ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Проблема правосознания в правовой теории является одной из макро-проблем, сквозь призму которой высвечиваются самые разные вопросы не только теории права, но и теории государства.
Ее исследование всегда сопровождается обнаружением все новых и новых аспектов и в функционировании, и в содержании правосознания; всегда также требуется переосмысление уже сложившихся представлений и знаний о данном предмете. Исчерпать эту проблему принципиально невозможно, и это первое обстоятельство, придающее исследованию поставленной проблемы актуальность.Второе обстоятельство, придающее актуальность теме исследования, заключается в том, что связь общественного правосознания с государством, с государственной жизнью, в сущности, выпала из сферы внимания теории или, по крайней мере, находится на далекой ее периферии, несмотря на то, что объективно это самый важный вопрос для характеристики действительной роли и функции правосознания не только с точки зрения теории, но и в практическом плане.
С помощью научного анализа можно обнаружить различие между действительной формой государства как историко-культурного феномена и формой, устанавливаемой самим же государственно-властным усилием из политических соображений. Первое и второе не всегда совпадают или даже в полной мере соответствуют одно другому. Именно в общественном правосознании это различие всегда безошибочно отражается, и с этой точки зрения обращение к исследованию существа и содержания правосознания конкретного общества, как ментального состояния общества, особенно актуально; оно помогает формировать адекватную реальности государственную правовую политику и идеологию. С особенной силой это проявляется в условиях,
4 когда государство, его институты и стратегии реформируются, когда общество находится в переходном историческом состоянии, когда кардинально трансформируются парадигмы политико-правового мышления, - а современная Россия как раз находится в таком состоянии.
Третье обстоятельство, обусловливающее актуальность темы исследования, состоит в том, что правосознание выступает базовым компонентом юридического мировоззрения, правовой теории и идеологии, которые, в свою очередь, определяют идейно-ценностные ориентиры в правовозначимом поведении личности.
Осмысление проблем правосознания, несомненно, позволяет дать теоретическую и прикладную интерпретацию широкого спектра явлений правовой действительности, прояснить перспективы укрепления законности и правопорядка. «В настоящее время зарождается стратегическая задача воспитания правового сознания и правовой культуры в обществе. По мере воспитания качеств уважения к закону родится и надлежащая правоприменительная судебная практика, а также практика работы исполнительных органов в рамках права», - отметил председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигин[1].
Важным в теоретическом плане способом выявления сущностной и содержательной связи правосознания с характеристиками конкретного государства является типология правосознания. Дифференциация типологий, с одной стороны, и выявление базовых типологий правосознания - с другой, способствуют более разностороннему отражению содержания правосознания, обнаружению его внутренних структурных элементов и связей. По убеждению автора, типология правосознания в контексте концепции формы государства является ключевой для решения многих вопросов, прежде всего,
5 правовой политики и практики. В контексте этой типологии обнаруживается самая глубинная связь политического и правового сознания, что только и позволяет форму государства рассматривать как политико-правовую; она обнаруживает сущностные свойства правосознания. Вне учета этого контекста творческую роль правосознания понять невозможно, а его отражательной способностью объяснить многие процессы, происходящие в обществе, весьма проблематично. Это - четвертое обстоятельство, актуализирующее тему исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Ряд аспектов теории правосознания на протяжении многих десятилетий вызывают значительный интерес в отечественной и зарубежной правовой науке.
Основные идеи относительно природы, сущностных свойств и содержания правосознания, сохранившие свою актуальность и в настоящее время, были заложены еще в классической немецкой философии И. Кантом, Г.В.Ф. Гегелем, И.Г. Фихте и рядом других западноевропейских мыслителей, а также в трудах таких виднейших представителей русской философско-правовой и юридической мысли XIX - первой половины XX вв., как Н.Н. Алексеев, Н.А. Бердяев, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев, Л.И. Петра- жицкий, К.П. Победоносцев, В.С. Соловьев, П.А. Сорокин, E.H. Трубецкой, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин, Г.Ф. Шершеневич, В.Г. Щеглов и др.
