<<
>>

§23.1. Концептуальные подходы к определению

категории «правовая культура» в юридической науке

В теории права нет единства мнений по поводу определения понятия «правовая

культура». Обусловлено это тем, что в культурологии не существует и общепризнанной

дефиниции «культуры».

Сам термин «культура» берет свое начало от латинского слова cultura, которое оз-

начало возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, выращивание, об-

рабатывание и обозначало функцию, связанную с приобретением знания, опыта, целе-

направленным воздействием человека на природу. Впервые в литературе слово «культу-

ра» как теоретический термин было употреблено в работе «Тускуланские диспуты» рим-

ского юриста, оратора и философа Цицерона (45 г. до н.э.).

В Средние века появились понятия «духовная культура» и «умственная культура».

В эпоху Возрождения с этим словом связывали совершенствование человеческих индиви-

дов, соответствие их гуманистическому идеалу. В России термин «культура» впервые был

определен в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова в 1846 г. и характери-

зовал деятельность для пробуждения дремлющих в человеке сил. В. Даль определял

«культуру» как «обработку и уход, возделывание, возделку; образование умственное,

нравственное».

В середине XVIII в. во французском языке появился термин «цивилизация», в ка-

честве антипода понятию «варварство».

В настоящее время чаще всего термины «культура» и «цивилизация» рассматривают-

ся как синонимы. Однако еще в XVIII в. И. Кант наметил различия между этими понятиями,

а в начале XX в. О. Шпенглер противопоставил их. В 40-х гг. XX столетия И.А. Ильин вновь

разграничил эти понятия. «Культура духовна, первична, творчески целенаправленна,

органична, – писал он. – Цивилизация технична, вторична, размножена, механистична,

вещественно и инструментально создаваема.

Культура касается внутреннего мира, само-

го значительного в нем, святого, главного. Цивилизация касается более внешнего, полез-

ного, материального, второстепенного»1.

«Нет ничего менее определенного, чем это слово «культура», и нет ничего более

обманчивого, как прилагать ее к целым векам и народам»2, – писал немецкий философ

второй половины XVIII – начала XIX в. И. Гердер.

По мнению И.А. Иванникова, культуры различных исторических эпох классифи-

цируются:

1) по степени агрессивности: агрессивные и неагрессивные;

2) по характеру влияния на здоровье нации: конструктивные и диструктивные;

3) по характеру ориентации на материальные или духовные ценности: материаль-

ные и духовные;

4) по отношению к справедливости: справедливые и несправедливые1.

1 Ильин И.А. О русской культуре // Собр. соч. Т. 2. Кн. 1. – М., 1993. – С. 590.

2 Гердер И. Идеи к истории философии человечества. – М., 1977. – С. 6.

Глава 23. Правовая культура

385

Наряду с этим в юридической науке имеется множество подходов к пониманию

правовой культуры. Так, В.П. Сальников отмечает: «Правовая культура есть особое соци-

альное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и

личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям»2.

«Правовая культура, – считает Ю.Н. Тодыка, – это соответствующее качество пра-

вовой жизни общества, уровень его развития»3.

Профессор А.Б. Венгеров отмечает, что правовая культура – это «более высокая и

емкая форма правосознания»4.

Кроме того, под правовой культурой понимается также обусловленное всем соци-

альным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние пра-

вовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятель-

ности, юридических актов, правосознания в целом и уровне правового развития субъекта

(человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности госу-

дарством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Самое удачное, на наш взгляд, определение правовой культуры предлагает

И.А. Иванников, отмечающий, что «правовая культура – это одна из форм социально

значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений,

которая выражается в правовых нормах, институтах, в способности оценки этих явлений

и духовных продуктах жизнедеятельности, в навыках и ценностях, которые влияют на их

юридически значимое поведение. Совсем кратко: правовая культура – это способность

действовать «по закону», а не «по совести»5.

Таким образом, некультурное поведение, с точки зрения права, – это негативное

нигилистическое отношение индивидов, их объединений к юридическим нормам, на-

рушение действующего законодательства. В силу такого понимания правовой культуры

всякое противоправное поведение есть антикультура, а поэтому звучит абсурдным ут-

верждение о существовании криминальной субкультуры или культуры. Культура, в от-

личие от антикультуры, не несет в себе разрушения.

Вместе с тем понятие правовой культуры будет всегда субъективно и однозначно

не определено, так же как и понятия «культура» и «право».

<< | >>
Источник: Чепурнова Н.М., Серёгин А.В.. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.. 2007

Еще по теме §23.1. Концептуальные подходы к определению:

- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -