.Чуковская, автор обосновывает тезис о более высокой смысловой на- груженности «полутона» в отличие от «нажима». «Летучие, наискосок, крылатые, легко касательные, со множеством смысловых и интонационных полутонов» реплики выражают мысль более точно, нежели слова, которые «обведены старательно-грузной, ровно-нажимной линией»73. Писатели часто используют эксплицитную, или замаскированную, внутреннюю речь в мозаичном диалоге, где представлены то авторская речь, то размышления героя, то сокращенная внешняя речь, то пересказы автора (несобственная прямая речь) и др.74.
Во внутренней речи, отмечает Выготский, никогда нет надобности произносить слово до конца. Мы понимаем уже по самому намерению, какое слово мы должны произнес- ги Елиницы внутренней речи имеют, таким обраэом. лвой- етвенную природу - В основе их лежит тначенис слова, на гружсниоесинпрактическими (обрат ситуации) и (нли)син- ссманіичсскими свя іями. Пытаясь оботначить те средства, е помощью которых происходи! преобратонанис внутреннем речи и формы, присущие внешней, нам необходимо вновь обратиться к тексту самого Л.С.Выготского. На первое место автор выдвигает семантический план, и снят е чем разнивастся предположение о разных синтаксисах, которые используются при переходе от мысли к слову — семантический и синтаксический. За грамматическими подлежащими и сказуемыми стоят их психологические «двойники* психологическое подлежащее (то что говорится о подлежащем) и психологическое сказуемое. Первым в со- шаиии творящего (или слушающего) выделяется исихоло- I и чес кое подлежащее, вторым - психологическое сказуемое. Мысль накладывает печать логического ударения на одно и і слов фразы, выделяя тем самым психологическое сказуемое. без которого любая фраза становится непонятной.
Итак, среди глубинных свойств внутренней речи усматривают преобладание смысла над значением, агглютинация семантических единиц, «вливание» смыслов и идиоматич- ность Контекстная заданность внутренней речи максимальна. поэтому особенности, отмеченные во внешней речи - превалирование смысла над значением. - наиболее ярко и последовательно проявляются во внутренней речи. Вливание многообразного смыслового содержания в единое слово внутренней речи делает ее трудно переводимой на обычный язык. Каждое слово во внутреннем употреблении приобретает постепенно иные оттенки, иные смысловые нюансы, которые, постепенно слагаясь и суммируясь, превращаются в новое значение слова, а это — всегда индивидуальные значения, понятные только в плане внутренней речи. Переход от внутренней речи к внешней протекает как псрсструктурированис ка* "превращение предикативної) и идиоматической речи в синтаксически расчлененную
54 и понятную для других речь»ъ. Среди функций, которые выполняет внутренняя речь и внутреннее слово, особенно заметна регулятивная. Данным компонентам сознания присуща способность выступать в роли импульса, который приводит в действие ассоциативно-вербальные сети, активизирует сознание в определенной области и ограничивает эту возбужденную область текущего сознания определенными рамками.
Таким образом, в трактовке внутренней речи были выделены ряд смыслов, среди которых отсутствие вокализации оказалось не главной, не родовой чертой внутренней речи; представление о наличии ряда оперативных элементов сознания, нагруженных внутренними смыслом стали одним из шагов на пути к развернутому пониманию структуры внутреннего мира76. Это обстоятельство особенно подчеркивают исследователи речемыслительной деятельности, подмечая, что во внутренней речи слово гораздо более нагружено смыслом, чем во внешней.
Обратим внимание на одну важную мысль, высказанную при анализе истоков предикативности: соединяющиеся в слове смысл и значение не совпадают. Значение составляет лишь одну из зон того смысла, которое слово приобретает в контексте вполне определенной речи: значение — это неподвижный и неизменный момент, который остается устойчивым при всех изменениях смысла в различных контекстах. Смысл же, напротив, есть динамически текучее, сложное образование. Обогащение и развитие смысла происходит именно во внутренней речи, то есть благодаря предикатам. Большинство исследователей разделяют мысль Выготского о том, что во внутренней речи превалирование смысла над значением, фразы над словом, всего контекста над фразой не является исключением, но постоянным правилом77.
Развертывание концепции о внутренней речи протекало не без влияния работ исторических предшественников в этой области. Полнота освещения этого вопроса нуждается в обращении к аргументации другого исследователя, обосновавшего идею о предикативной форме мышления. Фридрих Адольф Тренделенбург - немецкий философ первой половины XIX века ввел представление о неполном суждении. Ценность рассмотрения аргументов этого автора мы видим в возможности уловить обшие посылки в системах обоснования, внутри которых вызревала идея предикативных форм мышления.
Впервые результаты исследования А.Тренделенбурга были введены в научный оборот сравнительно недавно78. Т.Б.Длугач отмечает, что среди разнообразия форм суждений специальное место автор отводит анализу так называемых неполных суждений («светает», «дождит»). Неполное суждение, по мысли автора, является главной формой мысли, которая обеспечивает познание мира. Пока мы размышляем, считает Тренделенбург, не приходя еще ни к какому выводу, мышление носит краткий, глагольный, предикативный характер. Поэтому было бы совершенно неверно определять суждение либо как простое соотношение между понятиями, либо как раскрытие содержания понятия. Именно суждение в его краткой форме - есть собственная логическая форма мышления.
И нужно согласиться с приоритетами, расставленными автором концепции в том, что неполное суждение играет ведущее место в структуре познавательного. Наши первоначальные размышления о мире основываются на предикативном мышлении, имеющем главным образом глагольные формы. Во многом справедлива и другая мысль Тренделенбурга о способности неполных суждений быть основой расширения знаний. «Из неполных суждений, представляющих одну лишь деятельность, или синтезирующее бытие с деятельностью воедино, выводятся понятия, которыми обосновываются новые суждения»79. Т.Б.Длугач подмечает настойчивость Тренделенбурга в том, что только неполное суждение является источником знания. Результат знания воплощен в понятии, поэтому можно считать понятие «готовой» субстанциальной формой. Сам же процесс формирования субстанции - деятельность, выражен посредством неполного суждения. Деятельность, понимаемая таким образом, служит истоком всякого знания, источником расширения знания и причиной образования понятия. Из неполного суждения возникает понятие, которое потом преобразуется в полное суждение и т.д.
Наконец, следует указать и на иные линии исследования понятия внутренней речи. Помимо анализа свойства предикативности и связанного с ним сгущения смысла продвижение в понимании внутренней речи было достигнуто за счет изучения структуры акта речевой деятельности - мотивированности, направленности, функциональной иерархии мыслительных единиц. Действуя в этом направлении, А.А.Леонтьев произвел реконструкцию структуры внутренней речи на основе понятий «внутреннее прогова- ривание» и «внутреннее программирование», разработал модели порождения речи. Названные концепты, получившие в 60-70 гг. развитие в работах Н.А.Бернштейна и П.К.Анохина, обрели новую жизнь.
Понятие «внутреннее программировани» А.А.Леонтьев переосмыслил с точки зрения планирования собственно речевых действий. Главное внимание ученый сосредоточил на неосознаваемом построении некоторой схемы, на основе которой в дальнейшем порождается речевое высказывание80. Термин «внутреннее проговаривание» автор вводит для обозначения «внешней речи про себя», имея в виду именно ту форму скрытой речевой активности, которая наиболее близка к внешней речи. Существенную черту «внутреннего программирования» составила такая разновидность планирования речевых действий, которая носит порождающий характер и построена на неосознаваемой схеме.
А.А.Леонтьев стремится разработать новое понимание структуры внутренней речи, соединяя концепты теории деятельности, лингвистики и психолингвистики. Он придает важное значение различению содержания, которое служит для обозначения исходного термина. В самом деле, под «внутренней речью» часто понимали совершенно разные по сути мыслительные единицы. В одних случаях внутренней речью называли звенья, которые служат посредником при переходе от мысли к внешней речи; в других - скрытое речевое опосредование при решении сложных интеллектуальных задач; формы внутренней речевой активности, близкие к шепотной речи также считали внутренней речью; и, наконец, это также максимально свернутая речь, которая фиксирует скрытые речедвижения и лр. Включение звена «внутреннего программирования» в состав речевого механизма позволило А.АЛеонтьеву реализовать теоретические представления о механизмах произвольной деятельности.
