38. Основные течения идейно-политической мысли на Ближнем Востоке к. 19 – н. 20 вв.
Колыбель арабского возрождения – Сирия и Египет.
80-е гг. XIX в. – благоприятная среда для распространения идей буржуазного просветительства.
Распространение просветительских идей султана Абдул Хамида II – волна эмиграции в Египет.
Египетская цензура допускала большую свободу слова, а английская администрация поддерживала антитурецкие настроения.1870-80 гг. – Египет как центр интеллектуальной жизни арабов. Лидеры = сироливанские эмигранты. Якуб Саруф и др. Против османского ига.
Абдаррахман аль-Кавакиби (1899-1902). Критик социального неравенства и политического деспотизма. Жил в Турции, переехал в Египет, здесь опубликовал книги, в которых критиковал турецкую администрацию и национальное угнетение арабов.
Мыслители того времени аппелировали к светским юридическим и политическим нормам. Он, а также Али Мубарак, сторонники реформирования традиционного восточного общества. Эталон – Западная Европа. Приверженцы синтеза западной и восточной культур
Особенность: становление просветительства в Азии – под воздействием ислама. Он был формой идейного противостояния экспансии Запада. Усвоение прогрессивных просветительских взглядов становилось более эффективным, если они облекались в привычную для мусульман религиозную оболочку.
Исламское реформаторское движение
Лидер – Мухаммед Абдо (1849-1905). Из крестьян. Высшее образование в университете. За участие в восстании Араби-паши в 1882 г. выслан из Египта. Вернулся через 6 лет.
1889 г. – главный муфтий Египта.
По его инициативе – журнал «Маяк» (исламское реформаторство).
Идеи:
1) свободное толкование исламских преписанийэ
2) ислам не противоречит науке
3) заимствование европейскогоо научного и технического опыта непредосудительно, если сохранять нац. специфику востока
4) признают могущество разума и свободу воли человека
5) в общественно-политических вопросах острожны: поэтапные реформы в рамках существующего строя.
М.Абдо: «Египтяне не готовы к самоуправлению».Исламское реформаторство – активное, но узкое идейно-политическое течение. Открыло эпоху национального пробуждения и консолидации арабских народов.
1875 г., Бейрут – первое арабское политическое общество. Осуждение османского самодержания. Требования независимости Сирии и Ливану. На рубеже XIX-XX вв. зарождается понятие «арабский мир» как общая Родина арабов от Персидского залива до Тихоатлантического океана.
Арабский национализм
Пионеры арабского национализма возлагали надежду на поддержку европейских держав. Одни – ориентация на Францию, другие – на Россию. Крупнейший лидер – Мустафа Кямиль, (1874-1908).
Цель жизни – борьба за свободу Родины от колониальной зависимости. Публицист, оратор. Учился в Париже.
Идея: освободить Египет можно, если использовать разногласия между европейскими державами.
Вел антианглийскую пропаганду во Франции, Германии, Австр-Венгрии.
Революционный путь освобождения отвергал.
Антанта 1904 г. заставила Кямиля и его сторонников ориентироваться на Османскую империю как гарант независимости Египта.
Джамаль ад-Дин аль-Афгани.
С начала XX в. антизападные настроения – преобладающие. Пример – Джамаль ад-Дин аль-Афгани.
Еще в конце XIX в. аль-Афгани объединил вокруг себя мусульманскую интеллигенцию. В исламе видел инструмент консолидации мусульманского мира. По мере объединения европейских держав он утверждался в том, что ислам позволит дать отпор колониальным домогательствам европейцев. В исламе видел социальную справедливость, народовластие, классовую гармонию и сейчас его некоторые идеи используются в панисламизме.
Упрочение ориентации на Порту. Редкие мыслители, сохраняя панисламистские взгляды, были сторонниками самостоятельного панисламистского государства.
Пример – Кавакиби (см. выше). Он говорил даже об Арабском халифате как спасении арабского мира. Но все идеи – предметы умозрительных построений. Многие арабские националисты придерживались концепции османизма (единство и равенство всех подданных османской империи).
Пример – Халиль Ганем.Турецкие и арабские националисты близки во многих вопросах. Из общностей целей формировался единый фронт борьбы против султанского самодержавия.
