<<
>>

§ 1.4. Постмодернистская юриспруденция как игра

Начало  использованию термина "постмодернизм" было положено в 1960-х гг., когда поборники нового направления в архитектуре отказались следовать принципу рационализации конструкций зданий, и на  смену стилевому единообразию  в  духе функционализма  пришла "игровая" архитектура намеренно вычурных  и запросто совмещаемых  стилизаций.  К концу  1970-х гг.

эклектичность  уже  предстала  как  общая  характеристика,   а  коллаж   как универсальная  эстетическая  форма  новой  культурной  эпохи  – Постмодерна. Отвечая на вопрос, что такое постмодернизм, французский философ Ж.-Ф. Лиотар констатировал: "Эклектизм есть отправная точка современной  культуры в целом:  человек слушает реггей, смотрит вестерн, ест пищу от McDonald's за ланчем   и  блюда  местной   кухни   за  ужином,  пользуется  парижской парфюмерией в Токио  и носит одежду в стиле "ретро" в Гонконге; знание – это материал для телевизионных игр"[67].

Игра представляет собой замену подлинной жизни, другой, неподлинной. Аристотель говорил об игре, как о «несерьезном моделировании серьезной жизни»[68]. В понятиях Святой Руси слова «игрок» и «игрун» применительно ко взрослому человеку всегда имели неодобрительный оттенок одержимости, безумства. Известны русские народные пословицы: «Игра не доведет до добра», «Играй, да не заигрывайся», свидетельствующие о бытовавшем в русском народе пренебрежительном отношении к играм взрослых как к чему-то пустому, неважному и даже опасному. Игроков наряду с лицедеями в древности даже хоронили вне церковной ограды, как самоубийц. Представление о том, что играть – это хорошо, появляется в России только в XIX веке. По мнению русского философа В. Зеньковского, «игра  – свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке»[69], средство проникновения в сферу смыслов, постижения единства мира и его Творца. Посредством игры в особой свернутой форме передается направление развития общества: к процветанию либо деградации, к жизни или  смерти.

Игра находится под значительным влиянием культуры общества. Какова культура, таковы и игры. По играм можно судить об эпохе, народе, особенностях его духовного образа, психологии, миропонимания, социализации. Игры позволяют уточнить тенденции развития культуры, ее ценностные ориентиры. Так, например, языческая культура Древнего Рима отмечена расцветом Олимпийских игр, в которых поддерживался культ человеческого тела, а впоследствии кровавыми зрелищами с участием диких животных и рабов-гладиаторов. Правопреемница Рима и новая носительница культуры Запада – Западная Европа породила игры инквизиции, абсолютных монархий, а впоследствии – буржуазных революций, парламентаризма, конституционализма, выборов и многопартийности.

Развитие общества в эпоху так называемого постмодерна характеризуется тем, что игра окончательно становится не только образом жизни детей, но и взрослых. Взрослые играют в бизнес на курсах валют и на биржах, играют во власть путем политических гонок, играют в юриспруденцию. Взрослые, подобно детям, очень серьезны в своих забавах, а игра для них – инструмент, с помощью которого они осваивают огромный и сложный мир, пытаются постичь либо произвольно выстроить законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. К сожалению, современные люди оформляют свою жизнь в виде игры, чтобы уйти от действительности либо скрыть истинный смысл происходящего. Из способа оформления жизни игра становится самой жизнью. Пространство не-игры (серьезность) качественно сужается и с каждым годом все быстрее.

Разница между взрослым и ребенком в постмодернистском обществе заключается в цене игрушек. Но те и другие играют в них со всей силой страсти. Игры в юридической сфере фиксируют все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства формирования людей нового типа. Зафиксированные в ряде юридических игр архетипы потребительского бытия создают новый мировой порядок. Активные потребители таких образов юриспруденции, как «брачный контракт», «эмансипация несовершеннолетних», «равенство прав и возможностей работников» и др., способны переживать собственную жизнь как игру.

Игра воспринимается постмодернистским обществом, стоящим на пороге всемирной глобализации, как один из путей обретения свободы. Игра для постмодернизма стала определенным метапринципом, не допускающим возможности окончательной идентификации общественно-политического строя, окончательного толкования права, формулирования окончательных идеалов развития общества.

<< | >>
Источник: Сорокин В.В.. Юридическая глобалистика: Учебник. – Барнаул,2009. –  700 с.. 2009

Еще по теме § 1.4. Постмодернистская юриспруденция как игра:

  1. I. Возможность появления науки права только при наличности писаного права. Влияние юриспруденции на законы, как черта, предполагающая сравнительно высокую степень развития законодательства, с одной стороны, и образованности, с другой
  2. III. Законодательные сборники старой Руси и ученое правоведение. Подьяческая юриспруденция, как продукт способа возникновения законодательных сборников и суррогат научной школы
  3. (Введение в проблематику игровой терапии как метода интеграции и реабилитации)
  4. 1.1. Научные исследования моды как социально! о явления: специфика социологических подходов
  5. Сетевые игры и виртуальные миры
  6. Как воспринимать отказ от покупки?
  7. Роль игры в коммуникационной деятельности
  8. Игры
  9. ТЕОРИЯ ИГР
  10. 5.3.2. Честность в играх «ультиматум» и «диктатор»
  11. Предмет — действие — слово (к проблеме символизма в ролевой игре)
  12. 2. Игры и манипуляции в общении
  13. § 3. Природа живая и неживая. Отношение человека к живому. Жизнь как ценность
  14. Глава XII Юриспруденция после падения господства понтифов(VI, VII и начало VIII стол.)*(262)
  15. С О Д Е Р Ж А Н И Е
  16. § 1.2. Постмодернизм и глобальная юриспруденция
  17. § 1.3. Постмодернистская юриспруденция – средство осуществления глобализации мира
  18. § 1.4. Постмодернистская юриспруденция как игра
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -