Кризис доктрины османизма, зарождение идеи тюркизма.
Понятие тюркизма
В силу различных причин политики и историки вкладывали и вкладывают в
понятие «тюркизм» разный смысл – от резко негативного до восторженно-
апологетического.
Сразу следует говориться, что в отечественнойисториографической традиции вплоть до настоящего времени господствовала
отрицательная оценка содержания этого идейно-политического движения (особенно
заметна эта тенденция была в советской историографии). Тюркизм (или чаще
пантюркизм) интерпретировался как экспансионистское движение тюркских
народов во главе с Турцией, ставящей своей целью проведение шовинистической
политики в отношении других государств и народов, а в конечном счете создание на
обширных пространствах Евразии общетюркского государства - Туран. Особенно в
историографии 40-70-х годов, когда уже само понятие «национализм» принимало
негативную окраску, термин «пантюркизм» фактически отождествлялся с расизмом
и фашизмом. Такая позиция, конечно, была вызвана к жизни политико-
идеологической необходимостью и по-настоящему навязана коммунистической
идеологией, и в настоящее время она должна быть отвергнута.
Наиболее точные определения «тюркизма» даны следующими авторами:
Чарлз У.Хостлер: «Движение, стремящееся к политическому и культурному
единству всех тюркоязычных народов»;
Якоб Ландау: «Движение, целью которого является создание объединения,
союза – на культурной, психологической (или на обеих вместе) основах – народов
тюркского происхождения»;
Рафаэль Мухамметдинов: «Система идей, проистекающих из признания
общности этнического происхождения, родства языков и близости культур тюркских
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com6
народов и пропагандирующих единство, братство и сотрудничество этих народов, а
также направленных на защиту их свободы и независимости и способствующих их
продвижению по пути прогресса и процветания».
«Тюркизм» можно рассматривать и в контексте понятия «пантуранизм»,
автором которого является венгерский востоковед-тюрколог Арминиус (Армин)
Вамбери. Правда, само слово «Туран» имеет довольно большую историю: у персов
слово «Туран» означало мир кочевых тюрков, противостоявший Ирану. Мир этот
представлялся темным, диким, варварским (именно с таким оттенком оно
употребляется в поэме Фирдоуси «Шах-наме»). Туранизм в Венгрии сформировался
в годы первой мировой войны как своеобразный ответ панславизму и фактически
означал идею единства тюркских и угро-финских народов. Так что с содержательной
точки зрения понятие «тюркизм» более узкое, чем понятие «туранизм». Хотя в
исследовательской литературе, в том числе и у авторов-сторонников идеи тюркского
единства, нередко встречается смешивание двух похожих терминов.
Определенную границу следует, по-видимому, проводить и между понятиями
«пантюркизм» и «тюркизм» (хотя по сути своей это одно и то же), И все же,
учитывая устойчивость стереотипов недавнего прошлого лучше, вероятно,
употребление чуть более нейтрально и более точно звучащего понятия «тюркизм».
Правда, с учетом всего вышесказанного, понятия «тюркизм» - «пантюркизм»,
«туранизм» - пантуранизм» будут ниже употребляться в качестве синонимов (если
это не будет оговариваться специально)
Зарождение тюркизма:
Формирование идеи тюркизма напрямую связано с политической судьбой
Турции (Османской) империи и тюркских народов России. Кризис Османской
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com7
империи к концу 19 в. вызывал у многих политиков и ученых стремление
разработать собственную идеологию, которая смогла бы укрепить государство.
Фактически провозвестниками и предшественниками тюркизма можно считать
турецких историков, которые впервые обратили внимание на многообразие
тюркского мира. Ахмед Вефик (1823-1891), профессор истории Стамбульского
университета, объяснял своим студентам, что османы являются лишь одним из
племен большого тюркского народа, а их язык – лишь диалект того языка, на
котором говорят миллионы людей за пределами Турции.
Сулейман Паша (1836-1892) в своей книге «Тарих-и алам» («Всемирная история», 1876 г.), например,
освещал доисламскую историю тюрков. Джевдет Паша (1822-1895) в исследовании
«Каваид-и османие» (Османские правила) писал о становлении османского языка.
Писатель и генерал Мустафа Джелаледдин Паша (польский эмигрант Константин
Борецкий) (1826-1876) много писал о тюркской истории и о влиянии тюрков на
западный мир. В своем труде «Древние и современные турки», изданном на
французском языке, он вообще утверждал, что истоки современной цивилизации
следует искать в тюркской истории, и что тюрки очень сильно повлияли на
становление современных европейских языков и культур. Джелаледдин Паша одним
из первых предложил очистить турецкий язык от арабизмов и фарсизмов (своему
сыну он писал письма на турецком языке латинскими буквами уже в конце 60- -
начале 70-х годов XIX в.)
Значительное влияние на турецких интеллектуалов второй половины XIX в.
оказали и работы европейских авторов. Исследования знаменитого венгерского
тюрколога Арминиуса Вамбери (1832-1913) знакомили турецких читателей с
тюркскими народами Центральной Азии и России. Труд французского историка
Леона Кауна «Введение в историю Азии, тюрков и монголов» дал мощный толчок
для изучения тюркской истории в Турции. В конце 60-х годов XIX в. эта книга
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com8
пользовалась в Турции огромной популярностью и была переведена с французского
языка на турецкий. Каун возвеличивал деяния Чингиз-хана и Тимура, представляя их
как «сверхлюдей», а монголов определяя как «расовую аристократию». Тюркские
народы, на его взгляд, являются прямыми потомками монголов. В описании Кауна
тюрки гораздо лучшие воины, чем арабы или персы. Как считал французский
историк, арабы с помощью Корана отравили тюркские народы, заставили их
потерять свои национальные чувства, ослабили их и тем самым воспрепятствовали
созданию мировой Тюркской империи.
В книге Кауна самая высокая оценка дана идостижениям тюрков в сфере культуры и искусства. По мнению некоторых
исследователей, именно Каун напрямую способствовал зарождению в среде
турецкой интеллигенции идей тюркского единства.
В 1876 г. в Турции была принята конституция, по которой все граждане
объявлялись равными вне зависимости от национальности, расы и вероисповедания.
В основе ее лежала идея «османизма» (т.е. все граждане страны должны были быть
преданы султану и идее единого государства). Но христианским подданным
империи эта идея оказалась чуждой. Поэтому взамен ее официальной властью была
предложена идея религиозного единства – исламизма, что особенно проявилось в
факте отмены султаном Абдулхамидом 2 конституции 1876 г. Но и исламизм вряд
ли мог привлечь многих подданных Османской империи, стать подлинно
объединяющей идеей. Как попытку восстановления конституции, а значит и
возрождения османизма, можно рассматривать младотурецкую революцию 1908 г.
Балканская война 1912-1913 гг., приведшая к потере Турцией практически всех
своих европейских владений, и, наконец, начавшаяся в 1914 г. первая мировая война
явственно показали, что для Турции ни идея османизма, ни тем более исламизма не
стали по-настоящему привлекательными. Поэтому тогда в обществе вызревает идея
тюркизма, даже, скорее, туркизма, которая должна была укрепить государство,
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com9
повысить национальное самосознание турок. Все это в дальнейшем и привело к
появлению национального турецкого государства. Так что тюркизм в Турции
кристаллизуется вначале не как общетюркское движение, а политическая доктрина
«внутреннего пользования».
Наиболее заметным представителем тюркизма в Турции начала ХХ в. являлся
Зия Гёкалп.
Внутренний упадок османского государства наметился уже в середине XVIII в. В условиях бурного развития европейских стран развитие по сути теократической Турции тормозили как система миллетов (административно-религиозной дифференциации населения), так и ослабление официальной ханафитской идеологии другими исламскими течениями.
После прогрессивных реформ первой половины-середины XIX в. (известных под общим обозначением Танзимат) под воздействием национализма немусульманских народов империи и влияния европейского политического и культурного дискурса в Турции возникли и получили развитие два основных принципа политической идентичности: пантюркизм и панисламизм. На фоне кризиса государственной доктрины османизма, в основе которого лежали противоречия европеизации, лейтмотива Танзимата, и традиционных общественных устоев, а также резкой финансовой дестабилизации, опора на идею мусульманского или тюркского единства казалась единственным выходом из сложившегося тупика, когда нетюркские народы заметно обгоняли господствовавшую народность в социально-экономическом и культурном отношении. Последняя четверть XIX - начало XX вв. прошли под знаком массированной экономической экспансии европейских держав и России в османскую экономику, что предопределило превращение ослабевшей Турции в плацдарм для англо-франко-русско-германских противоречий. Германия, позже всех из европейских стран включившаяся в мировую геополитическую гонку, в это же время начала стремительно наращивать свое присутствие на Ближнем Востоке, что, в условиях нараставших претензий германского правительства к Великобритании, Франции и России, сделало союз кайзера и султана естественным. По мнению немецких аналитиков начала XX в. Турция должна была в союзе с Германией отвоевать утерянные раннее в пользу России области «с преобладающим мусульманским населением» (здесь имелся в виду, прежде всего, Кавказ), а также «восточное и северное побережье Черного моря». В дальнейшем планировалось, что Турция станет ведущей религиозно-политической силой не только на Кавказе, но и в Персии, русском Туркестане и Индии. Подобная позиция вполне согласовывалась с политическими амбициями Порты, что определило направления тактической оперативной работы турецких военных. Отталкиваясь от принятого за аксиому принципа враждебности русскому правительству мусульманского и тюркского населения Кавказа и Туркестана, входивших в состав России, на русскую территорию начали проникать турецкие эмиссары. Под видом торговцев, дервишей и религиозных учителей они осуществляли сбор средств для антирусской пропаганды и организовывали схроны оружия. На территории Кабарды был организован даже своеобразный аналитический центр – Бюро сведений о внутренней жизни в России. Деятельность турецких комитетов негласно шла в Иркутске, Уфе, Оренбурге, Самаре, Баку и Москве, для получения тактических сведений использовалась, в том числе, вербовка офицеров русской армии. Тем не менее в долгосрочной стратегии по вовлечению в свою политическую орбиту значительных территорий на Кавказе и в Центральной Азии Турция во многом ориентировалась на похожую стратегию Германии, которая, разрабатывая программу действий в этих же регионах, преследовала ослабление Великобритании и России. Подобная подмена понятий у турецкого руководства осложнялась как инертностью старых политических элит, так и противоречиями среди нового, младотурецкого руководства. Кроме того, к осуществлению столь значительного по масштабу политического проекта Турция подошла в состоянии системного кризиса, не в последнюю очередь, экономического. К примеру, в 1909-1912 гг. в денежном исчислении отрицательный торговый баланс составлял около половины стоимости всего турецкого экспорта. Попытки самостоятельной деятельности турецких военных и политических кругов не выходили за рамки общей германской стратегии и носили в реальности сугубо тактический и вспомогательный характер, а геополитические расчеты превышали собственные возможности. После поражения в Первой мировой войне и форсированной европеизации во времена президентства Мустафы Кемаля в политическом отношении наметился поворот к взвешенным и обдуманным действиям. Так, в годы Второй мировой войны президент Исмет Инёню удержал страну от выступления как на стороне Гитлера, так и на стороне союзников (формально Турция объявила Германии войну за три месяца до ее поражения). В условиях сложившейся затем биполярной системы Турция в 1952 году присоединилась к Североатлантическому пакту, став стратегическим южным плацдармом этого блока непосредственно у границ Советского Союза.