§ 2. Развитие общественной мысли в странах Азии и Африки
Страны Востока B XX в. проявились и продолжали действовать две в современном мощные, но противоположные по характеру обще- мировом н человеческие тенденции: интеграция к планетарно- идеологическом jjy суперобществу и сопротивление могущественных пространстве дезинтеграционных сил.
Сложились мировой рынок и единое информационное поле, существуют международные и наднациональные политические, экономические, финансовыеинституты и идеологии. Народы Востока активно участвовали в этом процессе. Бывшие колониальные и зависимые страны получили относительную независимость, но стали вторым и зависимым компонентом в системе «многополюсный центр — периферия». Это было опредедено тем, что модернизация восточного общества в колониальный и постколониальный периоды проходили под эгидой Запада.
Впрочем, в силу неравномерности развития компонентов мировой системы под влиянием меняющихся потребностей научно-технического и технологического прогресса, экологических ограничений на хозяйственную деятельность неизбежно перемещение мировых центров — экономических, финансовых, военно-полити- ческих. Тогда, возможно, наступит конец евро-американской направленности эволюции мировой цивилизации, а восточный компонент станет направляющим фактором многонациональной культурной основы. Ho пока доминантой складывающейся мировой цивилизации остается Запад. Его силаопирается на сохраняющееся превосходство производства, науки, Технологии, военной сферы, организации экономической жизни в целом.
Страны Востока, несмотря на различия между ними, в большинстве своем связаны сущностным единством. Их объединяет, в частности, колониальное и полуколониальное прошлое, а также периферийное положение в мировой экономической системе. Их объединяет также то, что по сравнению с темпами интенсивного восприятия достижений научно-технического прогресса и универсализацией, особенно в сфере материального производства, сближение Востока с Западом в социокультурном отношении происходит относительно медленно.
И это, естественно, потому, что менталитет народа, его традиции в одночасье не меняются. Иными словами при всех национальных различиях страны Востока до сих пор роднит наличие определенной совокупности ценноетей материальной, интеллектуальной и духовной жизни.Повсюду на Востоке модернизация имеет общие черты, хотя каждое общество модернизировалось по-своему и каждое получило свой результат. Ho при этом западный уровень материального производства и научных знаний остается для Востока критерием современного развития. B разных восточных странах происходили проверку как западные модели рыночной экономики, так и вульгаризированные социалистические. Соответствующие воздействия испытывали идеология и философия восточных обществ. Причем современное не только сосуществует с традиционным, образует с ним синтезированные и симбиозные формы, но и противостоит ему.
Одна из особенностей общественного сознания на Востоке заключается в мощном влиянии религии, религиозно-философских доктрин, традиций как выражения социальной инертности. Выработка современных взглядов происходит при противоборстве целей и идеалов, при противостоянии традиционного, обращенного в прошлое шаблона жизни и мысли с одной стороны, и современного, ориентированного на будущее, отмеченного научным рационализмом — с другой.
Осмысление результатов взаимодействия между Востоком и Западом остается крайне важным для восточной общественности. Западный образ жизни и мыслей все более становится нормой для городских жителей в странах Востока.
Соотношение между традиционным и современным неоднозначно. Новое не только усваивается или отвергается обществом. Оно сосуществует со старым и при этом утрачивается четкость присущих им особенностей. Одни традиции умирают, другие остаются как органический элемент жизни общества. Заимствованные идеи, теории, нормы, сохранив или утратив изначальную форму, обычно принимают новое содержание, отражающее специфику места и времени. Стереотипы индивидуального и группового сознания и поведения синтезируются так, что интернациональное все больше становится частью национального.
При этом мыслящей элитой и генератором новых идей в странах Востока является национальная интеллигенция. Ee большая часть старается объективно, взвешенно подходить к культурным ценностям двух миров в интересах прогрессивного развития своего общества при сохранении национального своеобразия. Она сознает, что национальная культура несет в себе частицы иных культур и потому объективно отражает ценности общечеловеческой цивилизации.Так, например, в 1975 г министр информации Филиппин в своем циркуляре констатировал, что филиппинская культура — это итог многовековых внешних влияний, которые смешивались, приобретая филиппинскую природу. Это малайская матрица, на которую наложились элементы индийской, китайской, арабской, испанской, мексиканской и североамериканской культуры.
Религиозный Роль религии Как веры и ритуала по-прежнему фактор в обще- велика не только на Востоке, но и на Западе. Ho
ствениомсозиании Для Востока в значительно большей степени постколоииального важна еще одна составляющая часть религии — Востока как идеологии и системы ценностей, кодекса социальной справедливости, идеологии, выполняющей социальный заказ. Bo многих странах религиозная мысль значительно продолжает определять состояние общественного сознания.
B настоящее время отмечается некоторый рост влияния религиозного фактора на восточное общество. Это ответная реакция общественного сознания на избыток модернизации и секуляризацию предшествующего периода. Ho в целом религиозные установки перестают быть критерием истины. Традиционные, в том числе религиозные предписания, утратили роль единственного или главного регулятора отношений между людьми.
«В нашу жизнь вторгся современный мир, который увлек за собой молодежь, а теперь у нее не осталось времени на религию», — заявил знаменитый монах — езид Баба Шауши. Ученые монахи в Таиланде утверждают, что многие буддийские монахи любят роскошь, не придерживаются не только,буквы, но и духа канонов, что большинство из них пришли в сангху, чтобы решить свои экономические проблемы, а не взыскуя истины.
Газета радикальной мусульманской ориентации в Турции сетовала (начало 1980-х гг.): «В то время как 95% турецких газет пропагандируют западный образ жизни, материальную заинтересованность, азартные игры, алкоголь, секс, может быть только 5% изданий отстаивают исламский образ жизни, но противник и этого не может перенести».B этих утверждениях много преувеличений. За атеизм часто принимают результат секуляризации сознания, хотя это необязательно одно и тоже. Ha деле же для образованной молодежи, новой интеллигенции характерно представление о непротиворечивости, Мирского и священного, Разума и Веры.
Секуляризм как совокупность идей, суть которых — освобождение государства, общества и личности от господства духовенства, был результатом модернизации. B Европе секуляризация была функцией естественного развития буржуазного общества, на Востоке — функцией направленной модернизации. Поэтому на Востоке она относительно слабо выражена, принимает различные формы, лишена радикализма.
Отличительная черта современного Востока — подъемы и спады влияния религии и религиозных институтов на человека, общество, политику. Попытки осуществить модернизацию по западному образцу почти повсеместно сопровождались заметным упадком влияния религии, особенно в 1950-1960-e гг. B ходе борьбы за свободу национализм оттеснил религиозный фактор за кулисы политической сцены. Народы Востока боролись за независимость преимущественно под националистическими, а не религиозными лозунгами, и в освободившихся странах были установлены светские, а не теократические режимы. Для религии как регулятора общественной жизни, казалось, не оставалось места. Дж.Неру считал религию крайне консервативной и даже реакционной силой, и не желал ее вмешательства в политику. Иракский лидер Саддам Хусейн утверждал, что баасизм — идеология Партии арабского социалистического возрождения — является иовой светской идеологией, признающей свободу совести и считает недопустимым вмешательство улемов в политику.
C конца 1970-х гг.
интерес к религии резко возрастает, с одной стороны, на неправительственном уровне как религиозной вере и комплексу морально-этических норм, с другой стороны, на официальном уровне как санкция социально-экономических программ и политического курса.B Юго-Восточной Азии повысилось внимание к культу святых, появились новые лристианские и буддийские секты. B Японии также наблюдался повышенный интерес к религии. Из 3 тысяч опрошенных в 1979 г. 41% считали, что религия необходима, чтобы человек жил счастливо. Особенно показателен рост влиДния исламского фактора. Еще в середине 1960-х гг. духовенство не внушало ни малейшего уважения арабской молодежи. B конце 1970-х исламисты пришли к власти в Иране и Судане; во многих мусульманских странах идет исламизация общественной жизни. Выборы в Алжире в 1995 г. принесли победу радикальной исламской Партии спасения. Ha парламентских выборах в Турции в 1996 г. большого успеха добилась исламиская Партия благоденствия.
Несмотря на относительно быстрое распространение научного знания и современного образа мыслей традиционные религии до сих пор остаются основой для значительной части мировоззренческих концепций и социальных теорий. Общественно-политические взгляды нередко облекаются в традиционную форму или как-то соотносятся с релиґиозной доктриной.
Религиозная Огромное влияние на общественно-политическую реформаторе- мысль в странах Востока оказала реформаторская кая деятель- деятельность новой интеллигенции. Суть религи- ность озного реформаторства — переосмысление традиционных представлений под лозунгом возврата к первоосновам религиозной доктрины или религиозно-философского учения с позиций рационализма через очищение от многовековых наслоений и искажений.
Реформаторство отражало назревшую необходимость трансформации религиозного сознания, с тем чтобы оно могло безболезненно приспособиться к быстро меняющимся условиям жизни восточных обществ. B богословско-юридическом отношении почти все последователи и приверженцы реформаторства являются фундаменталистами: они отталкиваются от основополагающих религиозных текстов или древних канонических книг и часто отказываются от тех толкований, которые давались позднесредневековыми авторитетами.
Ho в социально-политическом отношении они делятся на «модернизаторов» и «охранителей» -антагонистов и в социальном и в политическом плане.«Модернизаторы» пытаются примирить науку и религиозную веру, социальные идеалы и морально-этические предписания религиозных доктрин с действительностью через освящение научного знания священными текстами и канонами. Они — поборники прогресса с национальной спецификой. «Модернизаторы» нередко призыцают к преодолению антагонизма между религиями и допускают возможность их сотрудничества.
Напротив, задача фундаменталистов-«охранителей» переосмысление действительности, современных социокультурных и политических структур в духе священных текстов. Их апологеты утверждают, что не религии должны приспосабливаться к современному миру с его пороками, а общество должно строится так, чтобы соответствовать основным религиозным принципам. Фундаменталистам -«охранителям» присущи нетерпимость и «по- иск врагов». Bo многом успехи радикальных фундаменталистских движений объясняются тем, что они указывают людям на их конкретного врага, «виновника» всех его бед.
Реформаторские идеи распространены преимущественно среди образованных городских слоев населения. Ниже в общем виде приведены характерные черты реформаторско-модернистского направления в некоторых религиозных системах.
B последней четверти XX в. произошел феноменальный слам всплеск политического значения ислама При этом надо учи
тывать исключительность исламской доктригіы, основанной на абсолютном единобожии и предлагающей верующему всеохватный кодекс поведения.
Последователи мусульманского реформаторства ищут все новые аргументы, чтобы доказать совместимость веры и разума.
По мнению египетских богословов-реформаторов противоречия между наукой и религией не может быть, потому что Бог сотворил и веру и науку. Предлагается даже допустить в качестве аргумента цитирования Корана в научных трудах. B такой форме наука якобы станет доступной всем. Ho встречаются и парадоксальные суждения. Например, согласно концепции «антропологической теологии», выдвинутой одним из лидеров левых мусульман в Египте Хасаном Ханафи, Бог — это аспект бытия человека: он не есть, но как бы есть, проявляя себя только в деятельности людей. Бог — это прогресс.
Радикального фундаментализма модернизаторского толка придерживается ливийский лидер Муамар Каддафи. Единственной основой ислама он считает Коран, подлежащий интерпретации в духе времени и обстоятельства жизни общины. Более того, Каддафи заявляет, что приверженность священным текстам не является обязательным условием веры, потому что у каждого человека свое отношение к Богу и обществу.
Как «модернизаторы», так и «охранители» опираются на коранический принцип «шура» (совещательность). Ho первые толкуют его как предписание избрать представительный образ правления, конституционализм, демократию современного типа и т.д. «Охранители» же отвергают все формы запад- ной демократии (как и вообще все западное), поскольку «суверенитет — у Бога», из чего следует никчемность законодательных институтов, неприятие секуля- ризма, недопустимость деятельности политических партий.
Среди «охранителей» есть умеренные и радикалы-максималисты. Первые ориентируются на проповедь фундаменталистского ислама, нравственную революцию в духе Корана, моральную подготовку для гипотетического государства по раннеисламскому образцу. Вторые стремятся к власти, очищению общества от скверны и установления господства шариата (мусульманское право, сложившееся в IX в.) с помощью » разнообразных методов политической борьбы, подчас террора.
Общая точка зрения исламистов — «охранителей» фундаменталистского толка отражена в позиции, получившей широкую известность организации «Братья-мусульм^не». «Братья» руководствуются мнением Хасана аль-Бан- ны, что цикличное движение истории вступило в фазу, когда мусульмане бу- дут руководить миром, ибо как сказано в Коране, мусульмане — суть реко- мендатели для слабого человечества».
И зм Модернизаторская тенденция в индуизме отмечена деятельностью Махатмы Ганди. Ему, как никомудругому, удалось сделать древние принципы основой концепции борьбы индийцев за социальную справедливость и политическую независимость. Отталкиваясь от представления о том, что в каждом человеке есть частица Высшего Духа, Ганди говорил о равенстве всех перед Богом, который сливается у него с морально-этическим идеалом и совершенной истиной. Ганди учил, что в стремлении к Богу (Истине) человеку необходимо самосовершенствование на пути самопожертвования, борьбы с несправедливостью, терпимости и ненасилия.
Современные последователи реформаторов в духе времени расширительно толкуют традиционные представления индуизма. B частности, менее категоричными стали их утверждения о приоритете духовного начала над материальным, о незыблимости кастовой системы, подвергается сомнению учение о переселении душ, которое объективно сдерживает стремление K изменению жизненных условий, переосмысливает понятие кармы, посколь- ку-де человеку воздается по заслугам уже в земной жизни. Вообще индуизм, ориентированный на индивида, по существу, выводящий человека за пределы интересов общества, толкуется как социальное учение, даже с признанием особого достоинства физического труда, подчеркивается общественная значимость социально-активной личности.
Последователь М.Ганди Винаба Бхаве толковал положение индуизма об услугах низших каст высшим как установку для верующего оказывать услуги всем людям; положение о карме, которая в классическом индуизме связана прежде всего с ритуальными действиями, как долг человека совершать добрые дела для всех; положение о Брахмане как о высшей и всеобъемлющей pe- альности, как принцип всеобщего равенства, бхати (любовь к богу) как любовь к человечеству.
B конце XX в. эту линию продолжил видный философ и политик Сарвепалли Радхакришнан. Он выдвинул концепцию вечной и универсальной «религии веры» мистического богопостижения. Философ исходил из того, что сутью всех религий является духовность, достижение такого состояния, когда духовное начало в человечестве или человеке соединяется с универсальным духом, высшим источником, первоэлементом божественного или Бога, который есть суть духовного опыта. «Религия духа» по мнению Рахакришнана, полностью согласуется с наукой, дополняет ее и будучи идеальной, основанной на категориях любви и ненасилия становится «социальным цементом», источником импульсивной активности.
Буддизм Модернизация — это один из аспектов возрождения буддиз- Mk, которое началось в конце XIX в. и получило новый толчок в связи с отмечавшимся a l954-1956 гг. 2500-летием со дня смерти Будды. Если «охранители», неотрадиционалисты, приверженцы консервативного течения в возрожденческой мысли интерпретируют современность C позиций классического буддизма, не ждут обретения мудрости и духовного освобождения в земной жизни, то «модернизаторы», напротив, дают современное научно-рациональное толкование основных положений учения, стремясь к тому, что- бы буддийский мир стал современным миром. Они особенно внимательны к тем сторонам учения, которые совместимы со светскими идеями и прогрессивным развитием общества. «Модернизаторы», преодолевая упорное сопротивление «охранителей» выступают за упрощение и удешевление ритуала.
Традиционно монахам запрещается заниматься политической деятельностью. Однако кампучийские буддисты, объясняя свою активность в 1970-х годах заявляли: «Монахи'должны подражать Будде, а Буд да трудился не только ради своего благополучия, достижения нирваны, но ради счастья всего мира. Для революционеров Лаоса не существовало противоречия между учением Будды Гаутамы, указывающим путь, который позволяет человеку избежать страданий и революцией во имя народного счастья.
Кульминацией буддийского возрождения на Шри-Ланке стало движение Сардовайя Шрамадана, возникшее в 1958 г. под влиянием учения М.Ганди. Его цель состояла в построение общества на буддийско-индуистских принципах равенства, взаимности, любви, духовного пробуждения личности как условия духовного пробуждения общества и мира. Универсальное учение Будды члены общества использовали с тем, чтобы снять межобщинную напряженность в стране. B буддийских храмах, в христианских церквах, в мечетях, переходя из деревни в деревню, они служили литургии, включая B них компоненты разных религий.
Один из главных постулатов буддизма — не убий. Чтобы оправдать использование препарата ДДТ против насекомых в пособии говорилось, что после обработки помещения насекомые умирают сами по себе и человек не виновен в их гибели.
Ho несмотря на такие уступки стремление традиционистов вписаться в современность с грузом старинных представлений, приводит к столкновению их с «модернизаторами», которых они осуждают как людей по меньшей мере заблуждающихся.
κ . B последние десятилетия отмечаются попытки возрожде-
ФУЧ ния конфуцианства. C начала XX в. китайская интеллиген
ция настороженно относилась к конфуцианству: с ним прочно связывалось представление о застойности, засилье бюрократии, консерватизме. B 1960-х годах, когда в KHP проводилась кампания под лозунгом «Пусть расцветают сто цветов», в дебатах по проблемам истории конфуцианская концепция «жэнь», что можно перевести как гуманизм, рассматривалась с марксистских позиций.
Bo время культурной революции 1966—1976 гг. конфуцианство подвергалось критике со стороны радикалов, считавших его опорой всего старого, отжившего. Ho в конце 1970-х и в 1980-х годах одним из важнейших предметов дискуссий стала традиционная культура. Власть апеллировала к ней в интересах укрепления своих позиций, интеллигенция -в поисках национальной идентичности. Традиционное наследие, прежде всего конфуцианское учение, пересматривается в духе времени. Это явление описывается формулой американского ученого китайского происхождения Ли Цзэкоу. Он считает, что сочетание достижений западной цивилизации с китайской традицией это и есть тот путь, который может привести к развитию западного цивилизационного ядра.
Сейчас в Китае есть решительные противники конфуцианства. Н&пример, известный писатель Шао Янсан в 1988 г. призывал полностью отказаться от этого первоэлемента национальной культуры и психологии, чтобы расчистить путь к прогрессу, созданию сильного и богатого демократического и цивилизованного Китая. Ho есть и решительные защитники конфуцианства. Исследователь традиционной философии ЧжанДайянъ писал в 1991 r., что конфуцианство может сильно способствовать процессу модернизации страны, потому что в нем делается упор на нравственное воспитание человека, на идею сплочения людей, социальном долге и личной ответственности каждого за положение дел в стране.
Специфическую форму приняло реформаторское движе- Иудаизм ние в иудаизме. Оно зародилось в Германии как хаскала — еврейское просветительство. Его цель состояла во включение еврейской культуры в общемировую, сохранение древнееврейского языка и литературы, распространение светского образования наряду с религиозным и т.п. Движение реформаторов иудаизма ориентировано не на пересмотр религиозной догматики, а на решение мирских проблем евреев. B его основе лежала идея, согласно которой иудаизм, чтобы сохранится в качестве живой религии, должен изменяться в духе времени.
«Мы можем сказать без колебаний, — заявил один из лидеров реформаторского движения, — что подлинным импульсом к приведениюрелигиозной жизни в соответствие с требованием времени, является необходимость не столько удовлетворить религиозные требования времени и потребности верующих, сколько обеспечить соответствующее представительство евреев без иудаизма и без иудаистской культуры».
Процесс модернизации религиозного сознания, неравномерный, с понятными движениями, — характерная черта нашего времени. При всем том безусловную власть над массами сохраняют традиционные формы религии. Принципиальные противники перемен в богословско-юридической сфере, вынуждены на практике допускать их, прибегая к казуистике и расширенному толкованию священных текстов и древних книг.