<<
>>

ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1.

Адекватной причиной я называю такую, действие которой может быть ясно и отчетливо воспринято через нее самое. Неадекватной же, или частной, называю такую, действие которой через одну только ее понято быть не может. 2.
Я говорю, что мы действуем (что мы активны), когда в нас или вне нас происходит что-либо такое, для чего
455
мы служим адекватной причиной, т.е.
(по пред. опр.) когда из нашей природы проистекает что-либо в нас или вне нас, что через одну только ее может быть понято ясно и отчетливо. Наоборот, я говорю, что мы страдаем (что мы пассивны), когда в нас происходит или из нашей природы проистекает что-либо такое, чего мы составляем причину только частную.
3. Под аффектами я разумею состояния тела (corporis affectiones), которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию, благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний.
Если, таким образом, мы можем быть адекватной причиной какого-либо из этих состояний, то под аффектом я разумею состояние активное, в противном случае — пассивное.
<< | >>
Источник: Бенедикт Спиноза. Избранные произведения Том I. 1957

Еще по теме ОПРЕДЕЛЕНИЯ 1.:

  1. Статья 223. Вынесение определений
  2. {foto99} Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях
  3. § 2. «Определения» — лексикографический итог всей философии Платона
  4. Определение понятия
  5. Знаки препинания при однородных определениях
  6. Знаки препинания при обособленных несогласованных определениях
  7. при однородных определениях
  8. Обособленные члены предложения при согласованных определениях
  9. при несогласованных определениях
  10. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  11. 2.4.3. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях
  12. 2.5.1. Знаки препинания при обособленных и необособленных согласованных определениях
  13. 2.5.2. Знаки препинания при несогласованных определениях
  14. § 84. Однородные и неоднородные определения
  15. в) Определенное отношение причинности
  16. Знаки препинания при однородных определениях