<<
>>

ЧТО ЕСТЬ ЕВРОПА?

Рован и Веттиг далеко не одиноки. Можно, конечно, понять представителей Запада, претендующих ныне на свою полную исключительность в мире, где все осложняется и грозит побить рекорды известных ранее кризисных глубин.
Кое-какие основания у них для этого есть (хотя никогда не следует абсолютизировать свои успехи и забывать о будущем, которое вполне может быть не таким безоблачным). Складывается твердое впечатление, что западные теоретики (а за ними и многие восточные) прикрепили определение "европейский" только к понятию "Запад", и чем дальше территориально цивилизационные разновидности и вариации в Европе отстоят от западной оконечности континента, тем меньше у них шансов быть признанными совместимыми с европейской сущностью. Таким образом, мы снова и снова сталкиваемся, как правило, с намеренным, но часто и подсознательным отождествлением европейской цивилизации в целом с одной из ее частей, а именно с западноевропейской цивилизацией.

По существу, в определенных условиях западноевропейская цивилизаци- онная общность действительно имеет все основания претендовать на то, чтобы рассматриваться как самостоятельная цивилизация (все зависит от определения понятия, которое еще далеко от научной точности). На тех же основаниях на титул самостоятельной цивилизации смогут претендовать и четко выраженная культурно - историческая общность Центральной и Восточной Европы, а также российское цивилизационное пространство. Однако в таком случае нам придется (и, как правило, это уже делается явочным порядком) ввести понятие сверхцивилизации (суперцивилизации), которое и объединит все названные цивилизации в единое общеевропейское цивилизационное пространство, т.е. в Большую Европу, являющуюся исторической, политической, экономической и культурной реальностью. Ибо делить цивилизационную общность на более мелкие единицы и фрагменты можно до бесконечности. Но, встав единожды на этот путь, никто не в силах будет остановиться.

Сепаратистские ("национально-освободительные", "религиозно-освободительные" и т.д.) движения во всем мире ежедневно наглядно это демонстрируют. Их действия ведут в никуда, во всеобщий хаос, к концу всякой цивилизации. Это гибельный путь.

Разумеется, имеются все основания рассматривать Россию как продукт единственного в своем роде взаимодействия специфических географических, этнических, исторических, религиозных, экономических, политических, персональных факторов - неповторимый цивилизационный феномен. Однако как можно в таком случае отказывать в этом же, скажем, Франции, или Германии, или Испа-

U U U U Л ТЛ U

нии, или любой другой европейской нации? Разве эти разновидности единой ци-

вилизационной общности менее неповторимы, менее самобытны, менее уникальны, чем ее российский вариант? Неужели их духовно-психологический склад менее четко очерчен и не так выделяется своей оригинальностью? Разве неправы французы, которые уже давно выделяют французскую цивилизацию? Или англичане, отстаивающие свою британскую идентичность?

Исторически сложившимся связям России с Северной Азией соответствуют не менее интенсивные связи Франции с Северной Африкой, Великобритании с Северной Америкой, Австралией, Новой Зеландией и обширными регионами той же Азии, Бельгии и Голландии с их бывшими колониями по всему свету. Единству общеевропейской цивилизации соответствует и то характерное обстоятельство, что многие европейские нации, чья принадлежность к Европе неоспорима, воспринимают русских психологически, ментально и эмоционально как своих более близких родственников, чем некоторых непосредственных соседей, чья европейская сущность, впрочем, также не подвергается сомнению. Объективные реальности подводят к выводу о том, что возникшая в Европе цивилизация давно уже превратилась в сверхцивилизацию, влияние которой распространи лось далеко за пределы континента, что, однако, не подорвало ее внут-реннего единства. Общеевропейская цивилизация и сегодня определяет облик континента, где она зародилась, ощутимо отличаясь от своих ответвлений в других частях света, хотя "пуповина" и сохраняется.

Очень важно по достоинству оценить тот момент, что единство общеевропейской цивилизации возникло из продолжавшегося веками синтеза весьма разнородных компонентов.

Культурная общность Европы произросла из многочисленных этнических корней - ее основы заложили помимо индоевропейских племен также этруски, кельты, угро-финны, баски, татары, степные народности великой южнорусской равнины. Ее сущность, определяемая, бесспорно, христианским вероучением отразила одновременно влияние разнообразных верований, вплотную примыкающих к нехристианским религиям, а иногда и прямо включивших в себя их элементы. Европейская история, сравнительно рано экономически и политически сблизившая первоначально возникшие самостоятельные субрегиональные фрагменты континента, не навязала его частям единообразия, сохранив в Европе существенные различия, местные особенности, которые, со своей стороны, придают ей неповторимый колорит самобытности. И если в иных регионах земного шара противоречия и крайности просто сосуществуют друг с другом, никак не взаимодействуя между собой, то сила общеевропейской цивилизации заключается как раз в ее феноменальной способности органически соединять на первый взгляд несовместимое и в конечном счете сводить воедино кажущееся непримиримым. Прежде всего национальное своеобразие европейских народов служит не источником развала, а конструктивным фактором постоянно развивающейся общеевропейской идентичности. Этот многосложный и потому необычайно прочный сплав создавался изначально при активном участии России, российской цивилизации.

<< | >>
Источник: Т.А. Шаклеина.. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991-2002. Хрестоматия в четырех томах Редактор-составитель Т.А. Шаклеина. Том III. Ис-следования. М.: Московский государственный институт международных отношений (У) МИД России, Российская ассоциация международных исследований, АНО "ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование.)",2002. 491 с.. 2002

Еще по теме ЧТО ЕСТЬ ЕВРОПА?:

  1. НАРОД
  2. 4.ТРОИЦА: БОГ ХРИСТИАН
  3. Глава XIV.ОТЕЦ ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ
  4. ИЗБРАННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ
  5. О славянской письменности
  6. Указатель слов к разделу «Орфография»
  7. 1.3. Вопросы опекунства,  использование принципа дативности и  особые коллизий, возникающих в семейном праве России второй половины 19 века.
  8. ОЧЕРК ИСТОРИИ КАФЕДРЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА ХАРЬКОВСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ЗА 50 ЛЕТ (1920-1970 гг.)
  9. § 27. Фразеологизмы.
  10. КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ, КАК ИСКРЕННЕ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛЮБИЛИ...
  11. Существительные со значением «носитель предметного признака»
  12. ФРЕЙД
  13. Глава XIV Отец Павел Флоренский
  14. УКАЗАТЕЛЬ СЛОВ К РАЗДЕЛУ «ОРФОГРАФИЯ»
  15. Джон Дэвисон Рокфеллер — человек-легенда
  16. 4.1.1. Фразеологические единицы языка