<<
>>

Типы партий

Мир партий многообразен. Они отличаются не только названиями, но и более существенными признаками, что позволяет выделить разные их типы.

В зависимости от социальной базы различают:

· партии моносредные, состоящие исключительно из представителей каких-то отдельных групп, слоев, классов (например, партии женские, националистические, рабочие, буржуазные и т.д.);

· партии промежуточные, включающие в себя представителей нескольких социальных групп, слоев, классов;

· партии универсальные, объединяющие все общество вне зависимости от наличия групповых и классовых преград;

· корпоративные партии, представляющие более узкие групповые интересы (отдельных слоев бизнеса, рабочего класса и др.).

Общей тенденцией развития партий является размывание моносредных партий и превращение их либо в универсальные, либо в более узкие, корпоративные.

Известны и другие типологии политических партий.

Самая популярная из них была разработана М. Дюверже, который обратил внимание на особенности инфраструктуры партии и характер членства. В значительной степени опираясь именно на его сравнительный анализ партий, политологи выделяют следующие их типы:

· прямые и непрямые партии. В первых (большинство социалистических и коммунистических партий) индивид непосредственно связан с партийной общностью, платит взносы, участвует в собраниях местной организации. Во вторых (британские лейбористы) индивид входит в партию как участник другой организации (профсоюза, кооператива) – коллективного члена партии;

· партии со слабой и сильной структурой. Уставы первых партий не регламентируют принципы организации низовых ячеек и способы их интеграции (большинство консервативных партий). Во втором случае структура базовых элементов тщательно регламентирована. По этому типу построено большинство социалистических, коммунистических, христианско-демократических партий. Централизм и жесткость структуры часто является причиной олигархизации партии, укрепления господства вождей над рядовыми членами партии;

· централизованные и децентрализованные. В централизованных партиях все решения принимаются центральным руководством, компетенция низовых организаций существенно ограничена (британская Консервативная партия). Децентрализованные партии, напротив, предполагают более широкие полномочия местных организаций и даже допускают наличие фракций в собственных рядах. Высокий уровень децентрализации характерен и для демократов и республиканцев в США. Для них характерно более терпимое отношение к проявлению разнообразных взглядов в своих рядах, а региональные организации независимы от национальных партийных комитетов в организации выборов членов Конгресса;

· «мягкие» и «жесткие» партии. Подобная типология относится к парламентским партиям и характеризует то, насколько депутат может действовать независимо от партийной парламентской фракции. Например, депутаты от СПС в Государственной Думе России, демократы и республиканцы в Конгрессе США могут голосовать по собственному усмотрению. Американский президент не всегда может быть уверен, что за его программы члены его партии, заседающие в Конгрессе, будут голосовать как один. Консервативная партия Великобритании, «Единство» и Народная партия России, наоборот, пример «жестких» партий, требующих соблюдение дисциплины голосования.

В зависимости от организационной структуры, количества и характера членства партии могут быть разделены на:

· кадровые представляют собой объединение небольшой по количеству группы значимых людей (политтехнологов, финансистов, популярных личностей) вокруг конкретных политиков.

Для такого рода партий типичны свободное членство (нет системы регистрации членов), отсутствие регулярных взносов и нестабильность состава. Активность кадровых партий проявляется преимущественно во время выборов и направлена на организацию поддержки избирателей своих кандидатов. В качестве примеров подобных партий обычно приводят Республиканскую и Демократическую партии США (правда, сам М. Дюверже относил их к полумассовым). Каждая из этих партий насчитывает две-три тысячи профессиональных партийных функционеров;

· массовые партии отличаются от кадровых гораздо большим количеством членов; более высокой степенью организованности; наличием определенной партийной дисциплины и идеологии; фиксированным членством. Эти партии, работающие на постоянной основе, имеют разветвленный управленческий аппарат и многочисленную сеть местных организаций. Партия ориентируется на рекрутирование новых членов, решая тем самым финансовые (взносы) и политические проблемы, демонстрируя во время выборов свою независимость от денежных мешков. Примером состоявшейся партии такого типа в современной России является КПРФ;

· открытые и закрытые партии. Подобное деление акцентирует внимание на разных способах рекрутирования новых членов. В первых партиях вступление в нее ничем не регламентируется, во-вторых, – предполагается соблюдение ряда условий и формальностей: рекомендации, анкеты, окончательное решение местного подразделения партии. В прошлом жесткая регламентация приема была характерна для КПСС, а также других коммунистических и социалистических партий. Но сегодня, когда партии столкнулись с проблемой сужения своей социальной базы, большинство партий стали открытыми.

По степени причастности индивида к партии М. Дюверже предложил различать тоталитарные и специализированные партии. В первых (фашистские партии, КПСС) партийность становится своего рода образом жизни, вся жизнь человека ставится на службу партии, сама же она выходит за рамки собственно политической сферы и распространяет свое влияние на семейную жизнь и досуг индивида. Тоталитарные партии всегда носят закрытый характер, запрещают фракционность. Специализированные партии не предполагают такой степени слияния индивида с партией. В них возможно многообразие взглядов, оформленных во фракции и течения.

В зависимости от места, занимаемого партией в политической системе, выделяют:

· правящие партии – партии, получившие в результате выборов в законодательный орган страны право формировать правительство и реализовывать политическую программу развития общества в соответствии со своими целями. Правящих партий может быть одна или несколько. В последнем случае они объединены в коалицию;

· оппозиционные партии – партии, потерпевшие поражение на выборах или не допускавшиеся к выборам существующим режимом и, в силу этого, сосредоточившие свою деятельность на критике официального правительственного курса и на разработке альтернативных программ. Оппозиционные партии, в свою очередь, могут быть разделены на играющие существенную роль в обществе и не играющие существенной роли. Например, после президентских выборов 7 ноября 2001 г. в США республиканцы стали правящей партией, демократы – оппозиционной партией, играющей существенную роль, а более двадцати других партий остаются оппозиционными партиями, не играющими существенной роли. Кроме этого оппозиционные партии могут быть легальными, т.е. зарегистрированными и действующими в рамках закона; незарегистрированными, но и незапрещенными; нелегальными.

Наконец, в зависимости от отношения к идеологии и ее направленности выделяют следующие типы партий:

· идейно-политические, которые строятся на базе идеологии: коммунистические, социал-демократические, либеральные, конфессиональные, фашистские;

· проблемно-ориентированные партии, сконцентрированные вокруг одной проблемы или группы проблем (партии «зеленых», женские партии);

· электоральные партии: межидеологические и даже внеидеологические организации, выдвигающие набор целей, ориентированные на широкие массы населения.

Партии выступают носителями разных идеологий.

Политическая идеология – это система взглядов, теорий, доктрин, выражающих интересы и властные устремления определенных социальных групп. Идеология содержит в себе три компонента: 1) объяснение существующей действительности (что правильно, а что нет); 2) система ценностей (того, к чему следует стремиться и чему придается особое значение); 3) представления о целях и тактике их достижения . Идеологическая доктрина играет существенную роль в интеграции самих партии, сплачивая вокруг них людей с общими взглядами на действительность и политическими устремлениями. Наконец, идеология – это и канал связи между партией и массами ее сторонников.

Остановимся на наиболее значимых идеологиях, разделяемых современными партиями: консервативной, либеральной, социал-демократической и коммунистической.

В основе консерватизма лежит идея несовершенства человеческой природы, что служит обоснованием следующих положений:

· неизбежности социального неравенства и иерархичности общественных отношений;

· потребности в поддержании морали, религии, традиции как регуляторов поведения человека;

· понимания социального порядка как следования устоявшимся моделям власти и традиционным образцам взаимоотношений;

· потребности в сильном государстве. Функция последнего – защита собственности и жизни граждан, традиционных социокультурных норм, а в целом – социального порядка и законности;

· прямая демократия несовершенна. Качествами лидера наделяются далеко не все, поэтому только отдельные из них могут взять на себя ответственность по руководству другими.

