<<
>>

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ

К стр. 285.

1 «Политический трактат» — последнее произведение Спинозы. Смерть помешала философу завершить работу над этим произведением, которое впервые было опубликовано в его «Посмертных Сочинениях» (Opera Posthuma) в конце 1677 г.

История написания этого произведения не вполне ясна. Частые ссылки на «Этику» в тексте «Политического трактата» дают основание предположить, что «Политический трактат» Спиноза писал в 1675-1677 гг.

Как явствует из «Переписки» Спинозы (см. письмо 84 и примечание к нему 411), во второй половине 1676 г. философ писал 7-ю главу своего последнего произведения; та же «Переписка» (см. письмо 44) показывает, что мысль высказаться определеннее по вопросам политики возникла у Спинозы еще в феврале 1671 г., вскоре после выхода в свет «Богословско-политического трактата». Вполне возможно, что события 1672 г. (убийство Яна де Витта и приход к власти Оранской партии), которые Спиноза глубоко переживал, способствовали тому, что философ занялся выяснением основных условий устойчивости государственных форм.

Существуют два русских перевода «Политического трактата». Первый из них — под ред. Е.В. Спекторского — был издан в Варшаве в 1910 г., второй — перевод С.М. Роговина и Б.В. Чредина — в том же году в Москве. Последний перевод и предлагается теперь советскому читателю. Он сверен с гейдельбергским изданием сочинений Спинозы под ред. Гебхардта, в нем исправлены отдельные неточности, кое-где изменена терминология. При сверке учтены французский перевод Аппюна (Oeuvres de Spinoza, traduites et annotees par Ch. Appuhn, t. 3, Paris, 1929) и английский Илуиса (The Chief Works of Benedict de Spinoza, transl. from the lat. by R. H. M. Elwes, vol. 1 2, New-York, 1950).

К стр. 287.

2 Имеется в виду произведение одного из основоположников утопического социализма — английского писателя-гуманиста Томаса Мора (1478-1535), выпустившего в 1516 г.

«Золотую книгу, столь же полезную, как забавную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопии»». С тех пор слово «утопия» ста ли употреблять в нарицательном смысле: «место, которого нет».

К стр. 296.

3 Формула о человеке как животном общественном принадлежит Аристотелю. От него она стала известна и схоластикам. Не совсем ясно, почему Спиноза приписывает ее последним, хотя в его библиотеке имелся латинский перевод «Политики» Аристотеля.

К стр. 312.

4 В этом месте «Политического трактата» Спиноза явно полемизирует с Гоббсом, развивавшим такие взгляды.

К стр. 313.

5 Макиавелли Никколо (1469-1527) — известный итальянский политический мыслитель, пропагандист сильного централизованного итальянского государства. Для создания такого государства Макиа-

669

велли считал возможным использовать любые, даже самые аморальные средства. Два главных трактата Макиавелли — «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия» и «Князь» — были хорошо известны Спинозе.

К стр. 315.

6 Здесь Спиноза опять полемизирует с Гоббсом, который в гл. X своего сочинения «О гражданине» высказывается за бесправное положение детей, рабов и подданных.

7 Курций Руф, Квинт (I век) — римский историк, написавший «Историю Александра Великого» (Македонского). Спиноза часто ссылается на это произведение как в «Богословско-политическом», так и особенно в «Политическом трактате».

К стр. 324.

8 Спиноза ссылается здесь на так называемую «книгу Даниила» — апокалиптическое произведение Библии (Ветхого завета), выпущенное под именем некоего мудреца Даниила во время восстания евреев против Селевкидов в 164 г. до н.э.

К стр. 327.

9 Саллюстий, Гай Крисп (86-35 до н.э.) — римский историк, сторонник Цезаря. Из его произведений особенно выделяются «Югуртинская война» и «О заговоре Каталины». Здесь Спиноза цитирует из произведения «Два письма об упорядоченном государстве», которое ошибочно приписывалось Саллюстию.

К стр. 331.

10 См.

прим. 17 к «Основам философии Декарта».

11 Спиноза имеет в виду эпизод, описанный римским историком Тацитом (ок. 55 — ок. 120 гг.) в «Истории» I, 25. В «Политическом трактате» Спиноза часто, не указывая источника, заимствует факты из произведений этого историка (см. прим. 103 к «Богословско-политическому трактату»).

12 Антонио Перес (1539-1611) — испанский государственный деятель, писатель. Спиноза имеет в виду его книгу «Общественное право, выясняющее тайны и права князей», появившуюся (на латинском языке) в Амстердаме в 1657 г.

К стр. 334.

13 Заимствовано Спинозой у Тацита («История», П, 84).

К стр. 339.

14 Опять полемика с Гоббсом («О гражданине», X, 14).

К стр. 357.

15 Под инициалами V.H. подразумевается известный голландский публицист Ван ден Гове (1618-1685), друг великого пенсионария Яна де Витта, литературный истолкователь его политической программы; Спиноза не называет его имя полностью в связи с убийством де Витта и преследованием его сторонников. Здесь (как и в других местах «Политического трактата») Спиноза имеет в виду сочинение Ван ден Гове «Соображение о государстве, или политические весы», вышедшее в Амстердаме в 1661 г.

670

К стр. 365.

16 См. стр. 190-192 наст. тома.

К стр. 372.

17 Спиноза имеет в виду эпизод, положивший начало 2-й Пунической войне: в 219 г. до н.э. карфагенский полководец Ганнибал взял в Испании город Сагунт, находившийся в союзе с Римом, что послужило началом военных действий между Карфагеном и Римом.

К стр. 373.

18 Имеется в виду Макиавелли (см. прим. 5).

К стр. 375.

19 Спиноза цитирует одно из писем Цицерона «К брату Квинту» (Ш, 8, 4).

<< | >>
Источник: Бенедикт Спиноза. Избранные произведения Том второй. 1957

Еще по теме ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ:

  1. 91. Выдача виновных в политических преступлениях
  2. 1.3. Античные корни политической науки
  3. 12.2. Предпосылки формирования политической философии вновое время
  4.   СТРУКТУРА ТРАКТАТА ДИОГЕНА ЛАЭРЦИЯ В СВЯЗИ С АНАЛИЗОМ СОДЕРЖАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КНИГ ТРАКТАТА  
  5. Политическая экономия
  6. 1. ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ — «СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» КИЕВСКОГО ПИСАТЕЛЯ XI В. ИЛАРИОНА
  7. 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА
  8. 6. «ВРЕМЕННИК» ИВАНА ТИМОФЕЕВА И СИСТЕМА ЕГО ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ
  9. 4. Сборники трактатов
  10. § 2. Политическая практика индусских националистических организаций. Идеология Хиндутвы на политической арене.
  11. Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ
  12. «БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ»
  13. ТРАКТАТ ОБ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАЗУМА И О ПУТИ, КОТОРЫМ ЛУЧШЕ ВСЕГО НАПРАВЛЯТЬСЯ К ИСТИННОМУ ПОЗНАНИЮ ВЕЩЕЙ
  14. БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ
  15. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ
  16. ПРИМЕЧАНИЯ «БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ»
  17. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ
  18. 4. Яков I. «Истинный закон свободной монархии». Политический трактат[5]