>>

2. Формирование и развитие научных знаний о политике

1. Зарождение научной политической мысли в странах древнего востока и античного мира

2. Политические учения в странах Европы в период средневековья и нового времени

3. Политическая наука 20-го — начала 21-го вв.

Доинституциональный и институциональный (с начала 20-го века) этапы.

Зарождение научных знаний о политике происходит в странах древнего востока (др. Индия, Китай) и античного мира (др. Греция и Рим). Этот процесс имеет полицентрический характер, то есть существуют два независимых центра развития политической мысли.

Сравнительная характеристика политических учений в странах древнего востока и античного мира

Критерии сравнения

Древний восток | Античный мир

Соотношение теоретической и прикладной частей в структуре политических учений

Преобладание прикладной части | Преобладание практической части

Отношение политических учений к практике

Непосредственное отношение | Опосредованное отношение

Характер взаимодействия политических учений с религией

Религиозная направленность политических учений | Светский характер политических учений

Взаимодействие политических учений с моралью и философией

Религиозно-нравственный характер политических учений | Философский характер политических учений

Древнекитайская политическая мысль

1. Даосизм.

Лао-цзы: «Книга о дао и дэ»

2. Конфуцианство.

Конфуций: «Суждения и беседы»

3. Моизм.

Мо-цзы: «Мо-цзы»

4. Легизм.

Шан Ян: «Книга правителя в области Шан»

Древнеиндийская политическая мысль

1. Брахманистское политическое учение.

Законы Маму

2. Буддистское политическое учение.

«Три корзины»

3. Светское политическое учение.

Каутилья: «Артхашастра»

Направления античной политической мысли

1. Идеалистические политические учения.

Платон: «Государство», «Законы»

2. Материалистическое политическое учение.

Аристотель: «Политика»; Цицерон: «О республике», «Об ораторском искусстве»

Развитие политических учений в средневековой Европе осуществляется в рамках христианской религии и имеет следующие черты: клерикализм (преимущественное развитие политической мысли представителями церкви, запрет светской мысли), догматизм (обоснование политических идей на основе положений Библии), теологизм (идея о божественном творении власти и государства), эсхатологизм (идея о греховности земного правления, неизбежном его конце и пришествии царствия божьего), теократизм (идея о первенстве церковной власти над светской).

Наибольший авторитет в средневековой политической мысли в Европе получили учения Аврелия Августина («О граде божьем») и Фомы Аквинского («Сумма теологии»).

В эпоху Возрождения и в Новое время политическая мысль в странах Европы постепенно освобождается от религиозного влияния и приобретает светский характер. Наибольший вклад в этот процесс внесли: Никола Макиавелли («История Флоренции», «Государь»), Джон Локк («Два трактата о государственном правлении»).

В Новое время определяющее влияние на развитие политической мысли оказывает идеология и такие ее течения, как либерализм и социализм. Либеральное политическое учение развивают: Джон Локк, Томас Гоббс («Левиафан»), Жан-Жак Руссо («Об общественном договоре»), Шарль Луи Монтескьё («О духе законов»), Георг Гегель («Философия права»), Иммануил Кант («Метафизика нравов»). Социалистическое политическое учение в 19-м веке разрабатывали представители утопического социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн) и научного социализма (К. Маркс, Ф. Энгельс).

| >>
Источник: Зубкова С. А.. Политология. Лекции. 2016

Еще по теме 2. Формирование и развитие научных знаний о политике: