ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЦИНСКОЙ ДЕРЖАВЫ
По политическому строю цинский Китай можно отнести к числу восточных дecпoтий. Самодержавный правитель (богдыхан) пользовался неограниченной властью. Управление страной основывалось на двух классических формулах, переживших многие века: «В Поднебесной нет земли, кроме принадлежащей государю» и «Все, живущие в Поднебесной, являются подданными государя».
Эти определения, включенные и в законодательство цинского Китая, отражали огромную роль государства и воплощавшего его правителя, который был верховным собственником земли и неограниченным властелином своих подданных.Цинский правитель в соответствии с китайской традицией именовался Сыном неба и считался лицом священным, посредником между небом и людьми. По представлениям китайцев его божественная ипостась располагалась в центре небесного свода рядом с Полярной звездой. В соответствии с законом под страхом смерти было запрещено произносить вслух собственное имя правителя, который именовался по девизу его правления. Подданным, не приближенным ко двору, было запрещено видеть лицо государя, поэтому во время его следования окна и двери домов наглухо закрывались.
Богдыханы осуществляли законодательную власть, опираясь на два совещательных органа: императорский секретариат и военный совет. Пытаясь привлечь на свою сторону представителей китайского господствующего класса, Цины стремились соблюсти видимость равноправия. В связи с этим в состав секретариата входило равное число маньчжурсхих и китайских советников. При вынесении окончательных решений правители-маньчжуры все же в большей степени полагались на советы приближенных из числа членов императорского дома и маньчжурской знати. После учреждения в 30-х годах XVII в. военного совета, при назначении которого принцип пропорциональности не соблюдался, именно к нему перешли функции основного совещательного органа.
Таким образом, маньчжуры, насчитывавшие накануне завоевания Китая не более 700 тыс.
человек, обеспечили себе господство над почти 150-миллионным во второй половине XVII в. народом. Фактически это была система национального гнета, с которой народ Китая был принужден мириться. Осуществляя свою власть, маньчжурские правители опирались на систему органов управления, состоявшую из шести ведомств: чинов, налогов, церемоний, судебных, военных дел и общественных работ.В административном отношении страна делилась на 18 провинций, во главе ксйюрых стояли губернаторы. Нередко несколько провинций объединялись в наместничества, возглавлявшиеся наместником. Каждая из провинций делилась на десять областей, которых всего насчиты тывалось 180, а каждая область в свою очередь состояла из уездов, их в XVIII в. было примерно полторы тысячи. Провинциальные и уездные органы управления решали те же задачи, что и центральные ведомства. Обычно в составе провинциальной управы находились следующие отделы: финансовый, судебный, государственных монополий, образования.
Управление на местах осуществлялось уездными административными оргаиами, деятельность которых концентрировалась вокруг вопросов налогообложения и отправления судебных функций. В зависимости от величины уезда его административный персонал мог насчитывать от 200 до 2 тыс. человек. Наряду с деревенским самоуправлением, которое непосредственно не подчинялось уездной администраций, в сельской местности (так же как и в городе) была распространена система баоцзя — круговой пордаи., Подданные китайской империи, подчиняясь этой системе, объединялись в коллективы, состоявшие из десяти дворов, жители которых несли ответственность друг за друга при выплате налогов и нарушении законности. Во главе десятидворок и более крупных объединений стояли старосты, персонально ответственные за все происходившее в пределах подконтрольной им территории. Вводя систему баоцзя, правители Китая стремились противопоставить эту искусственную форму коллективности исконно существовавшей и естественно возникшей форме — китайской патронимической общине.
Естественно сложившаяся традиционная община не признавалась административной единицей, поэтому чиновники доводили свои распоряжения до местного населения, используя баоцзя. Однако их исполнителями являлись именно общинники, насильно объединенные в десятидворки.Многочисленным населением Цинской державы, которое к концу XVIII в., по некоторым подсчетам современных исследователей, составляло уже около 300 млн. человек, управляли всего 27 тыс. чиновников, из них 20 тыс.:— гражданские и 7 тыс. — военные. К сдаче экзамена на получение ученой степени, а соответственно и статуса чиновника допускалось все полноправное население Китая. Экзамены носили трехступенчатый характер и подразделялись на уездные, провинциальные и столачные. Bо время экзаменов требовалось показать высокий уровень иероглифической грамотности и глубокое знание классических произведений, так называемого «Девятикнижия», включавшего исторические и философские трактаты древних авторов. Реальное право претендовать на получение чиновничьей должности имели лишь те, кто успешно сдал экзамены в провинции или столице, что было связано со сравнительно немногочисленной номенклатурой чиновничьих: постов.
