<<
>>

Особенности Китайско-конфуцианской цивилизации в период правления Маньчжурской династии Цин.

Китайско-конфуцианская цивилизация (Китай, Корея, Вьетнам).В 16 в. – наиболее населенная и богатая часть мира, примерно 23% всего населения земного шара. Внешней социальной ценностью конфуцианства было государство.

Здесь не было свободы, даже самого понятия о свободе как праве личности самостоятельно располагать собой и своей деятельностью. Чувство долга на конфуцианской школе ценностей превалировало над всеми другими

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ КИТАЙСКОГО ОБЩЕСТВА в XVII—XVIII вв.

После маньчжурского завоевания характер социально-экономиче­ского строя Китая ни в области аграрных отношений, ни в сфере город­ской экономики не претерпел кардинальных изменений. Как и в мин­ском Китае, пахотные земли делились на две категории: гуань (чинов­ничьи) и минь (народные). К категории минь принадлежало более трех четвертей всего пахотного фонда Китая.

Основой социальной и экономической жизни в деревне являлась китайская форма общины, представлявшая собой разновидность азиат­ской общины. Она покоилась на совместной собственности на землю, а ее членов объединяли родственные связи. Земли, находившиеся в об­щей собственности, в основном не обрабатывались совместно, а сдава­лись в аренду членам общины или жителям соседних деревень. Доход от сдачи земли в аренду принадлежал всему коллективу общинников.

На характер использования доходов от общинной земли нередко указывало само название той или иной формы коллективного земле­владения. В китайской деревне, например, были распространены «учи­лищные» земли, доход от которых шел на содержание деревенской школы. «Храмовые» земли использовались для оплаты религиозных церемоний в деревенском храме предков, «благотворительные» — предназначались для помощи наименее обеспеченным членам общины и т.д. Перечисленные земли в соответствии с нормами обычного права запре­щалось продавать и сдавать в аренду без согласия всех общинников.

Наличие коллективной земельной собственности, получившей осо­бенно широкое распространение в районах к югу от Янцзы, сплачивало общину, сдерживало рост социальной дифференциации. Помимо кол-лёктивногоПвЖаденйя пахотной землей общины контролировали невоз­деланные угодья, лесные или неудобные для обработки земли. Если коллективный труд по обработке земли, находившейся в общем владе­нии, не был распространен, то коллективная деятельность по поддер­жанию в порядке систем искусственного орошения была характерна для большинства районов Китая.

Помимо коллективного владения землей в общине существовало индивидуальное землевладение. Эти земли разрешалось продавать и сдавать в аренду, однако обычное право обязывало землевладельца предварительно заручиться согласием других членов общины и предло­жить землю для покупки, сначала кому-нибудь из их числа. В деятель­ности этого института проявлялись владельческие притязания общины на индивидуальное землевладение и стремление сохранить в неприкос­новенности земельный фонд общины в целом.

Другой важной чертой китайской общины являлись родственные отношения, объединявшие обычно всех жителей деревни. Основной формой родственных связей продолжала оставаться патронимия (клан), представлявшая из себя группу родственных семей, происходившйЗГ'бт одного предка и придерживавшихся экзогамии. Деревня могла быть населена одной патронимией, как в районах к югу от Янцзы, или не­сколькими, что было свойственно Северному Китаю. Общинно-клано­вые отношения являлись ядром всей социально-экономической и политической жизни в китайской деревне и оказывали весьма сильное влия­ние на формирование в ней социальных конфликтов.

Основной формой эксплуатации в деревне была аренда-издольщна. В том случае, когда арендные отношения возникали внутри общин­ного коллектива, они часто маскировались принадлежностью и эксплуа­татора и эксплуатируемого к одной патронимии. Нередко (особенно в южных районах) роль арендодателя играл могущественный клан, эксплуатировавший более слабую общину.

В этом случае как верхи, так и низы могущественной патронимии объединялись в борьбе за удержание в повиновении более слабой деревни. Иногда происходили настоящие сражения между самими могущественными патроиимиями за контроль над свободными землями, водными источниками, центрами местной торговли.

Родственные связи, которым сопутствовал культ общих предков, получали воплощение в религиозных церемониях и верованиях. Цент­ром этой религиозной деятельности были деревенские храмы, в кото­рых и проводились церемонии, посвященные духам предков. В храме нередко содержались записи по истории патронимии, документы, отра­жавшие экономическую жизнь общины. Здесь собирались наиболее влиятельные члены общины, храмы также являлись своеобразными руководящими органами отрядов деревенской самообороны. Эти отря­ды предназначались для защиты деревни от посягательств других об­щин или нападений разбойников.

Класс эксплуататоров в китайской деревне распадался на две ос­новные группы. Первую составляли нетитулованные землевладельцы, происходившие по преимуществу из разбогатевших общинников, пере­шедших от самостоятельной обработки земли к сдаче ее в аренду. В ряде случаев, эксплуатируя труд арендаторов, эти землевладельцы продолжали сами с помощью членов семьи обрабатывать часть принад­лежащей им земли. По образу жизни они мало отличались от основной массы крестьян-собственников.

Вторая группа деревенского господствующего класса — это земле­владельцы, принадлежавшие к образованной части китайского общест­ва и обладавшие учеными званиями, а в некоторых случаях чинов­ничьими рангами. Это были также выходцы из общин (чаще, конечно, из могущественных патронимии), которым удалось получить образова­ние и сдать экзамен на получение ученого звания, открывавшего в ста­ром Китае путь к чиновничьей карьере. Их называли «шэньщи» и их образ жизни, поведение и одежду характеризовали серьезные отличия от основной массы сельского населения. Подобно нетитулованным зем­левладельцам, образованные помещики сдавали принадлежавшую им землю (также относившуюся к категории минь) в аренду.

Барская за­пашка и связанное с ней хозяйство в цинском Китае не получили сколько-нибудь широкого распространения.

Несмотря на родственные связи, нередко объединявшие представи­телей господствующего класса и крестьян-арендаторов, эксплуатация в деревне была весьма суровой. Арендная плата в зависимости от типа аренда колебалась от 30 до 70% урожая. Наиболее распространена была аренда-испольщина, при которой крестьянин отдавал 50% уро­жая. Кроме того, практиковались чрезвычайно обременительные залоги за взятую в аренду землю и подношения землевладельцам при заклю­чении арендного договора.

Господство среднего и мелкого землевладения, существование до­вольно широкоого слоя крестья-собственников – наиболее важная черта широкого строя Китая в цинский период. Большинство сельских эксплуататоров владели 50—100 му земли (3—6 га), а крестьяне имели в среднем 10—20 му (0,6—1,2 га). Крупные землевладения, на­считывавшие сотни или тысячи му, были исключением и не определяли характер аграрных отношений. Сельские эксплуататоры нередко вы­ступали в роли ростовщиков. Ростовщическая эксплуатация наряду с арендой являлась вторым важнейшим источником обогащения дере­венских верхов.

Самостоятельным крестьянам принадлежало более половины па­хотной земли, их хозяйства наиболее широко были распространены в Северном Китае. В целом аграрный строй Китая в XVII—XVIII вв. был отмечен натуральным характером и соединением домашней про­мышленности с земледелием.

Тяжелым бременем на крестьянское хозяйство ложились различ­ные налоги и повинности. Основным являлся введенный в первой поло­вине XVIII в. единый подушно-поземельный налог, величина которого исчислялась в зависимости от количества и качества земли, находившейся во вла­дении. Вносить налог за принадлежавшую им землю были обязаны все категории землевладельцев, включая сельских эксплуататоров. Шэньши освобождались лишь от трудовых повинно­стей в пользу казны.

Часть земель принадле­жала императорской фами­лии, маньчжурской аристо­кратии, офицерам и солда­там маньчжурских войск.

Земли императорских поме­стий обрабатывались при­ крепленными к ним кресть­янами, так же как и земли служивших в «восьмизнаменных» войсках маньчжу­ров. «Восьмизнаменные» земли были расположены в основном в районах Север­ного Китая, а также вокруг 72 городов, признанных стратегически важными центрами. В них были раз­мещены маньчжурские гар­низоны, солдатам и офице­рам которых в первые годы Изготовление черепицы правления маньчжурской династии были переданы земли, конфискованные у местного китайского населения.

