<<
>>

12.8.Политическая аксиология

"Политические вещи" по своей природе предполагают ах одобрение или осуждение, выбор или отклонение. В глазах заинтересованных лиц в принципе они не могут быть нейтральны, поскольку сопряжены с выбором, принятием решений, приверженностью, оценкой и т.д.

Они

тесно связаны с такими ключевыми категориями человеческой жизни, как добро и зло, справедливость и несправедливость, свобода и несвобода, равенство и неравенство и т.д. Другими словами, политическая философия имеет дело с пониманием и толкованием человеческих целей, а там, где речь идет о целях, непременно присутствуют ценности. Поэтому уже по самому своему определению политическая философия пронизана морально-этическим началом, изучение политики не может не иметь моральное измерение. Не случайно еще И.Кант выделял два самостоятельных уровня реальности — феноменальный, соответствующий науке, и ноуменальный, соответствующий этике. Если первый создается человеческим разумом и рационален по своей природе, то второй трансцендентален по отношению к человеческой жизни, на нем зиждется этическая и духовная жизнь человека.

Хотя в реальной жизни такое разграничение носит весьма условный характер, с идеально- типологической и эпистемологической точек зрения оно вполне правомерно и даже необходимо. Такое разграничение следует провести и в сфере политической, особенно политико-правовой. Это тем более необходимо, если учесть, что нередко политику отождествляют с корыстным интересом, а нравственность — с бескорыстием. Отвергая такой подход, в сфере политики важно разграничить прежде всего профессиональное начало и нравственное, право и нравственность.

Политическая философия, включающая комплекс теорий, концепций, идей, имеет одной из своих целей легитимизацию или делегитимизацию определенного политического порядка. Она призвана выявлять истинность или ложность общепризнанных политических норм и ценностей, поэтому всегда ставит под сомнение господствующие концепции политического порядка.

При этом она призвана определить некую магистральную линию политического развития. С этой точки зрения, пожалуй, прав был

Э.Берк, который утверждал, что дело теоретика — философа —

доказать истинные цели государства, а дело политика — практика - найти соответствующие средства для достижения этих целей и успешно пользоваться ими.

Очевидно, что политическая философия не может не затрагивать аксиологический аспект мира политического. Более того, можно говорить о политической аксиологии как самостоятельном подразделе политической философии, если учесть, что политическая философия имеет дело не только с сущим, но и должным, она оперирует гипотетико-дедуктивными категориями по формуле "что было бы, если бы", категориями добра и зла, реального и идеального и т.д. Она отдает предпочтение той или иной политической системе, например демократии перед тоталитаризмом или наоборот, может предлагать свои модели политического развития в качестве наиболее совершенной альтернативы и т.д. Все это говорит о том, что мир политического и политическая философия как неотъемлемая часть его пронизаны морально- этическим началом.

<< | >>
Источник: Гаджиев К.С.. Введение в политическую науку: Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное. М.: Издательская корпорация "Логос",1999. - 544 с.- ил.. 1999

Еще по теме 12.8.Политическая аксиология:

  1. 12.4. Что есть политическая философия?
  2. 12.8.Политическая аксиология
  3. Структурализм.
  4. 2. Религия как ценность в буржуазной культурологии  
  5. Россия: особенности мировоззренческих ориентиров и ценностей
  6. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
  7. БИБЛИОГРАФИЯ
  8. ТЕРМИНЫ
  9. ЛЕКЦИЯ 1. Проблема правопонимания в истории человеческой   мысли
  10. ЛЕКЦИЯ 6.  ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ
  11. 1.4. Предмет теории государства и права
  12. Две тенденции в развитии политической философии
  13. Что такоеполитическая философия?
  14. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