<<
>>

Что есть «человек».

Ветхий Завет, основывая Богопознание преимущественно на внешних проявлениях силы Бога во вселенной, удивлялся величию человека не самому по себе, а в перспективе его ничтожества.

«Когда взираю я на небеса Твои, — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые

Л

111 Greg. Nyss. De hom. opif. Prol. (SC 6, 81)

112 Greg. Nyss. De hom. opif. XI. 156 b (SC 6, 122).

113 Bas. Magn. Hom. 16. 1,4 Пс. 8:4-6.

115 Пс. 143:4.

116 Иов. 14:3.

Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его...»114. Ни одна стихия не могла сравниться с человеком по своей кратковременности и, следовательно, по своему несоответствию Богу. «Человек подобен дуновению, дни его - как уклоняющаяся тень»115. «И на него-то - недоумевал Иов - Ты отверзаешь очи Твои, и меня ведешь на суд с Тобою?»116. Несмотря на утверждение полной непознаваемости Бога, стремление к Богопознанию не угасало в

Ветхом Завете. «Итак познаем, будем стремиться познать Господа. — призывал пророк Осия. - Как утренняя заря явление Его, и Он придет к нам как дождь, как поздний дождь оросит землю»117. В книге Иова

I 1 о

утверждается, что «Бог велик, и мы не можем познать Его» . однако в конце Иов говорит: «я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя»119. Таких антиномий в Библии множество. Первые проповедники Нового Завета стремились истолковать призывы древних пророков к Богопознанию. Апостол Павел говорил о «познании тайны Бога и Отца и Христа», которое совершается через Сына, ибо в Нем «сокрыты все сокровища премудрости и ведения»120. Апостол Иоанн Богослов уточнял, что единственный путь такого познания - соблюдение

121

заповедей Христа . И тут же он удостоверял «отцов» христианской общины в том, что они «познали Сущего от начала», и «отроков» - в том, что они «познали Отца» .

Неудивительно, что самопознание каппадокийцы понимали как

123

117 Ос. 6:3.

118 Иов.

36:26. 1,9 Иов. 42:5.

120 Кол. 2:2-3.

121 1 Ин. 2:3.

122 Там же. 2:13.

123 Pelikan J. Christianity and Classical Culture. Bingham, 1993. P. 122.

26

сложнейшую из наук . Преуспеяние в ней было бы и вовсе невозможно для человека, если бы не милосердие Божественного Логоса, Который «обнищал ради нас». Каппадокийцы отчетливо понимали Боговоплощение не как нормальное восхождение человеческой природы на ступеньку божественного, а как властное воздействие Божества на эту природу. «Домостроительство спасения», по Василию Великому, есть то, что наиболее показывает сверъестественную силу Логоса. «Ибо это -величайшее доказательство силы, что Бог возмог быть в человеческом естестве. Силу Слова Бога не только доказывает создание неба, земли, моря, воздуха, произведение величайших стихий, и все, что ни представим премирного и преисподнего, сколько домостроительство вочеловечивания и снисхождение к уничиженному и немощному человечеству» . Свт. Амфилохий Иконийский выразил эту мысль максимой: «чего не делает природа, то совершает сила»125, подразумевая под «природой» человечество, а под «силой» Божество. Полемика каппадокийских учителей с Евномием, который утверждал одновременно логическую познаваемость Бога и Его совершенную непричастность человеку по природе, имела прежде всего сотериологическое основание126. Защитники Никейского символа веры были воодушевлены идеей воздействия на человека благодати, то есть освящающей силы Творца, вплоть до обожения. Учение о Боге в его связи с антропологией подробнее будет рассмотрено в § 3 настоящей главы.

<< | >>
Источник: Неганов Владимир Владимирович. Антропология каппадокийской школы. Диссертация кандидата философских наук: 09.00.03, Москва 2006. 2006

Еще по теме Что есть «человек».:

  1. Что есть «человек».
  2. Проза декабристов(романтическая повесть первой половины 1820 х гг.)
  3. "Человек природы" в русской литературе XIX века и "цыганская тема" у Блока
  4. ДЕЛО ЗЕЛЕНОГО ЧЕЛОВЕКА
  5. ЧЕЛОВЕК-МАШИНА  
  6.   (С) Им несть диктует...  
  7.   (С) Честь не позволит отныне никому...  
  8.   19. О том, что Иисус есть соединение бога и человека  
  9. 88. РУССКИЙ КРЕСТЬЯНИН И СОБСТВЕННОСТЬ
  10. § 89. И. Христос есть истинный человек
  11. 2. Философские и религиозные идеи преображения человека и космоса в музыке “серебряного века”
  12. § 1. Честь, достоинство, деловая репутация как социально-правовые категории
  13. VIII. Враг порядка — человек
  14. Из двух первичных видов древнерусского холопства наиболее тесную историческую связь с крепостным правом на крестьян имело холопство кабальное