Ближний Восток » Османская империя. Кризис 70-х гг. ? Мидхат-паша и сторонники реформ активизировались, Абдул‑Азиз низложен (в ночь на 30 мая 1876 г.), а Мурад V должен созвать парламент и провозгласить конституцию. Но у него нервное заболевание ? он низложен, султан – Абдул‑Хамид II, он обещал Мидхат-паше конституцию, но работа началась т‑ко 23 декабря 1876 г. (указ), в условиях внешней угрозы. Конституция (Мидхат‑паша и Намык Кемаль) предусматривает введение 2‑палатного парламента, личную свободу подданных и равенство перед законом и проч демократические свободы наряду с неограниченными правами султана. Прогрессивное событие в истории Псманской империи, но недолгое: в феврале 1877 г. Мидхат-паша арестован и сослан, за ним и др «новые османы», а конституция отменена.
Стандартная позиция: Абдул-Хамид II правил деспотически, фактически отменил конституцию 1876г. ? младотурецкая революция 1908 г. Это упрощенный подход. Абдул‑Хамид II действительно не одобрял группировку «новых османов» и, придя к власти, разгромил тех, кто посадил его на трон.
АХ‑2 правил в эпоху смены политики европейских держав на Востоке; их теперь вполне устраивал раздел Османской империи. (Сразу после Берлинского мира1878 г. Англия оккупирует Кипр, Франция – Тунис; 1882 г. – англ оккупация Египта.) Турция теряет европейские владения ? т-рь она на 80% мусульманская, по с-ме управления - абсолютная монархия, султан = халиф, т.е. покровитель всех мусульман.
Но правление АХ‑2 иногда считается продолжением танзимата, т.к. курс тот же – укрепление власти султана. Новая традиция: использование печатного слова в качестве пропаганды. АХ-2 открыл 1-й османский университет, а общее число учебных заведений при нем увеличилось втрое. Рост ж/д, разветвленная телеграфная связь, модернизация портов.
«Армянский вопрос»: получил развитие после внесения в текст Берлинского договора требования (России) о предоставлении автономии ряду восточно-анатолийских вилайетов. В правительстве АХ-2 армяне – министр иностранных дел и начальник тайной полиции (?).
Младотурки, официальное название – «Единение и прогресс». Чиновники, офицеры, интеллигенция. Последователи «новых османов» – за конституцию. Это офицеры новой армии европейского образца, к-я является главной опорой и главной угрозой власти. Технически военный переворот осуществим ? почему бы нет? Революции как таковой не было, просто взбунтовался 1 армейский корпус, а АХ‑2 не стал его подавлять, объявил выборы в парламент, и младотурки на них победили. Младотурки – a-la большевистская организация, т‑ко более military ? армия в их руках, и когда в 1912 г. они проиграли выборы, они устроили военный переворот. Проводят османистскую политику, запрещают национальные политические партии. Но и эта надэтническая политика не может остановить нарастание национального сепаратизма.
Арабский сепаратизм. В н. 20 в. в Османской империи 45‑50% арабов. Из них 1-е сепаратисты – арабы‑христиане, выпускники миссионерских школ. Они приходят к выводу, что значение имеет не столько религия, сколько общая родина и культура, т.е. национальность (это отход от мусульманских представлений). 1-й араб-националист‑мусульманин – Абдурахман Аль-Кацакиби. Начал политическую деят-ть в Египте. Выступал за федерацию мусульманских гос-в со специализацией по функции (?). Широкого распространения его взглядов не было, отрицание султанской власти казалось бредом, и вообще, подъем арабского национализма – позже, в 1908‑14 гг., когда младотурки начали арабские и др национальные партии. Появляется Османская партия децентрализации (сам этот термин ^ принципов младотурок), на 90% - арабы‑националисты. Требования: политическое признание арабской нации, арабский язык – 2‑й гос‑й; территориальный принцип вербовки госслужащих и армии. Хотят создания 2-этнич гос-ва и власти. А младотурки хотят абсолютного единства.
Большинство населения националистов не поддерживает; антагонистического турецкого сепаратизма еще нет, он возникает ближе к WW1, причем подогревают его эмигранты-татары.