Впервые подобные экзамены после прихода к власти цинской династии были проведены в 1679 г., причем некоторые из отобранных кандидатов отказались принять в них участие, выразив таким образом нежелаиие сотрудничать с маньчжурскими захватчиками. Процедура сдачи экзаменов была тщательно продумана, чтобы избежать подтасовки результатов. В случае раскрытия фактов подкупа во время приема экзаменов чиновники, ответственные за их проведение, сурово наказывались. Лица, успешно сдавшие экзамены, именовались «шэньши». Всего в цинском Китае их насчитывалось около 1 млн человек, однако лишь незначительная часть шэньши принадлежала к официальному чиновничеству.
После окончания службы чиновник, как правило, возвращался в родные места, где занимал видное положение в «неофициальной» сельской администрации — органах деревенского самоуправления.
Под руководством шэньши общинники осуществляли ирригационное строительство, проводили другие общественные работы. Чиновники, вышедшие в отставку, часто становились преподавателями местных школ или составителями общинных хроник. В некоторых случаях они выступали защитниками интересов Односельчан перед лицом местной официальной администрации.В цинском Китае получение чиновничьего звания не сопровождалось наделением его обладателя земельными владениями. Чиновник, находящийся на государственной службе, получал жалованье, величина которого была сравнительно незначительна. Однако, пользуясь в корыстных целях своим общественным положением, после нескольких лет службы он нередко становился состоятельным человеком. Путь к богатству лежал через получение взяток и присвоение части налоговых сборов с населения. Чиновник, оставив службу, приобретал земельные владения и пополнял ряды сельских эксплуататоров. Эти так называемые образованные помещики, так же как и нетитулованные, жестоко эксплуатировали малоземельное и безземельное крестьянство.
Основные нормы государственного управления были определены в сводах законов цинского Китая. В их основу были положены минские законы, дополненные в период правления династии Цин. В XVIII в. свод законов Цинской империи был зафиксирован более чем в тысяче глав, которые в свою очередь содержали тысячи статей. Однако даже столь подробно разработанное законодательство не могло предотвратить продажность чиновничества и неэффективность управления.
Социальная структура цинского общества претерпела в целом незначительные изменения по сравнению с минским периодом, основное отличие, которое следует отметить, — появилась «овая привилепированная часть населения, состоявшая из завоеваталей-маньчжуров. Они сохранили обособленность от китайского населения, законные браки между ними и китайцами были запрещены. В отношении маньчжуров действовали особые установления, утверждавшие их привилегированный статус.
Пoлнопpaвными группами xаньского населения считались шэньши, земледельцы (нун), ремесленники (гун), торговцы (шан).
Представителям этих групп предоставлялось право участвовать в сдаче экзаменов на получение ученой степени. Важно отметить, что все эти слои населения не приобрели в полной мере облик сословий, так как им не была присуща сословная замкнутость. Это можно отнести и к шэньши — привилегированной социальной группе среди полноправного населения. Данное обстоятельство предопределяло высокий уровень социальной мобильности китайского общества. В цинском Китае половина чиновников, получивших высокие ученые звания, были выходцами из семей, в которых в течение нескольких поколений не было ученых. Другая группа китайского господствующего класса — так называемые нетитулованные помещики — вообще не выделялась законодательно в особую группу населения, а рассматривалась как часть земледельцев — нун. Это свидетельствовало о неполной завершенности Процесса классообразования в китайском обществе с точки зрения критериев развитого феодализма.Помимо маньчжурских войск, которые несли гарнизонную службу во внутренних районах Китая, существовали войска «зеленого знамени». Они набирались из китайцев-наемников и являлись основной силой, опираясь на которую маньчжурские правители проводили завоевательную политику.
Отмеченные черты социально-экономического и политического строя Китая в период правления цинской династии (господство азиатской формы общины, незавершенность процесса формирования сословий, отсутствие самоуправления городов и их полная подчиненность деспотической власти) позволяют заключить: в XVII—XVIII вв. Китай был докапиталистическим обществом с высокоразвитой цивилизацией, однако традиционные социально-экономические отношения в нем не достигли полной зрелости, даже по критериям феодального способа производства.