2. Основные направления в исламе и современный мусульманский мир.
Развиваясь на протяжении многих веков, ислам как религия не мог оставаться неизменным. Уже в процессе формирования ислама в середине VII века произошел раскол, определивший его два основных направления: суннизм, которого придерживается большинство мусульман, и шиизм.
Последний представлял раскольников в исламе. После смерти пророка исламскому обществу потребовались четкие писаные законы, освященные великим именем. Первый халиф (заместитель) Абу Бакр поручил бывшему секретарю пророка Зейду собрать все записи и создать вариант Корана. После того, когда Зейд свел все версии к единой редакции и этот текст был канонизирован, первоначальные записи были уничтожены. Сунниты признали этот текст целиком и безоговорочно. В период правления халифа Османа выделилась группа сторонников Али ибн Аби Талиба, являвшегося одновременно двоюродным братом и зятем Мухамеда, и стала настаивать на высшей духовной и светской власти. Сторонники Али, получившие название шиитов (шиа — партия, группа, секта), считали, что Зейд исключил из окончательного текста Корана те места, в которых отмечены отношения Мухамеда к Али. Шииты утверждали, что перед смертью Мухамед сделал Али своим законным преемником, что было скрыто новым текстом писания.С той поры партия сторонников Али приобрела характер религиозного сектантского движения, противостоящего ортодоксальному направлению суннитов. В Иране и Ираке шиитские общины стали составлять большинство населения. В отличие от суннитов, которые считали Мухамеда высшим божественным символом, имевшим связь с Аллахом, для шиитов была важна святость не только пророка, но и Али, чей авторитет базировался на родственной близости с Мухамедом. Родились легенды, что Аллах почитал Али за равного Мухамеду. В соответствии с ними появилось учение о святых имамах. Суть состояла в том, что предводителем правоверных может быть только имам из числа потомков пророка, потомков Али, который был последним из так называемых праведных халифов.
Это учение в современных условиях было использовано аятоллой Хомейни, стремившимся подтвердить не только право па утверждение своей духовной и светской власти в Иране, но и легитимность религиозно-политических преобразований в стране, освященных духом ислама. Он причислял себя к «каидам», к потомкам великого рода Мухамеда. Хомейни правил как современный единственный представитель праведного последнего имама. Трудно себе представить гигантскую связь времен, которую связывают предания, истории, И верования народов.Особое значение в верованиях шиитов отводится последнему, двенадцатому (скрытому) имаму, который исчезнул еще в IX веке в подростковом возрасте. Считается, что он не умер и все равно должен явиться людям в виде Махди (мессии). Вместе с Махди придет царство истины и справедливости и вернется истинный текст Корана. Легенда о Махди прочно укоренилась в верованиях шиитов и множество раз использовалась исламскими лидерами в политических целях. Еще в конце XIX века в Северной Африке прокатилось мощное движение махдизма, направленное против колонизаторов, в защиту местных интересов и привычных исламских традиций. Идея мессии — Махди находит почву в современном мире. После разгрома и уничтожения военно-политических структур Саддама Хусейна в Ираке и передачи власти Временному правительству в 2004 г. религиозные исламские вожди шиитов, пытаясь захватить власть, создали оппозиционную «армию Махди*, развязавшую в стране вооруженные бои и гражданскую войну. С идеей мессии тесно связано стремление возвратить исламу его чистоту и избавить от разного рода наслоений. В суннизме родилось направление вахабизма.
Вахабизм — религиозное, ставшее в настоящее время религиозно-политическим — течение в суннитском исламе. Возник в Аравии в середине XVIII века на основе учения Мухамеда ибн Абд аль Вахаба. Он проповедовал строжайшее соблюдение принципа единобожия и пуританизма (чистоты веры). На этих двух постулатах, по существу, и строилось его учение. Вахабизм выступил за очищение ислама от всего наносного, против поклонения святым и святым местам.
Вахабизм приобретал все больше сторонников, а вахабиты, пуритане ислама, проявляли все большую активность в борьбе против своих оппонентов. В начале XIX века вахабиты основали в Аравии эмират, потомки главы которого, Сауда, и поныне правят в Саудовской Аравии. В конце XX века вахабизм стал наиболее политизированным религиозным учением. Для вахабитов стала важна не столько чистота веры, сколько стремление вернуть общество к «золотому веку» ислама, к незапятнанной чистоте исламских порядков. Став религиозно-политическим движением, вахабизм на рубеже XXI века перешел на позиции фундаментализма и экстремизма. Действия вахабитов в Чечне, в Афганистане в 90-е годы наилучшим образом подтвердили, что использование вахабизма в политических целях может превратиться в политическое варварство. Действия талибов под лозунгами вахабизма были направлены на возвращение страны к средневековому обществу.Кроме двух основных толкований в исламе, существует немало сект, имеющих большое влияние среди населения стран исламского Востока. Шиитский ислам стал той базой, па которой на протяжении многих веков формировались остальные религиозные течения. На основе различных доктринальных разногласий возникли секты исмаилитов в VHI веке, алавитов в IX веке. Примечательно, что алавиты имеют свою священную книгу, составленную на основе Корана, но читают христианские Евангелия, носят христианские имена. В основном последователи этой секты до сегодняшнего дня существуют в Турции, Сирии и Ливане.
Итак, понятие «мусульманский мир» объединяет особый мир ислама, с одной стороны, а с другой — мир материальный, включающий конкретных людей, объединенных в уммы, страны и регионы. Наличие особой исламской цивилизации для исламских идеологов и исламоведов является аксиомой. Однако история развития исламской цивилизации поставила в мусульманском мире вопрос сохранения общих ценностей ислама и его единства. Рост многообразия мусульманского мира, как и разобщенность внутри него, создали проблему единства, которая по-разному решается представителями мусульманской элиты.
Ислам, хотя и является универсальной религией и в соответствии с его принципами у всех мусульман есть одна родина — дар уль ислам, не признающий никаких этнических различий, тем не менее, мусульманский мир отличают различные региональные формы существования ислама. Тот факт, что он был ниспослан в качестве Откровения специально арабам, говорит об определенной региональной обособленности исламской религии. Кстати, классический ислам связан в первую очередь с арабским миром. По мере распространения ислама за пределы арабского мира, он был вынужден приспосабливаться к условиям других мест и регионов. Полонская Л. Р. показала, что в Индостане, Индонезии, Центральной Азии, на Дальнем Востоке и в других регионах сложились исламские цивилизации (или субцивилизации), существенно отличающиеся как друг от друга, так и от классической арабо-исламской цивилизации.Ислам в отдельных странах и регионах обладал специфическими чертами, которые определялись различиями между отдельными направлениями ислама, а также условиями жизни в каждом из регионов. Многообразие исламских цивилизаций (субцивилизаций), являющееся результатом распространения ислама, вело к появлению особых черт цивилизационных структур в каждом из регионов. Мусульманский мир Южной Азии является самым многочисленным регионом мусульманского населения. На конец XX века мусульмане в Пакистане составляли 97%, в Бангладеш — 85%, в много конфессиональной Индии — 15%. В Индии четко прослеживается несомненное взаимовлияние двух цивилизаций: индусской и мусульманской. Взаимодействие индуизма и ислама проявилось в передаче мусульманам кастовой организации. Индусы, принявшие ислам, продолжали сохранять многие обычаи и верования, ставшие частью мусульманских традиций в Индии. Тенденции взаимодействия этих культур создали особые черты исламского мира в этом регионе. На облик ислама Южной Азии повлияла много этническая среда, он приобрел черты этнического многообразия. Индийские мусульмане, как правило, составляли часть отдельных этносов в различных регионах страны.
Индийская цивилизация отличалась еще и тем, что в течение длительного исторического периода ее представляло мусульманское меньшинство. Причем в доколониальную эпоху ислам, исповедуемый меньшинством населения, был государственной религией огромных империй. Это способствовало формированию убеждения, что создание в Индии государства мусульман имело историческую традицию. Утвердившаяся традиция сделала возможным избрание в 2002 году президентом Индии мусульманина Абдула Калама.В Индонезии исламская культура испытала еще большее, чем в Индии, влияние культурной местной среды. Проникая из Индии, ислам уже испытывал сильное влияние индуизма и буддизма. Находясь на периферии исламской цивилизации, религия впитала многие местные языческие обычаи и обряды доколониальной эпохи. В районах различных этносов ислам, сосуществуя с доисламской культурой, включал в свою практику доисламские племенные обычаи и ритуалы. Ислам стал в Индонезии господствующей религией, мусульмане составляли 85% населения и играли интегрирующую роль в утверждении единого государства в условиях значительной пестроты индонезийских народов.
Весьма существенные различия в исламе характерны для Средней Азии, где было достаточно сильно влияние доисламских цивилизаций. Среднеазиатский регион вошел в мусульманский мир со своими культурными и местными особенностями, образовав особый тип исламской цивилизации. В Средней Азии утвердился ислам суннитского толка. Но здесь находились очаги крупнейших религий древности, были широко распространены языческие культы. Средняя Азия находилась на перекрестке взаимодействия различных культур и этносов, прежде всего иранских и тюрко-монгольскнх. Синтез культур, сложившийся в средневековую эпоху, дожил до наших дней. В результате ислам приобрел здесь специфические черты, отличающие среднеазиатскую форму бытования от арабского мира. Исламская цивилизация Средней Азии развивалась в последнее столетие в условиях светского государства, достаточно прочно усваивала черты российской а затем советской империй. В результате осуществления в Средней Азии взаимодействия с русской православной цивилизацией сложилась особая евроазиатская мусульманская общность. Исламская среднеазиатская субцивилизация сохранила свою самобытность. Синтез традиционного и современного создал особую специфику развития стран в этом регионе,
3.