В цинском Китае была распространена еще одна форма казенного (чиновничьего) землевладения — земли военных поселений, которые обрабатывались воинами пограничных гарнизонов. Доход от этих зе­мель шел на их содержание.

Итак, основой аграрных отношений в Китае в период нового вре­мени продолжали оставаться общины «азиатского» типа, основанные на родственных связях и коллективном землевладении. Им принадле­жала подавляющая часть пахотного земельного фонда страны. Про­цесс социальной дифференциации, свойственный внутренней жизни этих общин, приводил к образованию на одном полюсе землевладения тех членов общины, которые самостоятельно не работали, а сдавали землю в аренду, а на другом — крестьян, полностью или частично лишенных земли. Эти явления на протяжении правления цинской ди­настии так и не привели к разложению общинной организации и формированию господствующего над ней крупного частного землевла­дения. Сравнительно незначительная часть пахотных земель находи­лась непосредственно в ведении государства и была предназначена для содержания клана верховного правителя, офицеров и солдат, входив­ших в «восьмнзнаменные» войска и принимавших участие в завоева­нии Китая.

В организации городского ремесла на протяжении XVII—XVIII вв. не произошло значительных сдвигов. Мелкие торговцы и ремесленники составляли основную долю городского населения. Они объединялись в корпоративные организации (хан). Раздельные корпоративные объеди­нения для торговцев и ремесленников не стали господствующим типом социальной организации в стране, ремесленник, как правило, являлся и продавцом собственной продукции, что свидетельствовало о незавершившемся процессе отделения торговли от ремесла.

Важной особен­ностью социальных организаций города было распространение родст­венных и земляческих связей.

Корпорации китайских ремесленников и торговцев, обладавшие правами внутреннего самоуправления, являлись по существу организа-ция1^и, предназначенными для сбора налогов в пользу казны. Частное ремесло, именовавшееся, как и частное землевладение, «минь», было придавлено многочисленными налогами и повинностями. Подобно кре­стьянину частный ремесленник был обязан нести трудовые повинности в пользу государства. Он был беззащитен перед властями, наделанны­ми правом привлечь мастера из самой отдаленной провинции к работе на казенных предприятиях, расположенных в столице. Нередко лишь на дорогу уходило несколько месяцев. Цинские власти осуществляли мелочный и придирчивый контроль над частным ремеслом, стремились перераспределить его доходы в свою пользу. Практиковались принуди­тельные закупки продукции по ценам значительно ниже рыночных.

Правительство продолжало руководствоваться традиционной кон­цепцией, согласно которой земледелие являлось основным, а торговля и промышленность вспомогательным занятием населения. При этом процветающий предприниматель и купец рассматривались властями не в качестве опоры трона, а скорее как нежелательные и опасные для государственной власти элементы. Такое пренебрежительное (и вместе с тем настороженное) отношение к промышленникам и торговцам было возможно потому, что в Китае, в отличие от Европы, не сложился осо­бый правовой статус города, превращавший его в автономный центр политической власти. Управление городом возлагалось на чиновников, назначавшихся центральным правительством и являвшихся столь же всесильными в городе, как и в деревне. Пренебрежительное отношение к частной торговле и ремеслу было связано также с тем, что правители Китая опирались на развитый казенный ремесленный сектор, что по­зволяло им не зависеть от частного ремесленного производства. Казен­ные предприятия существовали в самых различных отраслях производства и обеспечивали маньчжурский двор, высшее чиновничество, армию.

В условиях социально-экономического строя, господствовавшего в цинском Китае, ни имущество, ни сама жизнь ремесленника и торговца не были обеспечены законом. Это обстоятельство самым серьезным об­разом препятствовало становлению капиталистических отношений в китайском обществе.

<< | >>
Источник: «Независимое государство Конго» и колониальный режим Леопольда II. Преобразование НГК в бельгийскую колонию.Лекция. 2016

Еще по теме Особенности Китайско-конфуцианской цивилизации в период правления Маньчжурской династии Цин.:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -