<<
>>

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ПЕРИОДИЗАЦИИ

Наука о первобытном обществе возникла во второй половине XIX в., хотя попытки проникнуть в отдаленное прошлое человека делались еще в эпоху античной Греции и Древнего Рима. Мыслители этого периода познание окружающего мира вообще и архаичной эпохи человеческого общества в частности осуществляли в рамках единой тогда универсальной науки - философии.

Например, греческий философ Демокрит (V в. до н.э.) говорил, что люди выделились из царства животных. Необходимость добывать себе пищу, укрываться от непогоды заставляла людей совершенствовать способы борьбы с природой за свое выживание. Демокрит восстанавливал картину первобытного состояния людей на основе анализа жизни современных ему «варварских» племен[14]. Величайший римский философ Лукреций Кар (I в. до н.э.) в своем произведении «О природе вещей» подвергал критике мифы и легенды о «божественной природе вещей» и утверждал, что от каменных орудий труда человек перешел к медным и бронзовым, а затем - к железным. Лукреций отрицал бессмертие души и вмешательство богов в развитие Вселенной.

Мировоззрение античных мыслителей было еще чрезвычайно ограниченным. Все они сходились на извечности системы рабства: все, кто не грек и не римлянин, — варвары, «рабы по природе». Тем не менее именно в античную эпоху шло накопление конкретных этнографических знаний. Большой ценности материал содержится в трудах Геродота, Страбона, Цезаря, Тацита и др. Их, живших в условиях рабовладельческого общества, поражало отсутствие частной собственности у ряда «варварских» народов, народовластие, мягкое обращение с рабами, определение родства по женской линии, употребление скудной пищи и одежды.

В эпоху средневековья, несмотря на то, что наука была поставлена на службу богословию, постепенно накапливались рациональные этнографические знания об обитателях Земли. Полезные сведения мы находим в китайских и европейских хрониках, в сообщениях передне- и среднеазиатских путешественников IX-XV вв.

Большое значение имеют данные арабского географа и путешественника X в. Ион-Фадлана, который посетил Восточную Африку, Индию, Китай, Яву, Ирак, Сирию, Восточную Европу. И для современных исследователей исключительную ценность представляют оставленные Ион-Фадланом описания общественно-политической жизни государств Кавказа, Крыма, Хазарского и Булгарского царств.

Важные сведения содержатся в древнеславянской «Повести временных лет» (начало XII в.), в которой имеется довольно подробное описание народов, живших на Восточно-Европейской равнине.

С конца XV в. начинается эпоха географических открытий, являющихся новым этапом в накоплении фактического материала о жизни людей на Земле. Кругосветные путешествия, проникновение европейцев в глубь материков дали обширный материал о первобытном состоянии обитателей островов Тихого океана, Америки, Африки, Австралии.

С накоплением этнографического материала в новое время появляются первые работы, в которых воссоздается картина жизни людей в прошлом. Среди прогрессивных западноевропейских ученых первой половины XVIII в. следует назвать Ж. Jla- фито, написавшего работу «Обычаи американских дикарей в сравнении с обычаями древних времен» (1724 г.). Лафито, используя доступный ему конкретно-исторический материал, дал научную характеристику родового строя североамериканских ирокезов и гуронов, отметив у них господство женщин. Путем сравнительного анализа знаний о жизнедеятельности названных племен ученый пришел к выводу о широком распространении матриархата у первобытных людей.

В XVIII в. наука об истории первобытного общества начала развиваться и в России. После создания Академии наук в Российской империи организуется ряд этнографических экспедиций. Большую ценность представляют работы С.П. Крашенинникова о населении Камчатки. В книге «Описание земли Камчатки» (1755 г.) реалистически описывается жизнь ительменов. Работа Крашенинникова является важнейшим источником по материальному производству, культуре и истории камчадалов.

Она была высоко оценена современниками, в частности М.В. Ломоносовым.

В 1775 г. вышла в свет монография известного юриста и социолога, профессора права Московского университета С.Е. Дес- ницкого «Слово о происхождении и установлении супружества у первобытных». Ученый тесно связывал возникновение семьи с зарождением и развитием собственности, чем на сто лет опередил западную и американскую науку.

Большое значение сбору и изучению этнографического материала придавали передовые русские ученые XIX в., объединившиеся в Русском географическом обществе (К.М. Бэр, П.ІІ. Се- менов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай и др.). Материал ими собирался не только на территории Российской империи, но и за рубежом.

Наряду с накоплением этнографического материала шло постепенное развертывание и археологических исследований, которые сыграли огромную роль в становлении истории первобытного общества как науки.

В 1836 г. датский археолог X. Томсен разделил первобытную «дописьменную» эпоху на три периода, взяв за основу природный материал: камень, бронзу, железо, из которых изготовлялись орудия труда. Деление первобытной истории на каменный, бронзовый и железный периоды делалось и до Томсена, но это были догадки, предположения. Томсен на обширном археологическом материале доказал правильность этой гипотезы. Другой датский археолог, Й. Ворсо, расширил систему Томсена, а также открыл новый способ, позволяющий по обряду погребений определить относительную хронологию найденных в захоронениях вещей. Благодаря практическим и историческим изысканиям Томсена и Ворсо археология становится научной дисциплиной.

Последователь Ч. Дарвина французский ученый Г. Мортилье разделил каменный век по типу орудий (от простых к сложным) на несколько периодов (типов культур), дал им названия по месту находок («шелль», «ашель», «мустье», «солютре», «медлен») и наметил приблизительные даты каждого периода. Дальнейшие открытия заставили внести в периодизацию Мортилье дополнения и уточнения.

В 1861 г. появилась книга швейцарского историка права И. Баховена «Материнское право», в которой автор впервые доказал, что «материнское право» предшествовало «отцовскому», и тем самым опроверг патриархальную теорию Аристотеля, согласно которой первые люди жили семьями, где владыками были мужчины. Баховен впервые ставит на научную основу проблему промискуитета, обосновывает первую стадию неупорядоченных отношений между полами, или эпоху «гетеризма», как он ее назвал, через которую прошли все народы.

В 1877 г. появилась работа американского ученого JI. Моргана «Древнее общество». Заслуга автора состоит в том, что он открыл родовую организацию, предшествовавшую государству, показал место рода внутри племени. Морган предложил также периодизацию первобытного общества по ступеням культуры. Оставаясь на позициях эволюционной школы, он близко подошел к материализму, доказал универсальность исторического развития общества от матриархата к патриархату, от коллективных форм собственности к частной. Морган нарисовал картину генезиса семейных отношений, форм брака, показал, что моногамия появляется на конечной стадии развития первобытного общества. Впоследствии некоторые положения Моргана устарели (например, периодизация первобытного общества) или приобрели локальную значимость и применимость, отдельные оказались ошибочными. Тем не менее выводы Моргана сумели укорениться в представлениях ряда последующих поколений ученых, так, например, в марксизме они получили неоспоримое признание.

В свое время работа JI. Моргана «Древнее общество» особо высоко была оценена Ф. Энгельсом. «Всякому ясно,- писал классик марксизма,— что тем самым открывается новая эпоха в разработке первобытной истории. Род, основанный на материнском праве, стал тем стержнем, вокруг которого вращается вся эта наука; со времени его открытия стало понятно, в каком направлении и что следует изучать и как нужно группировать полученные результаты»[15].

Эти идеи Ф. Энгельс реализовал в своей книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), которая была написана на основе обобщения данных исторической науки конца XIX в.

Важная заслуга в разработке ряда вопросов первобытной истории, в том числе происхождения государства и права, принадлежит советским ученым: П.П. Ефименко, А.И. Першицу, А.Л. Монгайту, С.П. Толстову, А.П. Окладникову, М.М. Герасимову и многим другим. Большой этнографический материал, проливающий свет на далекое прошлое, собран также учеными-бе- лорусами второй половины XIX - начала XX в. Особенно следует отметить работы И.И. Носовича, П.В. Шейна, Е.Р. Романова, Е.Ф. Карского, М.В. Довнар-Запольского и др. В годы советской власти значительный вклад в исследование первобытного общества и зарождение государства на территории современной Беларуси внесли А.Н. Лявданский, К.М. Поликарпович, Л.Д. Поболь, Г.В. Штыхов, В.К. Бондарчик и др.

