СОДЕРЖАНИЕ
Лекгрля 1 5
Философия морали как теоретическая дисциплина 5 — K понятию "практика” 7 — Теория как сопротивление и "проверка реальностью” 8 — Против практицизма 9 — Наивность и рефлексия 9 — O напряженных отношениях между теорией и практикой 10 — Спонтанность и сопротивление 11 — Иррациональное как момент 12 — Против моральности частностей 14 — Этика как совесть совести; о полной несовместимости морали с опытом 15
Лекция 2 17
”Неудобство морали” 17 — K проблеме этоса и личности 18
— Нравственное не определено природой 20 — Мораль и кризис общества 22 — Социология репрессивного характера 23
— Общее и особенное 24 — План лекций 26 — Основополагающие тексты 28
Лекция 3 29
Методы ad homines 29 — Лекции: поиск критической модели 30
— Двойственный характер разума у Канта: теория и практика, теория познания и метафизика 32 — Проблема свободы 35
— K учению об антиномиях 36 — Диалектика 37 — "Скеп- тичесюш метод”, его отличие от скептицизма 38
Лекция 4 40
Характер учения об антиномиях 40 — Причинность и свобода; спонтанность 41 — Тезис третьей антиномии 43 — Доказательство тезиса 44 — Мотив свободной причинности 47 — Антитезис 49
Лекция 5 ѣ 52
Принцип причинности и необходимость учения об антиномиях 52 — Диалектика у Канта и у Гегеля 54 — Проблема первой философии; первоначало как момент 55 — Причинность, закон и свобода 57 — Формальность понятия причинности 58 — Свобода как данность 61 — Обобщение: свободная причинность 63
Лекция 6 65
Двойственный хараггер кантовской философии; единое и многое 65 — Еще раз: теория и практика 68 — K "Трансцендентальному учению о методе": 1.
Природа разума 69 — 2. Спекуляция 70 — 3. Господство над природой и свобода 71— 4. Разочарование в метафизическом вопросе 73 — 5. Разгадка философского безразличия 74 — 6. Идея Бога и право критики 75 — 7.
Приоритет практики 76Лекция 7 11
Теория и практика в ’Трансцендентальном учении о методе" 77
— Форма и содержание в практической философии 79 — Практика как исключение опыта; свобода как разум 80 — Первое и второе; данность нравственного закона 83 — Решаемость общественных противоречий; буржуазный оптимизм 86
— O возможности опыта в отношении нравственного закона 87
Лекция 8 gg
Индифферентность а priori и опыта 89 — Необходимость и всеобщность; "данность второй степени" 90 — Принудительный характер эмпирически данной морали 92 — Психоаналитическое внушение 93 — Этика убеждения 94 — Возврат к телеологическим размышлениям; момент гетерономии 97
Лекция 9 jQj
Законы свободы 101 — Принцип истолкования; "снятие интенции” 104 — Двойственный характер природы 105
— Кантовский "обрыв" рассуждения; защита и приятие гетерономии 108 — Момент абсурда 110 — Историческая диалектика морального; "старение добродетели” 111
ЛекцияЮ jj4
Невыносимый дуализм закона и свободы; протестантская традиция 114 — Опыт духа и природы против господства над ними 116 — Экскурс о методе: буквальная интерпретация против истории духа 120 — Кант: философия морали par excellence 121 — Формализм и ригоризм 123
Лекция 11 j2g
Рациональное основание морали; против "образования сердца" 126 — Принц Гамлет 128 — Момент неидентичного; необходимость третьего 129 — Разум как практика 130 — Ограниченный характер кантовской этики; буржуазные идеалы и чиновничьи добродетели 132 — Двойственность непосредственного блага 134 — Автономия и гетерономия 135
Лекция 12
138
144
Самоопределение 138 — Никакого культа ценностей 138 — Неустойчивый баланс между свободой и законом 138 — Формализм и социальное функционирование 140 — Сочинения Канта по философии морали 140 — K "Основам метафизики нравственности” 140
Лекция 13
Феноменологический экскурс 144 — Понятие воли 145 — Вклад психологии: добрая и злая воля 147 — Долг и уважение 150 — Репрессивный момент 151 — Ликвидация
свободы; переход к проблеме этики убеждения и этики ответственности 154
Лекция 14 155
Подавление инстинктов как философская привычка 155 — Самосохранение и компенсация 156 — Фетишизация самоотречения 158 — Идея человечества как гипотеза 160 — Тоталитаризм целей 163 - Разум как цель самого себя 165
Лекция 15 167
Этика убеждения Канта 167 — Двойственность разума против эмпиризма и теологии 169 — Отличие от Платона; идеализация Платоном разума 171 — Раннебуржуазный пафос и руссоистский мотив 174 — Внутренний мир и немецкое убожество 176
Лекция 16 180
191
Диалектический момент морали 180 — Экскурс: "Дикая утка" Ибсена 181 — Совесть — "нггука гадкая” 183 — Экспликация: вовлеченность в существующее 184 — Критика гегелевского снятия морали 187
Лекция 17
203
206
234
Протест против неправильной жизни 191 — Ущербность сокровенных образов зла 195 — Против ницшеанской критики морали 198 — Апории морали как кризис индивидуализма; перенос критики в политическое сознание 200
Редакционное послесловие немецкого издания
Примечания
Указатель имен