Проблема правосознания в советский период получила отражение в трудах С.А. Голунского, Н.В. Крыленко, Е.Б. Пашуканиса, И.П. Разумовского, М.А. Рейснера, А.К. Стальгевича, М.С. Строговича, П.И. Стучки, Н.П. Фиолетова, М.А. Чельцова-Бебутова и др.[2]
6
Значительный вклад в разработку общетеоретических аспектов проблемы правосознания внесли такие исследователи, как С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, В.П. Казимирчук, Д.А. Керимов, Н.И. Козюбра, В.Н. Кудрявцев, Е.А. Лукашева, В.П. Малахов, Н.И. Матузов, Н.Ф. Медушевская, Е.К. Нур- пеисов, В.В. Оксамытный, Г.С. Остроумов, И.Ф. Покровский, Д.А. Потопей- ко, А.Р. Ратинов, И.Ф. Рябко, В.П. Сальников, И.Е. Фарбер, В.А. Чефранов, Б.В. Шейндлин, Н.Г. Швыдак, В.А. Щегорцов, Л.Є. Явич и др.[3]
Особенности правосознания являются предметом и отраслевых юридических исследований. Наибольший интерес в этом плане заслуживают работы Э.Э. Баринова, A.B. Грошева, Р.А. Каламкаряна, В.В. Кулыгина, С.Ш. Маргаювой, В.В. Никитяевой, Е.М. Павленко, A.A. Пивоваровой, Н.С. Токарь, Ш.Г. Утарбекова, BA. Юсупова[4].
Что касается избранного аспекта проблемы правосознания, обозначенного темой диссертации, то он сам по себе не нов.
Примером могут служить исследования, проведенные в свое время И.А. Ильиным[5]. Однако он ограничил проблему лишь связанностью правосознания с одной из форм государства - формой правления. Такое ограничение не позволяет всесторонне и более глубоко охарактеризовать правосознание, складывающееся и воспроизводящееся в государствах определенной политико-правовой формы.Характеризуя степень разработанности темы исследования, можно утверждать, что в дореволюционной России и в западных странах в XIX веке проблеме правосознания уделялось значительно больше внимания, чем сейчас, она была органично вплетена в общеправовую проблематику. В совет-
7 ский период проблема правосознания в теории обособилась и стала второстепенной в сравнении с теорией права и теорией государства; она если и разрабатывалась, то весьма однобоко, в русле марксистко-ленинской методологии, сводящей проблему правосознания к его структуре, уровням, отражению общественного бытия и понятийному аппарату. В постсоветский же период акцент сделан на описание правосознания в социологической плоскости. Однако и такой подход недостаточно связан с вопросами государственной жизни; связь правового и политического сознания рассматривается вне избранного автором контекста. Между тем, этот контекст представляется первостепенным, если исследовать общественное правосознание в его действительности, в функциональной определенности особенностями государственного строя.
Теоретической основой диссертации стали работы таких современных авторов, как A.A. Абдумаминов, Г.М. Азнагулова, P.C. Байниязов, П.П. Баранов, Е.А. Бедканов, Ж.Л. Бержель, B.C. Бреднева, Н.В. Варламова, H.H. Вопленко, Н.Л. Гранат, Г.А. Злобин, А.И. Клименко, В.Н. Кудрявцев, Д.Т. Кэмпбелл, Г.М. Лановая, О.Э. Лейст, Д. Ллойд, В.П. Малахов, Н.Ф. Меду- шевская, A.B. Мицкевич, Л.Д. Мостовщиков, Г.И. Муромцев, В.С. Нерсе- сянц, Ю.К. Погребная, О.В. Родионова, Л.П. Рожкова, К.Е. Сигалов, А.Р. Смирнов, Е.П. Смородина, О.А. Строева, В.А.
Сырцев, A.A. Тамберг, Н.М. Тапчанян, Н.В. Щербакова и др.[6]Объектом исследования является правосознание как форма идеальной жизни общества, взятой в ее историко-культурной определенности.
Предметом исследования выступают содержательные особенности
8 общественного правосознания, связанные с его формированием и функционированием в условиях существования государств разных политикоправовых типов.
Основной целью выступает формирование типологии общественного правосознания в качестве формы отражения сущностных особенностей государств различных политико-правовых типов.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих исследовательских задач:
- обоснование теоретической и практической значимости типологиза- ции правосознания для характеристики конкретного общества и государства;
- выявление, в качестве методологической основы исследования, диалектического единства политического и правового сознания как условия обнаружения связи специфики правосознания с конкретной формой государства;
- выявление, также в качестве одной из методологических основ исследования, роли и значимости права в государствах, характеризующихся разной политико-правовой формой;
- обоснование преимуществ типологии государства с точки зрения его политико-правовой формы для характеристики общественного правосознания в его функциональной и содержательной определенности;
- выявление доминирующего типа правосознания как существенного элемента характеристики государства с точки зрения определенности его политико-правовой формы;
- установление критериев, на основании которых в современной юридической теории осуществляется типологизация общественного правосознания;
- определение структурных элементов правосознания, на основе содержательного анализа которых выявляются типологические особенности правосознания в его функциональной связи с государствами разной полити-
ко-правовой формы;
- выявление особенностей общественного правосознания, обусловливаемых его функционированием в государствах с определенной формой правления;
- выявление особенностей общественного правосознания, обусловливаемых его функционированием в государствах с определенной формой устройства;
- выявление особенностей общественного правосознания, обусловливаемых его функционированием в государствах с определенным политикоправовым режимом;
- выработка характеристики типов правосознания как конкретноисторического духовного состояния общества, представляющего собой синтез особенностей отражения правосознанием формы правления, устройства и политико-правового режима государства;
- выявление типологических признаков и особенностей современного российского правосознания в контексте характеристики действительной формы российского государства и в сравнении с типологическими признаками современного западноевропейского правосознания.
Адекватной поставленной цели и задачам является следующая методология.
Научный анализ при решении комплекса исследовательских задач и последующий синтез его результатов на основе формально-логических методов - индукции, дедукции и абстрагирования - осуществляется в тесной связи с применением диалектического метода познания, позволяющего охарактеризовать типы правосознания с точки зрения их конкретно-исторической содержательной и функциональной определенности, в их динамической связи с типами государства.
Большое значение придается использованию системно-структурного метода, с помощью которого выявляется комплекс наиболее существенных
10 для типологизации правосознания структурных элементов, устанавливается их смысловая связь с характеристиками государства, придающая содержанию правосознания любого типа системный характер.
Также для решения поставленных задач используются элементы культурологической и историко-правовой методологии, что позволяет описать связанные с формой государства типы правосознания в их содержательной определенности, выявить условия их становления в конкретных исторических обстоятельствах.
Наконец, при определении характеристик общественного правосознания, в которых отражена форма современного российского государства, используются элементы социологической методологии.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные правовые акты, связанные с решением задач государственного устройства, отражающих содержание осуществляемых государством функций, организацию его деятельности.
Научная новизна исследования определяется как самой постановкой проблемы, так и предложенным подходом к ее решению. В работе дается целостное, концептуально определенное представление об особенностях типологии правосознания, появляющихся в контексте отражения и выражения его средствами основных форм государства как в его понятии, так и в действительности. А именно:
- оценен познавательный потенциал ряда типологий правосознания и обосновано доминирование среди них типологии правосознания на основе его связи с формой государства;
- выработано авторское понимание правосознания как своеобразной идейной смычки между государством и правом, государством и обществом, между сущностью и существованием государства в определенной форме;
- различены политическая и правовая формы государства, определена значимость правовой формы при исследовании формы государства;
- обосновано, что форма государства во всех ее элементах в качестве существенного компонента своей характеристики имеет специфическое состояние правосознания;
- аргументировано введение в научный оборот понятия политикоправового сознания и установлены понятия, в которых выражен синтез этих форм общественного сознания; также определено содержание идей политико-правового сознания (идей первого порядка);
- установлено, что формальная, закрепленная в законодательстве модель государства и его фактически сложившаяся форма находятся в единстве, но никогда не совпадают друг с другом;
- выявлена значимость правосознания в характеристике каждой из форм государства в отдельности;
- обосновано, что смыслообразующие идеи составляют основное содержание правосознания и узловой критерий различения типов правосознания, а также что они определяют базовые принципы права;
- определены основные идеи, отражающие существо формы правления, формы политико-правового режима и формы государственного устройства (идеи второго порядка);
- определен идейный строй монархического и республиканского типов правосознания, правосознания демократического и недемократического типа, а также правосознания, формирующегося в условиях унитарного и федеративного государственного устройства (идеи третьего порядка);
- обосновано, что типологические особенности правосознания, выступающего важным элементом общей характеристики форм государства, обусловлены сложным сочетанием содержания идей разных уровней (порядков);
- выявлены существенные особенности идейного строя современного российского и западноевропейского правосознания как характеризующие форму российского и западноевропейских государств в их конкретности;
- определена последовательность дальнейшей содержательной дифференциации типов правосознания в их связи с формами государства.
Научная новизна диссертации находит непосредственное выражение в следующих основных положениях, выносимых на защиту.
1. Наиболее практически значимой и непосредственно наполняющей содержанием правовую идеологию является типология правосознания в ее связи с различными сущностными характеристиками действительных государств, прежде всего в связи с их формой. Она является базовой для всех типологий общественного правосознания, которые связаны с отражением тех или иных сторон социальной реальности.
2. В связи с государством, независимо от его формы, роль права всегда просматривается и принципиально одинакова, различия же существуют в основном в характере права, его содержании, господствующих механизмах регулирования, в особенностях связи с обществом, в степени активности общественной правовой жизни. Но роль правосознания в государствах разных типов неодинакова и зависит от сочетания установленной и узаконенной формы государства с историко-культурными наслоениями в национальной государственности и общественном сознании.