В сравнении с другими идеологиями консерватизм на первое место ставит социальный порядок, предпочитая его свободе и равенству. Не отрицая возможности социальных изменений, консерваторы считают, что они могут быть успешны, если будут достигаться эволюционным, а не революционным путем. Элементы консерватизма можно увидеть в программах многих европейских партий (например, британская Консервативная партия), а в США – в заявлениях политиков-республиканцев. В последние десятилетия классический консерватизм трансформировался в неоконсерватизм, который, с одной стороны, отстаивает традиционные консервативные ценности (семья, религия, мораль, порядок и законность), а с другой – обращается к либеральным ценностям (права человека, свобода личности). Современный консерватизм полностью не отрицает и необходимости государственного регулирования, в то же время считая, что государство не должно мешать развитию рынка и ограничивать конкуренцию.

В либерализме на первом месте стоит принцип индивидуализма: автономность личности, свободное проявление личной инициативы. Как политическая идеология либерализм включает в себя следующие принципы:

· индивидуальная свобода, корни которой лежат вне политики – в частной жизни, в предпринимательстве;

· конституционный порядок, закрепляющий и гарантирующий свободы личности;

· народный суверенитет. Правительство формируется с согласия народа, а каждый гражданин имеет право влиять на принятие политических решений.

В рамках теории либерализма получили развитие идеи правового государства и разделения властей.

Классический либерализм свободу личности и равенство возможностей считает более приоритетными, нежели социальное равенство. Рынок и свободная конкуренция рассматриваются как условия реализации равных возможностей в экономической сфере. Но во второй половине ХХ в. классическая либеральная идеология претерпела ряд изменений. Более демократический вариант либерализма (социал-либерализм) пересмотрел формулу классического либерализма «минимум государства – максимум рынка» и не отрицает как необходимости государственного регулирования экономики (регулирование монополий, рынка труда и т.д.), так и социальных программ, призванных смягчить крайности социального неравенства. В последнее десятилетие на смену социальному либерализму пришел неолиберализм, делающий упор не столько на прямые программы помощи нижнему классу, сколько на создание условий для его профессиональной подготовки и переподготовки как реального воплощения идеи равенства возможностей. В США идеи неолиберализма получили практическое воплощение в деятельности администрации президента Б. Клинтона. Одновременно есть сторонники и более радикальных вариантов либерализма:

· либертарианство, которое включает в себя установку на «нулевое государство» (ограничение действий государства, которые могут нанести урон рынку), и выступает за расширение свободной конкуренции. Государство должно охранять лишь фундаментальные права человека, отдавать предпочтение равенству возможностей перед социальным равенством;

· либертаризм, исходящий из идеи терпимости и предоставления полной свободы индивидам в выборе стилей жизни и моделей поведения. С их точки зрения любое действие простительно, если оно не наносит вреда другим. В США эти идеи отстаивает Либертаристская партия.

Социал-демократическая идеология утверждает ценности свободы, справедливости (равенства) и солидарности. Достижение этих ценностей осуществляется через эволюционное преобразование капиталистического общества в новое состояние – демократический социализм. Путь к последнему лежит через утверждение политической, экономической и социальной демократии. Политическая демократия предполагает развитие правового государства, институтов гражданского общества, местного самоуправления. Под экономической демократией понимается соучастие рабочих в управлении предприятиями, сосуществование форм собственности («смешанная экономика»), ограничение стихии рынка и крупного частного капитала государственным регулированием и антимонопольным законодательством. Социальная демократия рассматривается как тенденция выравнивания благосостояния и статусов людей через механизм перераспределения доходов в пользу малообеспеченных слоев населения. В отличие от анархистов и коммунистов социал-демократия рассматривает государство не как негативную силу, а как инструмент достижения справедливости и равенства. Действительно, обеспечение гарантий социальных и экономических прав (права на работу, жилье, медицинское обслуживание и др.) требует более активной правительственной политики. Представление социал-демократии о классовой борьбе отличается от традиционного марксистского подхода. «Классовая борьба» ограничена спектром конвенциональных форм поведения, главное из которых – участие в выборах. После Второй мировой войны социал-демократия стала одной из основных политических сил во многих странах мира, но прежде всего в Европе.