Многочисленные экспериментальные данные позволили сформулировать целостное представление о структуре акта речевой деятельности. Центральное место внутри такого акта, которому был придан смысл речевого действия, стад занимать этап внутреннего программирования. Контекст теории деятельности позволил автору осуществить тонкий анализ иерархической организации речевого акта - с точки зрения его мотивации, целенаправленности, трех- членности структуры (создание плана, его реализации и сличение). Отсюда расширение теоретических представлений о структуре мотивации, о наличии в составе структуры таких элементов-этапов, как программирование, осуществление программы и, наконец, сопоставление первого и второго. Иерархизация структуры речевого действия позволила вычленить содержательную (обусловленную задачей действия) и операциональную (определяемую условиями действия) частей структуры речевого акта. Содержательная часть речевого (как и любого другого) действия программируется. В такую программу входят те признаки действия, которые, управляя его конкретным осуществлением, в то же время не зависят от этого осуществления81.
Деятельностный взгляд на речевую интенцию сосредоточивает внимание на программе речевого высказывания, на отборе и организации единиц субъективного «смысло-
58 ного» кода». Мотивация внутреннего программирования весі да внутренне связана с единицами внутреннего (субъективного) кода, и тем самым составляет основу, которая предопределяет определенное смысловое значение этих единиц, их функциональную иерархию в составе целого.
А.А.Леотьен неоднократно подчеркивает, что оперирование субъективным смысловым кодом относится именно к лапу программирования. Уточняя, что программа речевого действия существует обычно в неязыковом, вернее, не собственно я зыковом (лини, сложившемся на языковой основе) коде, автор в то же время высказывает предположение, что этот код можно соотнести с вторичными образами, или «образами-мыслями». На следующем этапе происходит переход к реализации программы в языковом коде, когда, в частности, имеет место и выбор слов; параллельно с реализацией программы идет моторное программирование высказывания, за которым следует его реализация.
Продолжая наш анализ понятия внутренняя речь, уместно привести доводы, содержащиеся еще в одной концепции об исходном понятии. В своем обосновании Н.Л Мусхелишвили, В.М.Сергеев. Ю.А.Шрейдер поставили внутреннюю речь во взаимосвязь с механизмом коммуникации. Авторы рассуждают о внутренней речи с точки зрения представлений о сигналах особого плана — о фасци- нациях. Данный тип сигнала обладает, по мысли автора этой идеи Ю.Н.Кнорозова, способностью затормаживать анализатор (приемник), при условии, что при минимуме ритмических единиц адресат может быть приведен в определенное состояние. Аутофасцинацию автор определяет как приведение себя в определенную микрофазу.
Основываясь на данной мысли, H.J1.Мусхелишвили и его соавторы обосновывают положение о том, что важнейшая функция фасцинации в затягивании адресата в содержание воспринимаемого текста, втом, чтобы не позволить ему оторваться от данного текста. Соответственно текст, обладающий сильной фасцинацией, не отпускает от себя адресата. Такое свойство обнаруживает себя в том, что слушатель музыки вспоминает напев, молитва продолжает жить и воспроизводиться в сознании, а стихи читаются по памяти. Текст же, лишенный фасиинации, не позволяет, считают авторы, усвоить содержащуюся в нем информацию. Восприятие адресатом фасцинации они уподобливают автонастройке на волну радиоканала, по которому передается предназначенная для адресата информация; характерной чертой данных мыслительных актов является их повторяемость, фактическое рецитирование ритмически организованных фрагментов. К их числу авторы относят молитву, обращенную к Творцу. Сравнивая внутреннюю речь с полифоническим произведением, авторы полагают возможность связи постоянно звучащих тем с помошью фасцинации. «Эти темы взаимодействуют, будучи лишенными тривиальной логики вопроса и ответа - каждая из них в отдельности лишена того, что можно было бы назвать смыслом, это лишь потенция смысла, некий смутный образ — смысл рождается во взаимодействии тем, приобретая структуру и оформляется в речь - нечто, что может быть выведено вовне, и, став словами, способно стать и высказыванием, то есть фрагментом диалога»82.