3. В контексте связи с государством право является оформлением и выражением политической формы государства, содержание же, сосредоточенное в общественном правосознании, не ограничивается функцией простого отражения государственной жизни; оно в определенной мере дистанцировано от нее, что свидетельствует о неоднозначной, лишь корреляционной связи правосознания с формой государства.
4. В контексте формы правления, устройства и политико-правового режима государства основные различия между типами правосознания кроются в системообразующих идеях и функциональной направленности. В целом же триединая форма конкретного государства связана с правосознанием, содержательно определенным сложным взаимодействием идей, характеризующих
каждую из форм государства в отдельности.
5. В типах правосознания, выделенных в контексте их связи с формой правления, преобладает нормативно-ценностный аспект. Тем самым идейный строй данных типов правосознания задает идейную направленность общественного правосознания в целом.
6. Различия между правосознанием демократического и недемократического типа в их идейном строе существенно более контрастные, чем различия, существующие между типами правосознания, выделенными в контексте форм правления. Для правосознания, определенного связью с конкретными политико-правовыми режимами, характерно преобладание регулятивного аспекта.
7. Вне связи с другими формами государства в рамках формы устройства самостоятельные типы общественного правосознания не складываются. Хотя его содержательное своеобразие в условиях унитарного или федеративного устройства государства существует, но оно не является типологизирующим. В данном случае правосознание представляет собой лишь специфическое для каждой формы устройства государства сочетание типов правосознания, связанных с формами правления и политико-правового режима.
8. В контексте концепции формы государства современное российское правосознание представляют собой сложное сочетание отражения современных реформационных процессов и политики государства в формировании общественного правосознания, адекватного этим политическим процессам, со сложившимися в российской истории национальными ментальными чертами, традициями государственной и общественной жизни.
Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечена примененными адекватными проблеме методами исследования, обстоятельным изучением и применением при написании диссертации основополагающих трудов по общей теории и истории права и государства, философии и социологии права, политологии, культурологии, сравнительному правове-
14 дению, отраслевым юридическим наукам. Сформулированные положения согласуются с существующей системой знаний о форме государства, о природе и сущности правосознания, а также о закономерностях и особенностях правовой жизни современного общества.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что сформулированные в работе положения и выводы конкретизируют и в известной мере развивают наиболее важные элементы теории правосознания как составной части современной теории права и государства, касающиеся определения природы и сущности правосознания, его внутренней структуры, важнейших функциональных проявлений и содержательной конкретности, обусловленной не только свойствами самого правосознания, но и его содержательной связью с существующей в конкретных условиях политико-правовой формой государства.
Теоретическое значение диссертации состоит также в расширении методологической базы изучения правосознания за счет его типологии в контексте концепции формы государства.
Практическая значимость исследования заключена, во-первых, в возможности на его материале приводить в соответствие государственную правовую политику и идеологию, а также определяемое ими содержание правового воспитания с ментальными особенностями и современным состоянием общественного правосознания, что особенно важно в условиях реформирования ключевых государственных институтов и государственного строя в целом. Во-вторых, результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе, прежде всего, при изучении курсов «Теория государства и права», «История государства и права», «Конституционное право», «Философия права» и ряда других.
Апробация диссертационного исследования. Основные теоретические положения диссертации и результаты исследования нашли отражение в опубликованных автором статьях, обсуждались на заседаниях кафедры тео-
15 рии государства и права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Идеи автора, нашедшие отражение в диссертации, обсуждались на научных конференциях и круглых столах: Круглом столе «Современное государство в теоретико-правовом дискурсе» (20 ноября 2011 г., г. Москва, Московский университет МВД России); Круглом столе «Правопорядок в России: Проблемы совершенствования» (23 апреля 2014 г., г. Москва, Московский университет МВД России); Конференции «Актуальные проблемы государственно-правового строительства в современной России» (29 октября 2014 г., г. Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова); Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы обеспечения законности и правоприменительной деятельности ОВД» (16 апреля 2015 г., г. Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова); Межведомственного круглого стола «Актуальные проблемы государственно-правового строительства. Взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества» (21 ноября 2016 г., г. Орел, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова); Международной научной конференции «Реформационный романтизм и правовая действительность: к 150-летию введения в действие судебных уставов Александра II» (13 декабря 2016 г., г. Москва, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя).
Результаты исследования нашли отражение в подготовленном автором разделе учебного пособия по курсу «Теория государства и права», внедрены в научно-исследовательскую работу Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя и в практическую деятельность Управления уголовного розыска УМВД России по Орловской области.
Структура диссертации подчинена логике исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.