Для изучения первобытного общества, происхождения государства и права ученые используют самые разнообразные источники, которые исследуются различными общественными и естественными науками. Наиболее важными из них являются археология, этнография, антропология, языкознание, фольклор, геология.

Первое место среди названных дисциплин принадлежит археологии - отрасли исторической науки, добывающей и исследующей древние и средневековые вещественные памятники, известные под названием «культур». Под археологической культурой понимается группа памятников (поселений, могильников и др.), объединенных одним временем, общей территорией и одинаковыми характерными чертами. На основании изучения орудий труда, остатков поселений и жилищ, предметов утвари, погребений и других находок археологи восстанавливают жизнь древних людей, их общественную организацию, культуру.

Археологические источники, однако, недостаточны для всестороннего изучения истории человечества. Они не дают полного представления обо всех сторонах общественной и духовной жизни общества. Этот пробел восполняется данными этнографии (от греч. ethnos - народ, grapho - пишу, т.е. народоописание, или народоведение)[16].

Этнография изучает жизнь не только культурно «отсталых», сохраняющих признаки первобытного состояния, но и высокоразвитых народов, в хозяйстве, быту и культуре которых содержатся пережитки элементов давно пройденных стадий развития.

Много пережитков прошлого сохранилось в свадебных и религиозных обрядах.

Антропология (от греч. anthropos - человек, logos - учение) всесторонне исследует биологическую природу человека.

Лингвисты, изучая язык народов, устанавливают этимологию слов (от греч. etymon - истина, первоначальное значение), происхождение отдельных названий, их родство со словами данного языка и языка других народов. Таким путем вырисовываются некоторые стороны исторического прошлого людей.

Для исследователя, изучающего первобытное общество, важно не только найти и проанализировать источники, но и установить место и время их появления. Иначе говоря, история первобытного общества, как и вообще история, немыслима без хронологии. В курсе истории первобытного общества исследователи применяют два вида хронологии - абсолютную и относительную. Абсолютная хронология с большей или меньшей точностью указывает время события (тысячелетие, век, год, месяц). Относительная хронология устанавливает последовательность событий, или соотношение их во времени. Единицы измерения относительной хронологии крупные (сотни и десятки тысячелетий). По относительной хронологии, например, составлена периодизация истории земной коры и периодизация истории первобытного общества. Для изучения процесса разложения первобытнообщинного строя и происхождения государства и права особенно важно знание относительной хронологии: она позволяет сделать материал легко обозримым. Периодизация устанавливается на основе анализа и систематизации всего научного материала. Например, особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию» (неолит - новый каменный век).

В целом вопрос о периодизации истории первобытного общества остается сейчас одним из самых сложных. С каждым десятилетием накапливается новый материал, который ломает старые схемы и построения, рождает новые гипотезы в решении проблем первобытной истории.

Так, моргановская периодизация с двумя большими этапами истории первобытного общества — «дикостью» и «варварством», каждый из которых поделен на три ступени (низшую, среднюю и высшую), - сыграла большую роль в развитии науки, но в настоящее время некоторые новые факты не укладываются в ее жесткие рамки. Хотя в основу деления на периоды JI. Морган положил успехи в области материального производства, по мере накопления новых данных оказалось, что некоторые из них не являются универсальными. Например, лук и стрелы как характерный признак «высшей ступени дикости» не были известны полинезийцам, хотя последние были более развитыми, чем меланезийцы, которые пользовались этим оружием. «Высшая ступень варварства», т.е. состояние общества накануне возникновения государства, Морганом определялась по такому основному признаку, как плавка железной руды. Однако известно, что некоторые народы Древнего Востока пришли к государственности в эпоху медно-бронзового века, т.е. до употребления в производстве железа.

В настоящее время периодизация истории первобытного общества ведется в двух направлениях. Первое направление основывается на установлении этапов развития средств производства — эолит (заря камня); палеолит (древнекаменный век); мезолит (среднекаменный век); неолит (новокаменный век); энеолит (медно-каменная эпоха); эпоха бронзы и ранний железный век. Как видно, различие между эпохами состоит в способе изготовления орудий труда, в используемом материале и способе его обработки.

В основу второго направления положены этапы развития общественной организации людей: первобытная стадная община, материнская родовая община, патриархальная родовая община и разложение родового строя. Нередко эти два направления сочетаются, что представляется обоснованным и продуктивным.

Первобытная стадная община приходится на время эолита, раннего и среднего палеолита. В эпоху позднего палеолита возникает материнский род, дальнейшее развитие которого происходит в мезолите, раннем неолите и полный расцвет - в позднем неолите. В энеолите зарождается патриархат, расцвет которого относится к эпохе бронзы. Период распада родового строя JI. Морган и Ф. Энгельс назвали строем военной демократии. Строй военной демократии относится у одних народов к меднобронзовому веку, у других - к эпохе раннего железа.

Предложенная периодизация применяется рядом ученых как рабочая гипотеза, но не все исследователи ее придерживаются. Некоторые различают только ранний и поздний палеолит, средний относят к раннему палеолиту (П.И. Борисковский). В связи с тем что в процессе развития труда шел процесс становления человека как биологической особи, некоторые ученые, в частности Ю.И. Семенов, эпоху первобытного стада называют стадией формирующихся людей, т.е. периодом формирования человеческого общества, а период появления в верхнем палеолите человека современного физического типа называют эпохой родового строя, или началом периода развития человеческого общества. Д.А. Крайнов в противовес этому делению отмечает три этапа в развитии человека и общества. Первый — эпоха становления человека (соответствует началу эолитического времени). Второй — время возникновения первобытного человека и общества. Это дородовая первобытная коммуна, которая археологически соответствует нижнему и отчасти среднему палеолиту. Третий - клановая (родовая) организация общества - от ее начала до эпохи разложения родового строя (конец среднего и начало верхнего палеолита).

Период разложения родового строя также определяется по- разному. Некоторые исследователи называют его эпохой «сосед-

nil общины», а строй «военной демократии» как политичес- it организации общества не считают универсальным этапом в pi пин пи каждого народа. Все это свидетельствует о сложности мрпбцемы периодизации истории первобытного общества и не- * *»щ пднмости новых усилий ученых, направленных на ее разре- ІІИ мне.

<< | >>
Источник: Вишневский А.Ф.. Общая теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры,2006. - 656 с.. 2006

Еще по теме СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ПЕРИОДИЗАЦИИ:

  1. Концепция Л. С. Выготского о психическом развитии человека
  2. Выдержки из научных дневников (1965—1983)
  3. Литература
  4. Историографические проблемы  
  5. Глава 2. Книга «Россия и Европа» – новое слово в историософии
  6. Природа и географическая среда
  7. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ПЕРИОДИЗАЦИИ
  8. 6. Материалистическое учение о происхождении государства и его развитие в работах современных российских правоведов
  9. ПОНЯТИЕ ИНТЕРЕСА. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
  10. Y.3. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. ТРАДИЦИОННЫЕ И ТЕХНОГЕННЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  11. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА РАЗРАБОТКИ КАТЕГОРИИ КУЛЬТУРЫ
  12. ВВЕДЕНИЕ
- Административное право зарубежных стран - Гражданское право зарубежных стран - Европейское право - Жилищное право Р. Казахстан - Зарубежное конституционное право - Исламское право - История государства и права Германии - История государства и права зарубежных стран - История государства и права Р. Беларусь - История государства и права США - История политических и правовых учений - Криминалистика - Криминалистическая методика - Криминалистическая тактика - Криминалистическая техника - Криминальная сексология - Криминология - Международное право - Римское право - Сравнительное право - Сравнительное правоведение - Судебная медицина - Теория государства и права - Трудовое право зарубежных стран - Уголовное право зарубежных стран - Уголовный процесс зарубежных стран - Философия права - Юридическая конфликтология - Юридическая логика - Юридическая психология - Юридическая техника - Юридическая этика -