ЗАРОЖДЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА. МЛАДОАФГАНЦЫ
Выразителем интересов торговой буржуазии и новых помещиков выступили представители афганских образованных слоев. Под влиянием освободительного движения в соседней Индии распространение буржуазных просветительских идей в Афганистане шло быстрее, чем становление афганской национальной буржуазии как самостоятельной экономической силы.
Инициаторами движения за конституцию и реформы выступил директор первого созданного Хабибуллой-ханом светского государственного учебного заведения Хабибие Абдул Гани (индиец по происхождению). Вокруг этого лицея группировались молодые» представители афганской интеллигенции, преимущественно преподаватели и воспитанники лицея, вошедшие в историю под названием младоафганцев. Их идеологом стал Мухаммед-бек Тарзи, происходивший из того же баракзайского рода мухаммадзаев, что и правящая династия. Долгие годы он находился в политической эмиграции в Иране, Ираке и Сирии, где и получил образование. Познакомившись с новой турецкой и европейской литературой, он воспринял передовые для того времени буржуазные идеалы и посвятил всю свою деятельность их осуществлению в Афганистане. Получив при Хабибулле-хане разрешение вернуться на родину, Мухаммед-бек Тарзи развернул активную политическую деятельность как поэт, публицист и переводчик. В своих поэтических произведениях и статьях, печатавшихся на страницах издававшейся им с 1911 г. газеты, он выступил с обоснованием своего общественного кредо.
Сильную сторону учения М. Тарзи составляла антиколониальная направленность. Осуждение колониализма и призыв к борьбе за полную независимость своей страны получили у него значительно более последовательное выражение, чем у просветителей тех стран Востока, которым приходилось действовать в колониальных условиях:
Критика Мухаммед-беком Тарзи колониальной политики европейских держав сыграла важную роль в пробуждении национального самосознания афганцев. Поскольку религия была символом независимости и средством укрепления единства в борьбе против колониализма, его идеи были облечены в панисламистскую форму.
Тарзи находился иод сильным влиянием идей Джамаль ад-Дина аль-Афгани, стремившегося найти в исламе обоснование не только антиимпериалистической борьбы, но и утопических социальных идеалов. Религиозная форма национальной идеологии Тарзи была исторически обусловлена. Она способствовала в ряде случаев объединению афганцев в антианглийской борьбе, но в то же время зачастую вела к идеализации исламских, традиций и доколониального прошлого.Путь к прогрессу Тарзи, подобно другим буржуазным просветителям, видел в просвещении, в развитии промышленности, науки, техники, в борьбе с невежеством. Тарзи противопоставил господствовавшим в то время мусульманским догмам о пассивности человека перед богом сравнительно прогрессивные идеи мусульманских просветителей о человеке-деятеле и его ответственности перед обществом. Он призывал своих соотечественников заниматься полезным трудом: торговлей, ремеслом, развивать земледелие, создавать свою промышленность. По его мнению, наступил новый век прогресса, развития техники и промышленности, и Афганистан должен идти в ногу со временем. Под флагом очищения ислама и возрождения его раннего демократизма Тарзи фактически проповедовал приспособление ислама к нуждам времени, его модернизацию.
В осуществлении своих идеалов он уповал на афганских правителей и не видел иной силы, способной провести социальные преобразования, кроме эмира. Просвещенная абсолютная монархия – таков был его социальный идеал. У него появилось в стране немало сторонников (младоафганцев).
Убедившись в неспособности Хабибуллы-хана провести конституционные реформы, младоафганцы стали связывать достижение своих целей с младшим братом эмира, воспитанником Мухаммеда Тарзи – Аммануллой-ханом.