С 80-х гг. ХХ в. глубокий идейно-теоретический кризис испытывает коммунистическая идеология. Для нее характерна идея коренного переустройства общества: устранение частной собственности как средства достижения экономического, социального и политического равенства, подлинного народовластия, понимание справедливости как отсутствия эксплуатации, идея построения первоначально социалистического, а затем и бесклассового коммунистического общества. Несмотря на резкое сокращение численности коммунистических партий, во многих постсоциалистических странах, в том числе и в России, эти партии сохранили свое влияние на часть населения. Некоторые из них, несмотря на присутствие в названии определения «коммунистическая», по своим программам ближе к умеренной социал-демократии (например, КПРФ – Коммунистическая партия Российской Федерации). Современные коммунисты смягчили свою негативную оценку рынка, заявляя о необходимости формирования планово-рыночной, социально-ориентированной экономики. В тоже время сохраняются партии и движения, ориентированные на более радикальные версии коммунистической идеологии (РКРП – Российская коммунистическая рабочая партия, РПК – Российская партия коммунистов).

Для характеристики идейно-политического спектра партий используется другая система координат, обозначаемая в терминах: «левые», «правые», «центристы». Принадлежность партии к тому или иному флангу определяется ее отношением к объему государственного вмешательства в экономические процессы, к рынку и социальным программам. К правым относят партии, которые ориентированы на достижение экономической эффективности путем стимулирования «свободной игры» субъектов рынка при минимальном вмешательстве государства в экономику, на более экономное государство, что может быть достигнуто посредством упорядочения социальных выплат и пособий, ограничением числа получателей социальной помощи (только наиболее слабые и обездоленные группы населения). Для правых партий также характерно подозрительное отношение к любым альтернативным формам коллективного управления.

Левые партии, напротив, делают акцент на «социальной» эффективности, пути достижения которой им видится в ограничении стихийных проявлений рынка, в активном государственном регулировании экономических процессов, в уменьшении социального неравенства через расширение социальных программ. В сфере власти левые привержены моделям коллективного самоуправления на производстве и демократии участия. К левому флангу традиционно относят партии социал-демократические и умеренных коммунистов.

К центру принадлежат партии, чьи предпочтения в отношении рынка и государственного регулирования четко не определены либо носят компромиссный характер. В странах Запада этот сектор политического пространства чаще всего занимают либералы.

Наряду с подобным делением в политологии существует представление о крайне левом и крайне правом флангах, к которым относят партии, имеющие особые радикальные программы. Западноевропейская традиция относит к крайне левому флангу радикалов, коммунистов и анархистов. Под крайне правыми обычно понимают националистов и религиозных фундаменталистов.

<< | >>
Источник: Неизвестный. Лекции по политологии. 0000

Еще по теме Типы партий:

  1. 22. Типология партий и партийные системы, тенденции их развития.
  2. 6.6. Особенности межпартийной конкуренции
  3. 6.11. О перспективах развития партийной системы в России
  4. Два типа вовлеченности
  5. 1. Политическая партия: ее место, роль и функции в социуме
  6. 1. Пропаганда решений X съезда РКП(б) среди кадров партии* Разгром партией капитулянтско-троцкистских попыток искажения нэпа 
  7.   2. Массово-разъяснительная работа партии среди трудящихся после перехода к новой экономической политике  
  8.   3. Мероприятия партии по улучшению внутрипартийной работы. Чистка партии 1921 г. и дальнейшее укрепление партийных рядов  
  9. 1. Новые задачи и значение идеологической работы партии после перехода в новой экономической политике. Разгром партией идеологии капиталистической реставрации 
  10.   2. Борьба партии за укрепление идеологического фронта и мероприятия в области культурного строительства в 1921 — 1922 гг.  
  11. § 2. Государство и партии.
  12. § 1. Язык на вооружении партийной идеологии начала ХХ века
  13. Типы партий
  14. Партийные системы